технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
технологическая карта урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
УМК: «Гармония»
Класс: 3
Тема: С. Есенин «Поёт зима - аукает…»
Цели урока:
Цель учителя: Способствовать формированию у учащихся целостного образного восприятия лирического произведения.
Цель учащихся: Увидеть образ, который хотел создать автор.
Задачи по линиям развития личности ученика:
• формировать навык продуктивного чтения;
• развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности;
• способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Тип урока: Изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно− строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Методы и формы обучения: Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Оборудование: мультимедийный пректор, презентация «С.Есенин. Поёт зима – аукает»,
учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы 3 класс», фонограммы произведений Г.Свиридова «Метель», Вивальди «Времена года. Зима».
Основные понятия и термины: метафора, олицетворение, сравнение
Ход урока:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
-О чём говорится в этих строчках? ( О снеге.)
- Как называется слой только что выпавшего снега? ( Пороша.)
2.Проверка домашнего задания.
Слайд 1.
- Как Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша» описывает действие снега? ( Валит снег и стелет шаль.)
-Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?
- Удалось ли передать настроение и чувства автора? (Комментарии учащихся.)
3.Работа над темой урока. (звучит музыка Вивальди)
Введение в тему.
- Да, действительно, зима преображает всё вокруг.
Слайд 2, 3,4.
Природа надевает белоснежный, праздничный наряд. Картины зимней природы не могли оставить равнодушным Сергея Есенина. Это отразилось в его творчестве. И нам предлагается рассмотреть следующее его стихотворение.
Работа до чтения. Формулировка темы урока.
- Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (О зиме.)
-Что помогло сделать такое предположение? ( Иллюстрация, заголовок.)
- Но запись заголовка здесь отсутствует. Как определили название стихотворения?
(По первым строчкам.)
-Прочитайте ключевые слова: зима поёт, аукает, баюкает мохнатый лес, седые облака, ковёр шелковый, метелица стелется, воробышки озябли, вьюга стучит с бешеным рёвом.
-Сформулируйте тему урока. (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)
Слайд 5.
- Прочитайте самостоятельно.
- Оправдались ли ваши предположения?
Работа во время чтения.
Слайд 6.
При чтении отмечайте слова, смысл которых затрудняетесь объяснить.
- Понравилось вам произведение? Чем именно?
- К какому жанру относится это произведение?
( стихотворение) жанр
- Как определили?
- Найдите рифмы.
- Как называют автора стихотворения? Поэт.
-Какая тема раскрывается? ЗИМА
- А какая зима в представлении С. Есенина?
-Наша задача разобраться в этом вопросе. Поможет нам работа над стихотворением.
Чтение вслух по смысловым частям.
1строфа.
- Кого напоминает зима в этом отрывке?( живое существо)
- Какие слова помогают оживить предметы?
- Как зима может петь, аукать, баюкать?
- Как называется такой литературный приём? Олицетворение
- В каком лесу оказался автор? ( сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное слово, народное. Есенин долгое время жил сельской местности.
- Какое слово использует Есенин описывая лес? Мохнатый.
- Что обозначает это слово? Засыпан пушистым снегом.
- Как называется такой приём? Эпитет
- Какое ещё необычное слово встретили? Стозвон. Представьте мохнатый сосновый лес под снегом. Он звенит на морозе, деревьев много- поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
2строфа.
-Увидели эти облака?
- Седые – значит какого цвета? ( бело-сероватого, тусклого)
-Какой приём использует автор? Эпитет.
- Какие чувства вызывают облака?
-Найдите ещё эпитеты
- О чём тоскуют облака?
3строфа.
- Какой звук чаще других повторяется в этом отрывочке?
-Звук (л) повторяется и как бы усиливает ощущение холода.
-С чем сравнивается метелица?
- Как называется этот приём? Сравнение.
Сравнение это не случайно: шелк – прохладная, холодящая ткань.
4строфа.
- Представили себе этих пташек?
- Как к ним относится автор?
- С кем сравнивает? Как называется такой приём? Сравнение.
Автор использует слово « озябли» - подберите к этому слову синонимы ( замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
-Какие образные средства для большей выразительности использует Есенин, чтобы описать их? Эпитеты.
5строфа.
Вот и ещё одна песня зимы - бешеный рёв вьюги, стук открывающихся ставен. Это дощатые створки для прикрытия окон. Заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга.
Можно ли вьюгу представить в виде живого существа? Какой приём используется? Олицетворение.
6строфа.
- Как называет воробышков? Нежные.
- О чём мечтают воробышки? (о весне, учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)
- Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица)
- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме)
-Для чего автор использует этот литературный приём? ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется, грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек) . Противопоставление
-Вначале С.Есенин назвал стихотворение «Воробышки».
-Как вы думаете, почему поэт изменил название?
Физкульт. минутка.
- И вы улыбнитесь, подмигните друг другу. ( Гимнастика для глаз и физические упражнения.)
Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла. Наблюдение над языком, подготовка к выразительному чтению.
- Скажите, стихи, в которых передаются чувства переживания автора как называются? Лирические.
- Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется?
- Как будем читать? Где будет меняться интонация?
Слайд 13.
-Ну, а теперь попытаемся ответить на главный вопрос.
Слайд 14.
-Какая зима у Есенина?
-Предлагаю поработать в группах: обсудить этот вопрос и подготовить ответ по плану.
Слайд 15.
1) Мы считаем, что зима у Есенина……
2) Так как …..
3) Строчки из стихотворения.
Групповая работа.
Высказывания детей.
Вывод: Зима у Есенина поющая, красивая, безжалостная.
-Как автор относится к зиме?
Работа над выразительностью чтения.
1.-Композитор Георгий Васильевич Свиридов, прочитав стихотворение Есенина, изобразил зиму в музыке. Слушаем. (Звуковой файл в формате MP4 в приложении.)
Слайд 16.
-Удалось ли услышать завывание вьюги, затишье.
- Наша задача так же голосом передать разные мелодии зимы.
2. Работа в парах: определение интонаций, подготовка к выразительному чтению.
3. Упражнения в выразительном чтении.
Комментарии учащихся: удалось (не удалось) передать голосом разные мелодии зимы.
Домашнее задание
- Какое домашнее задание возможно по теме урока.(Подготовить выразительное чтение наизусть этого стихотворения.)
Рефлексия.
- Какая тема урока?
Какую учебную задачу ставили перед собой? –
- Оцените свою деятельность на уроке на оценочной шкале.
Вывод результатов по классу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...