Пояснительная записка + тематическое планирование (литературное чтение) УМК "Школа 2100" 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literaturnoe_chtenie.docx | 39.81 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx | 74.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
(литературное чтение)
1 класс
Учебник:
- «Литературное чтение» («Капельки солнца»), (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во часов | Виды деятельности | № задания | Дата | |
предметные | метапредметные, личностные | ||||||
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть»(8ч) | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; составление рассказов по опорным картинкам; |
| |||||
1. | Любимые игрушки. А. Л. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку». | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения; | 1 | Выразительное чтение; беседа; работа с учебником; чтение по ролям; | с.8-15 | 6.04-10.04 | |
2. | Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства». | Знать название, основное содержание литературного произведения; Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части; | 1 | Комментированное чтение; работа с учебником; диалог с автором; | с.16-20 | 6.04-10.04 | |
Д. | В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк Шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши», И. Демьянова «Скакалочка». Второй урок вежливости. | с. 21-40 | |||||
3. | Играть – это увлекательно. Е. Чарушин «Никита - охотник». | Знать содержание произведения; Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; | 1 | Работа с учебником; составление рассказа по опорным картинкам; озаглавливание частей; | с.41-43 | 6.04-10.04 | |
4. | Игры в слова. Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…» | Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте; | 1 | Работа с серией картинок и текстами Г. Остера; игры в слова; заучивание стихов; | с.44-52 | 6.04-10.04 | |
Д | Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть. Третий урок вежливости. | ||||||
5. | Почему Незнайка не стал поэтом? Н. Носов «Приключения Незнайки» | Знать содержание произведения; Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы; | 1 | Работа с учебником; чтение с комментированием; ответы на вопросы; парно-групповая работа; | с.53-58 | 13.04-17.04 | |
6. | Как найти настоящих друзей? Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» Проверочная работа №1 | Знать содержание литературного произведения; Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу; | 1 | Творческая работа; игры в рифмы; сочинение стихов; чтение по ролям; работа с учебником; групповая работа; проверочная работа; | с.59-63 | 13.04-17.04 | |
7. | Обобщение по разделу: «Попрыгать, поиграть». | Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его | 1 | Выставка рисунков; устные рассказы детей; контроль техники чтения; | с.64 | 13.04-17.04 | |
Раздел 2. «Наш дом»(6ч) | Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным; регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество; познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть; | ||||||
8. | Что можно увидеть в обычном дворе? Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» | Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану | 1 | Беседа; Работа с серией картинок; Коллективный пересказ текста; | с.66-73 | 13.04-17.04 | |
9. | О младших сестренках и братишках. В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша» | Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту; Уметь читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | Работа с учебником; Выполнение индивидуальных рассказов; Составление плана; Характеристика героя; | с.74-85 | 20.04-24.04 | |
10. | О детях и их родителях. А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь» | Знать содержание прочитанного; Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | Выразительное чтение стихов; Работа с серией картинок; Работа с учебником; | с.87-94 | 20.04-24.04 | |
11. | Конкурс на лучшее чтение стихотворения Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова. Четвертый урок вежливости. | Уметь выразительно читать стихотворный текст; | 1 | Беседа; Конкурс стихов; Работа с серией рисунков; Выразительное чтение; | с.94-96 | 20.04-24.04 | |
Д | Дружат взрослые и дети. М. Коршунов «Дом в Черемушках», Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история» | Знать содержание произведений; Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы, составлять устный рассказ по картинкам; | 1 | Чтение наизусть; Составление устного рассказа по картинкам; Комментированное чтение; «диалог с автором»; | с.97-109. | ||
12. | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Обобщение по разделу. Проверочная работа№2 | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | Выразительное чтение стихотворений; Работа с учебником; Проверочная работа; | с.110-112. | 20.04-24.04 | |
13. | Р/р Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. | Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению; Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова; | 1 | Беседа; Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова; Устные рассказы детей; | 27.04-30.04 | ||
Раздел 3. «Ребятам о зверятах»(9ч)_ | |||||||
14 | Очень разные животные. Б. Заходер «Мохнатая азбука» | Знать о творчестве и произведениях Б. Заходера; Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение; | Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев; регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение; познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи; | 1 | Ролевая игра; Чтение в лицах; Работа с серией картинок; Выразительное чтение; | с.113-125 | 27.04-30.04 |
Д | М. Пришвин «Медведь» | с.126-130 | |||||
15. | Веселые и грустные стихи о животных. Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…». Пятый урок вежливости. | Знать содержание произведений; Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | Выразительное чтение; Чтение наизусть; Работа с комиксами; беседа | с.131-135 | 27.04-30.04 | |
16. | Какие сны снятся щенкам? Е. Чарушин «Томкины сны» | Знать о творчестве Е. Чарушина; Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного | 1 | Творческая работа Беседа Выставка плакатов Озаглавливание частей Инсценирование рассказа | с.136-137. | 27.04-30.04 | |
Д | С. Михалков «Щенок» | с.138-141 | |||||
17. | Отношение человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина» | Знать содержание изучаемых произведений; Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать; | 1 | Выставка рисунков; Озаглавливание частей; Выразительное чтение; пересказ | с.142-145 | 4.05-7.05 | |
