Использование технологии формирования интелектуально-речевой и читательской культуры школьников (ИРЧК)
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Развитие такого читательского умения, как предполагать предвосхищать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2-Гавриловская сош
Урок-путешествие по литературному чтению «В гостях у Буратино»
по произведению Алексея Николаевича Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Подготовила:
учитель начальных классов
Бочарова Неля Александровна
Цели:
- Познакомить с историей создания А.Толстым сказочной повести.
- Обобщить знания по прочитанному произведению.
- Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению к книгам.
- Развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание.
Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки; экран и проектор для показа мультфильма и презентации.
Ход мероприятия:
І. История создания произведения. Слайд 2.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами совершим путешествие по произведению Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и побываем в гостях у Буратино.
- Перед тем как начать наше путешествие я расскажу Вам историю создания этого произведения. «Жил-был... «Король!» – немедленно воскликнут мои маленькие читатели.
Слайд 3.
- Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева. То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату».
Так весело и неожиданно начал итальянский писатель Карло Коллоди книгу многочисленных приключениях деревянного человека по имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке папаша Джеппетто. Эта книга родилась почти сто лет назад в Италии. Но теперь ее знают во всех странах мира, повсюду, где ее дети. В Италии эта книга сразу же стала известна среди маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали помногу раз!
Слайд 4.
- Алексей Константинович Толстой решил пересказать книгу Карло Коллоди по-своему. В предисловии к своей сказке, которую он назвал "Золотой ключик, или Приключения Буратино", писатель заявил, что читал "Приключения Пиноккио" в детстве, часто пересказывал историю деревянной куклы своим товарищам и выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. В предисловии говорится: "Когда я был маленький,- очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась "Пиноккио, или Похождения деревянной куклы" (деревянная кукла по-итальянски - буратино).
- Но на самом деле это не так. Толстой был уже взрослым человеком, когда впервые прочел сказку о мальчике из полена. Просто писатель, работая над пересказом "Пиноккио", вспомнил собственное детство, свои детские забавы и мечты о необыкновенных приключениях, поэтому его Буратино очень похож на самого Алешу Толстого, каким он был в детстве. Конечно, историю о золотом ключике писатель придумал, но вот характер Буратино очень напоминает его собственный.
ІІ. Буратино на экране.
Слайд 5.
- Прошло немало лет, но вот уже какой год Буратино остается любимцем ребят. По мотивам этого произведения в 1939 году был снят художественный фильм с куклами и живыми актерами «Золотой ключик».
- Я предлагаю вам просмотреть небольшой отрывок из этого фильма.
/Просмотр отрывка фильма/ Слайд -6
- Также по произведению в 1959 году был снят мультфильм «Приключения Буратино». Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.
/Просмотр отрывка мультфильма «Приключения Буратино»/ Слайд -7
- А 1975 году творческим объединением «Телефильм» был выпущен телефильм Приключения Буратино».
/Просмотр отрывка/ Слайд-8
Слайд 9.
- Шоколадные конфеты, батончики, печенье - имя сказочного героя широко используется в кондитерском производстве. Многим с детства знаком вкус конфет ирисок «Золотой ключик».
Слайд 10.
- Этот сказочный герой - любимец всех детей, да и взрослых тоже. Он и его друзья удостоены памятника, которые стоят в нескольких городах России.
Слайд 11.
- Оказывается, не так мало скульптур, этому веселому герою установлено в мире.
- В Самаре рядом с музеем-усадьбой Алексее Толстого (автора Буратино).
- В Беларуси - в городе Гомель.
- На Украине - в Киеве.
- В Салехарде и многих других городах.
Слайд 12. Физкультминутка «Буратино»
- Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы книги А.Н. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев. Сейчас мы проведем Викторину и посмотрим, кто из вас был внимательным читателем.
- Первое задание «Загадки»
Слайд - 13
- Деревянным был мальчишка,
Не донес до школы книжку,
В приключения попал,
Чуть бедняга не пропал. (Буратино)
- Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло)
- Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей.
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас, кто же это? (Карабас)
- Из театра Карабаса убежала,
Звери, птицы ее просто обожали,
Занималась воспитаньем Буратино
Голубоволосая ... (Мальвина) - Копаясь долго в мутном иле,
Он досаждал всегда Тортиле.
Пиявки – вот его товар,
А продавец тот - … (Дуремар)
- Следующее задание «Кто это?» . Я буду читать описание героя, а вы попробуйте догадаться кто это?
Слайд - 14
- «…существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало, – кри – кри, - глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками» (Сверчок)
- « …деревянного мальчишку со ртом до ушей, с длинным носом, в колпачке с кисточкой..» (Буратино)
Слайд -15
- «… носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб.» (Папа Карло)
- «… Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил.» (Карабас-Барабас)
Слайд - 16
- «…показалась толстая голова. Высунулось и вылезло серое животное на низких лапах» (Черепаха Тортила)
- «…маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок» (Пьеро)
Слайд-17
- «Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек.» (Летучая мышь)
- «..На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой. Повыше, держал пистолет.» (Кот Базилио и Лиса Алиса)
Слайд-18
- Задание «Угадай, кому принадлежат эти вещи»
- Шарманка 2. Костыль 3. Сочок. 4. Очки.
5.Плетка. 6.Азбука. 7.Заколка для волос.
Слайд-19
- Следующий этап викторины: «Угадай, кому принадлежат эти высказывания»
- «Десять тысяч чертей»
- «Спасаться - так всем вместе, погибать – так всем вместе!»
- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями».
