технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Мухина Елена Витальевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

УМК: «Гармония»

Класс: 3

Тема: С. Есенин «Поёт зима  - аукает…»

Цели  урока:

Цель учителя: Способствовать формированию у учащихся целостного образного восприятия лирического произведения.

Цель учащихся: Увидеть образ, который хотел создать автор.

Задачи по линиям развития личности ученика:

• формировать навык продуктивного чтения;

• развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности;

• способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые  результаты:

Предметные: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении. 

Метапредметные: 

Регулятивные:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
-
 определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные: 
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Методы и формы обучения: Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Оборудование:  мультимедийный  пректор,  презентация   «С.Есенин. Поёт зима – аукает»,  

учебник  О.В. Кубасовой  «Любимые страницы 3 класс», фонограммы произведений Г.Свиридова «Метель», Вивальди «Времена года. Зима».

Основные понятия и термины: метафора, олицетворение, сравнение

Ход урока:

1.Организационный момент.  Эмоциональный  настрой.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо  падает, ложится.

-О чём говорится в этих строчках?  ( О снеге.)

- Как называется слой только что выпавшего снега? ( Пороша.)

2.Проверка домашнего задания.

Слайд 1.

- Как Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша»  описывает действие снега? ( Валит снег и стелет шаль.)

-Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?

- Удалось ли передать настроение и чувства автора?  (Комментарии  учащихся.)

3.Работа над темой урока.  (звучит музыка Вивальди)

Введение в тему.

- Да, действительно, зима преображает всё вокруг.

Слайд 2, 3,4.

Природа надевает белоснежный,  праздничный наряд. Картины зимней природы не могли оставить равнодушным Сергея Есенина. Это отразилось в его творчестве. И нам предлагается рассмотреть следующее его стихотворение.

Работа до чтения. Формулировка темы урока.

- Как вы думаете, о чём будет стихотворение?  (О зиме.)

-Что помогло сделать такое предположение?  ( Иллюстрация, заголовок.)

- Но запись  заголовка здесь отсутствует. Как определили название стихотворения?

(По первым строчкам.)

-Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом.

-Сформулируйте тему  урока.  (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)

Слайд 5.

- Прочитайте самостоятельно.

- Оправдались ли ваши предположения?

Работа во время чтения.

Слайд 6.

При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить.

- Понравилось вам произведение? Чем именно?

К какому жанру относится это произведение?

( стихотворение) жанр

Как определили?

- Найдите рифмы.

Как называют автора стихотворения? Поэт.

-Какая тема раскрывается? ЗИМА

- А какая зима в представлении С. Есенина?

-Наша задача разобраться в этом вопросе. Поможет нам  работа над стихотворением.

Чтение вслух по смысловым частям.

1строфа.

- Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо)

- Какие слова помогают оживить предметы?

- Как зима может петь, аукать, баюкать?

- Как называется такой литературный приём? Олицетворение

- В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил сельской местности.

Какое слово использует Есенин описывая лес? Мохнатый.

Что обозначает это слово? Засыпан пушистым снегом.

- Как называется такой приём? Эпитет

Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон. Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много- поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

2строфа.

-Увидели эти облака?

- Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого)

-Какой приём использует автор? Эпитет.

- Какие чувства вызывают облака?

-Найдите ещё эпитеты

О чём тоскуют облака?

3строфа.

- Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке?

-Звук (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода.

-С чем сравнивается метелица?

- Как называется этот приём? Сравнение.

Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань.

4строфа.

- Представили себе этих пташек?

- Как к ним относится автор?

- С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение.

Автор использует слово « озябли» - подберите к этому слову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).

-Какие образные средства для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты.

5строфа.

Вот и ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.

Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение.

6строфа.

- Как называет воробышков? Нежные.

- О чём мечтают воробышки? (о весне, учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)

- Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица)

- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме)

-Для чего автор использует этот литературный приём? ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется, грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление

-Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки».

-Как вы думаете, почему поэт изменил название?

Физкульт. минутка.

- И вы улыбнитесь, подмигните друг другу.  ( Гимнастика для глаз и физические упражнения.)

Работа  с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению.

- Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические.

- Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?

- Как будем читать? Где будет меняться интонация?

Слайд 13.

-Ну, а теперь попытаемся ответить на главный  вопрос.

Слайд 14.

-Какая зима у Есенина?

-Предлагаю поработать в группах: обсудить этот вопрос и подготовить ответ по плану.

Слайд 15.

1) Мы считаем, что зима у Есенина……

2) Так как   …..

3) Строчки из стихотворения.

Групповая работа.

Высказывания детей.

Вывод: Зима у Есенина поющая, красивая, безжалостная.

-Как автор относится к зиме?

Работа над выразительностью чтения.

1.-Композитор  Георгий Васильевич Свиридов, прочитав стихотворение Есенина,  изобразил зиму  в музыке. Слушаем.  (Звуковой файл в формате MP4 в приложении.)

Слайд 16.

-Удалось ли услышать завывание вьюги, затишье.

- Наша задача так же голосом передать разные мелодии зимы.

2.  Работа в парах: определение интонаций, подготовка к выразительному чтению.

3. Упражнения в выразительном чтении.

Комментарии учащихся: удалось (не удалось) передать голосом разные мелодии зимы.

Домашнее задание

- Какое домашнее задание возможно по теме урока.(Подготовить выразительное чтение наизусть этого стихотворения.)

Рефлексия.

- Какая тема урока?

Какую учебную задачу ставили перед собой? –

- Оцените свою деятельность на уроке на оценочной шкале.

 Вывод результатов по классу. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...