18. | «Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры». | Знать о творчестве М. Коршунова; Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам; | 1 | Анализ рассказа; Выразительное чтение; словесное рисование; | с.146-148 | 4.05-7.05 | |
Д | М. Коршунов «Дом в Черемушках» | с.149-151 | |||||
19. | Стихи о кошках и котятах. Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята» | Знать о жанре «рассказ»; Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту; | 1 | Выставка рисунков «Наши любимцы»; Работа с иллюстрацией; Выразительное чтение; Составление диафильма из 12 кадров; | с.152-156 | 4.05-7.05 | |
20. | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости. | Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ; Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему; | 1 | Выразительное чтение; диалог беседа ответы на вопросы | с.157-162 | 4.05-7.05 | |
21. | Р / р Выразительное чтение любимых стихотворений. Обобщение по разделу 3. Проверочная работа №3. | Знать произведения раздела; Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела; Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа; | 1 | Выразительное чтение; Чтение наизусть; Беседа; Проверочная работа; Работа с книгой | 11.05-15.05 | ||
Раздел 4. «Маленькие открытия»(9ч) | |||||||
22. | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки». | Знать о творчестве авторов и содержание произведений; Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию; Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному; | Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте; регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); работать по предложенному плану; соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его; коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему; составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения; | 1 | Творческая работа; Выразительное чтение; Беседа; Словесное рисование; Работа с книгой; | с.165-169 | 11.05-15.05 |
23. | Волшебная осень. В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень». | 1 | Работа с комиксами; Выразительное чтение; Работа с книгой; Выставка рисунков; | с.170-172 | 11.05-15.05 | ||
24. | Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?» | Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения; Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать; | 1 | Беседа; Работа с иллюстрацией; Выразительное чтение; Словесное рисование; | с.173-175 | 11.05-15.05 | |
25. | Звуки и краски зимы. Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь» | Знать понятия «жанр», «декламация»; Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы; | 1 | Выразительное чтение стихов; Рисование иллюстрации; Диалог; | с.176-177 | 18.05-22.05 | |
Д | Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | с.178-181 | |||||
26. | Как нарисовать словами весну. Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна» | Знать содержание данных произведений; Уметь воспринимать на слух и понимать художественное произведение; Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; | 1 | Работа с иллюстрацией; Выборочное чтение; Озаглавливание частей; Пересказ; | с.182-184 | 18.05-22.05 | |
Д | Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…» | с.185-190 | |||||
27. | Удивительные цветы. К. Паустовский «Приточная трава». | Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы; Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; | 1 1 | диалог; Устный рассказ; Работа с иллюстрацией; Выставка иллюстраций «Разные дожди»; Выборочное чтение; Пересказ; Творческая работа; Работа с иллюстрациями; | с.191-193 с.194-195 | 18.05-22.05 | |
Д | Маленькие открытия писателя М. Пришвина «Берестяная трубочка» | Знать о творчестве М. Пришвина и его произведениях; Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа; | |||||
А. Александров «Лесные шорохи», г. Скребицкий «Лесной голосок» | с.196-199 | ||||||
28. | «Эту чудную картину я увидел у окна…» Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа №4. | Знать о творчестве Ю. Мориц; Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы; | 1 | Монолог; Выразительное чтение; Составление плана; Пересказ; | с.200-203 | 18.05-22.05 | |
29. | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Обобщение | Знать пройденный материал 1 класса; Уметь выполнять проверочную работу, обобщать материал; | 1 | Обобщающая беседа; Проверочная работа; | с.204 | резерв |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(литературное чтение)
1 класс
Учебник:
- «Литературное чтение» («Капельки солнца»), (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»).
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите…» и т.п.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения чтения
1-й класс – 45 или 32 ч (4 часа в неделю)
«Попрыгать, поиграть…» (12 или 8 ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (8 или 6 ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (12 или 9 ч).
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (13 или 9 ч).
Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
1-й класс
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
1-й класс
Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
1-й класс
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.
Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
1-й класс
Развитие устной речи:
обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование литературное чтение Кац 3 класс
представлена рабочая программа по литературному чтению ( Кац) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение в 3 классе.
КТП по литературному чтению в 3 классе. Школа России....
календарно-тематическое планирование. литературное чтение ФГОС 2 класс
Пояснительная записка + поурочно-тематический план...
Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 2 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 136 часов. Из них 99 часов отведено на изучение авторской литер...
Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 3 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 136 часа. Из них 99 часов отведено на авторскую литературу, на «...
Календарно-тематическое планирование - литературное чтение ПНШ 4 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа».Программа рассчитана на 102 часа. В конце учебного года проводится контрольный тест, а та...
Пояснительная записка + тематическое планирование (литературное чтение) 1 класс
Пояснительная записка (литературное чтение) 1 класс Тематическое планирование (литературное чтение) 1 класс Учебник: «Литературное чтение» («Капельки солнца»), (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). ...