Слайд-20
- «Не доведет тебя до добра это учение…
Вот я училась, училась – гляди – хожу на трех лапах».
5. «Пациент скорее мертв, чем жив»
6. «Теперь я займусь вашим воспитанием»
Слайд-21
- Задание «Кто? Кому? Говорит эти слова»
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина – Буратино)
- «Пациент скорее мертв, чем жив». (Сова – Жабе и Богомолу)
- «Ах, ты, старый плавучий чемодан… Чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову…» (Дуремар – Черепахе Тортиле)
Слайд-22
- «Не доведет тебя до добра это учение… Вот я училась, училась – гляди – хожу на трех лапах» (лиса Алиса – Буратино)
- «Это ты меня предал, старый котлетный фарш! Ну, теперь лупи, что есть духу…» (Буратино – петуху)
- «Дождись ночи… Я тебя поведу в Страну дураков, там ждут тебя друзья… счастье и веселье» (летучая мышь – Буратино)
Слайд-23
- «Я буду рыдать, как одинокая корова, стонать, как больная курица, плакать, как крокодил» (Карабас Барабас – Дуремару)
- «Я несчастный сирота, меня обидели, обокрали, избили…» (Карабас Барабас – начальнику города)
- «Эх, ты, с кем на старости лет связался – с известными всему свету жуликами… Маленьких обижаете! Стыдно!» (Папа Карло – Карабасу)
Слайд-24
- «Ах, если бы мы нашли золотой ключик, вот было бы счастье»
(Пьеро – Буратино)
- «Открой тайну – где находиться дверь, которую отворяет ключик»
(Буратино – Карабасу Барабасу)
- «Не бросайте меня в огонь, папа Карло умрет от горя. Мы такие бедные, что у нас даже очаг нарисован на куске холст»
( Буратино – Карабасу Барабасу)
Слайд-25
- Вот и подошло к концу наше путешествие по книге А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Победителей ждет награда. Ну, а невнимательным читателям посоветуем читать книги вдумчиво, запоминать события и героев произведения. До скорых встреч!
http://karina-nazanyan.narod.ru/ru/istoriya.htm
https://youtu.be/STGBuOFYkq4https://youtu.be/STGBuOFYkq4
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1584213-v-kakih-gorodah-stoit-skulptura-buratino-i-kakaja.html
Предварительный просмотр:
Читательский марафон
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
№1. Как звали героя сказки итальянского автора Карла Коллоди, которую в детстве так любил читать Алексей Толстой? Обведи правильный ответ:
1. Буратино
2. Чиполлино
3. Джеральдино
4. Антонио
5. Пиноккио
№2. Что в переводе с итальянского обозначает слово «буратино»? Обведи правильный ответ:
1. шаловливая кукла
2. веселая кукла
3. деревянная кукла
4. ручная кукла
5. марионетка
№3. На берегу какого моря происходят события в сказке Алексея Толстого? Обведи правильный ответ:
1. Черное море
2. Средиземное море
3. Красное море
4. Белое море
5. Каспийское море
№4. На какой иллюстрации изображен музыкальный инструмент папы Карло? Обведи номер и сам напиши название инструмента.
1.__________ 2. __________ 3. _____________ 4. ___________ 5. ___________
№5. Узнай героя по описанию. Запиши его имя:
«Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: «Здравствуйте, меня зовут … Я грустный потому, что хочу жениться. Но моя невеста, Мальвина, или Девочка с голубыми волосами, от меня убежала…»
Ответ: __________________________
№6. Нарисуй (или напиши), что было изображено на куске старого холста в каморке бедного Карло.
№7. Расшифруй имена героев и запиши правильно:
ррдмуае ____________________
теармон ____________________
№8. Цифры в сказке. Напиши ответ цифрой:
А) Сколько сольдо стоил входной билет на представление Кукольного театра? _________
Б) В каком ряду сидел Буратино на спектакле? ____________________
В) Сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино для папы Карло? _____________
№9. Как правильно посеять деньги на Поле Чудес в городе Дураков? Расставь действия Буратино по порядку:
___ Сказать «крекс, фекс, пекс»
___ Посыпать солью
___ Вырыть ямку
___ Положить золотые
___ Зачерпнуть воды из лужи и полить
___ Засыпать землей
№10. Как назывался кукольный театр, который открыли сами куклы, где они сами писали пьесы в стихах, сами играли? Обведи правильный ответ:
1. «Кукольный театр»
2. «Театр Папы Карло»
3. «Буратино»
4. «Молния»
5. «Радость»
Твой результат:
16 – 17 баллов | высокий уровень | Ты – отличный читатель! |
11 – 15 баллов | повышенный уровень | Ты – хороший читатель! |
8 – 10 баллов | базовый уровень | Ты читал невнимательно, пропустил что-то важное. |
0 – 7 баллов | низкий уровень | Перечитай еще раз! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии учебно-исследовательской культуры школьника
Статья и презентация из опыта работы....
Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.
Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....
«Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии «Портфолио», как средства персонального движения младшего школьника»
Данный доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии "Портфолио", как средства персонального движения младшего школьника" был представлен на районном методическо...
Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"
Статья с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на уроках литературног чтения....
Открытый урок с использованием технологии формирование критического мышления
Открытый урок по математике с использование технологии формирования критического мышления. Тема урока "Задачи с величинами "цена", "Количество", "стоимость". 2 класс, УМК "Школа России"...
Методическая разработка «Использование технологии игровой деятельности для повышения двигательной активности школьников и развития интереса к занятиям физической культурой».
Играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать....