Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.
статья по теме
Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:
· осознать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
· развить чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознать ответственность за сохранение культурно-исторического наследия России;
· знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающиеся имена в истории России, святыни земли Русской и знаменитые памятники православной культуры России;
· осознать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
· уметь следить за своими словами и делами; контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
· иметь настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
· как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительно относиться к людям других верований, другой национальной культуры, уметь взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование возможностей курса «Основы православной культуры»
для формирования нравственных ценностей
и развития культуры школьников.
Содержание
- Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
- Роль курса «Основы Православной культуры».
- Цели и задачи курса.
- Технологии, методы и приёмы, используемые на уроках.
- Роль родителей в изучении предмета.
- Задания для проверки усвоения пройденного на уроке материала.
- Результаты освоения учебного курса.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. Так Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывали Ушинский К. Д. и В.Г. Белинский. Они отмечали, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В связи с этим роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формировании духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.
Поэтому введение курса «Основы православной культуры» — один из важнейших шагов, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей.
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики.
Создавая её, я ставила перед собой цель - помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Любая деятельность направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:
- осознать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
- развить чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознать ответственность за сохранение культурно-исторического наследия России;
- знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающиеся имена в истории России, святыни земли Русской и знаменитые памятники православной культуры России;
- осознать необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- уметь следить за своими словами и делами; контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- иметь настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительно относиться к людям других верований, другой национальной культуры, уметь взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания», то есть воспитание для совершения добрых дел. Главная задача предмета в том и состоит, чтобы привить школьнику вкус и стремление к добру, чистоте, добрым делам, благородным поступкам. Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие.
Поэтому изучая «Основы православных культур», мы с детьми размышляем над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает? На наших уроках мы говорим о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрываем жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
В связи со спецификой преподавания предмета изложение материала должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.
Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к предмету становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке урока. Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем.
Для повышения эффективности усвоения материала данного курса на своих уроках я использую рефлексивное чтение, анализ проблемных ситуаций, взаимный обмен заданиями, беседы, диспуты. Для детей интересны уроки в форме интеллектуальных клубов (по типу «Что? Где? Когда?), викторин, виртуальных экскурсий в храмы, монастыри и музеи России, где экскурсоводом может быть и учитель, и подготовленные ученики. Результатом таких экскурсий являются творческие работы, через которые дети выражают свои эмоции и впечатления от увиденного: рисунки, сообщения, презентации.
Особое значение в реализации полученного опыта имеет организация проектной и исследовательской деятельности детей. Проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Задания выполняются индивидуально, группами или коллективно. Рекомендуются следующие виды проектов:
- Создание сборника пословиц, поговорок, загадок о добре.
- Составление словаря терминов.
- Культурные традиции моего народа (моей семьи).
- Картины и иконы. Их сходства и различия.
- Обычаи православной Пасхи. История празднования Пасхи.
- Создание галереи национальных героев, великих Святых Русской Православной Церкви, известных памятников православной культуры России (иконы, храмы).
- Составление сборника стихотворений, иллюстрирующего курс «Основы православной культуры».
В изучении данного предмета велико значение родительского участия. На уроках дети получают домашнее задание в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Некоторые из них требуют обращения детей к опыту родителей, бабушек и дедушек, чтобы узнать их точку зрения по тому или иному вопросу, познакомиться с традициями семейной жизни. Например, тема «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы-задания: 1) совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье; 2) узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты. Именно это богатое содержание мы задействуем в учебно-воспитательный процесс. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.
Для проверки выполнения домашних заданий использую:
1) Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определения к словам. В данном случае задание даётся по выбору, кто сколько нашёл.
2) Конкурс рассказчиков (даётся начало рассказа и окончание, надо рассказать середину или придумать окончание начатого рассказа).
3)Интервью.
4) Слова в квадрате могут составлять ребята (храм, церковь, икона)
5) Игра «Загадай слово» (назвать первую и последнюю буквы, дать характеристику слова, участники могут задавать вопросы, выигрывает тот, кто отгадал первым).
6) Художественный образ. Подготовить сценку или рисунок, которые представляют следующие понятия: уважение, толерантность, культура, обычай. Дети должны догадаться, о каком слове идёт речь?
7) Обсуди высказывание.
8) Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.
9) Составь ребусы.
10) Подробный пересказ (выборочный, краткий) и т.д.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» я использую следующие виды контрольных заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников:
- Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
6) Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.
7) Игра «Поле-чудес» (даётся определение, надо отгадать слово)
|
|
|
|
|
- Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
- В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
- В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОПК, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
- Возможно ли это за такой короткий срок (34 уч. ч.)? – спросите вы. Я отвечу такими словами: Что бы вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зёрнышко – ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зёрен, через год девятьсот, ещё через год он засеет зерном всё поле и получит обильный урожай.
Литература
- Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников/ Н. Г. Аверина// Нач. школа. – 2005. - №11
- Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение», 2012.
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей, «Новое время», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

тема: «Формы организации учебного процесса с использованием содержания курса основы православной культуры »
Мастер-классучастника краевого конкурса «Учитель года Кубани 2010» в номинации «Основы православной культуры»...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
Значение православной культуры в формировании нравственных качеств современных младших школьников
НК-ПП-129 ...

Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...
Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...

Итоговая работа Кротовой И.С. Курсы «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы православной культуры»
Конспект урока "Золотое правило этики"...