Конспект урока. Тема: "И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»". 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению на тему: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopadnichek.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы. Методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
Самоопределение к деятельности Словесн.: беседа | 1 мин. | - Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - Активно включайся в работу дружок! Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. | - приветствовать учителя - настраиваться на работу | Л.: желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся. | ||
Актуализация знаний. Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | 5 мин. | Проверка домашнего задания. Р.т. стр. 65 №1. Отвечать на вопросы в учебнике стр.59 1-6 Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья, пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. К. Толстой) - Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается) - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) - А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью? | - слушать учителя - отвечать на вопросы учителя | Р: принимают и сохраняют уч. задачу | ||
Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | 7 мин. | -Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного. Послушайте стихотворение. У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке тёплой, под осинкой Три листопадничка лежат. - Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью) - Произведение с таким названием написал И.С. Соколов – Микитов. - Кто же мне повторит, что сегодня мы с вами будем изучать? - А какие цели мы поставим перед собой? | - слушать учителя - слушать стихотворение - высказывать свою точку зрения - определять тему и цели урока | П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. | ||
Решение частных задач Словес.: слово учителя Физминутка. Практич.: работа с текстом Практич.: Словарная работа | 8 мин 5 мин | - Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек". (предлагаются опорные слова для формулирования задач урока) Хотите узнать подробнее об авторе? Автобиография - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Откроем учебники на странице 60. Начинает читать учитель. Начинаем читать по абзацам. Какие слова вам не понятны? Итак, объясните значение слов. Долговязый - высокий, худой и нескладный; плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды; запрудили - перегородили реку плотиной; настлано – настелено; хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине; зябнуть - испытывать чувство холода; робеть - пугаться, стесняться, бояться; ходко работают - работают быстро; обглоданные – объеденные. | - слушать слово об авторе - слушать автобиографию - читать произведение по абзацам - читать хором - определять значения слов | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. | ||
Первичное закрепление. Словесн.: беседа Словесн.: ответы на вопросы Практич.: работа с учебником Практич.: работа с произведением Словесн.: ответы на вопросы Практич.: работа с произведением Практич.: работа с пословицей | 10 мин | - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных) - Докажите (животные разговаривают, события нереальные) - Какая она по характеру? (Грустная, добрая.) - Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли) - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся листопадничек? - Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке? - Когда родились зайчата? - Как называют их охотники? Почему? - Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? - Чем он интереснее своих братьев? - Почему журавли жалели зайчат? - Отчего плакали листопаднички? - Чем мать успокаивала малышей? - Зачем Листопадничек убежал из гнезда? (Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны. Он испугался зимы.) -Чем занимались бобры? (Строили плотину) -Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды) -Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам? (Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно) -Почему Листопадничек не смог уйти от бобров? - Какие обязанности были у Листопадничка? -Почему затосковал зайчонок в хатке бобров? - Какое желание было у зайчика всю зиму? -Легко ли жилось Листопадничку у бобров? -Какая беда случилась с зайчонком? -Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал? -Кого встретил он у норы? - Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму? - В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». - Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.) -Вылетел как пуля - это как? -Что значит волей - неволей? Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике. | - отвечать на вопросы учителя - называть основных героев произведения - отвечать на вопросы учителя - работать по учебнику - работать с произведением - отвечать на вопросы - работать с произведением - работать по учебнику - соотносить смысл пословицы с содержанием сказки | Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. К.: взаиможействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. | ||
Самостоятельная работа. Практич.: составлять синквейн | 3 мин. | Итак, составляем в парах. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. * Составление синквейна о зайчике. 1 строчка– 1 существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевое предложение из текста 5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение) Зайчик Храбрый, любознательный Боится, заботится, скучает Листопадничек в лесу стал самым храбрым и отчаянным зайцем. Листопадничек. | - составлять синквейн | Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий. | ||
Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: беседа | 1 мин. | Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Ребята, запишите домашнее задание. Читать рассказ «Листопадничек» стр. 60-66. Закончите высказывание. Я узнал(а)… Мне было интересно… | - отвечать на вопросы учителя - записывать домашнее задание - дополняют высказывание | К.: уметь четко высказывать свои мысли. |
Технологическая карта урока
Дата: 28.02.18 | Учитель: Ахмадеева О.С. |
Школа: МАОУ «Образовательный центр № 2» | Подпись: __________ |
Класс: 3-6 | Студентка 41 группы: Трифонова М. В |
Кабинет: 341 | |
Тема: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели деятельности учителя:
- формировать грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Планируемые результаты
предметные:
- знакомить с новым автором, его произведением;
- формировать уважительное отношение к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- развивать навыки работы с текстом.
личностные:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за принятые решения;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема: "Проверка деления с остатком". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по математике на тему: "Проверка деления с остатком"...
Конспект урока. Тема: "Наши проекты: "Задачи - расчеты"". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по математике на тему: "Наши проекты: "Задачи-расчеты""...
Конспект урока. Тема: "Что узнали? Чему научились?". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по математике на тему: "Что узнали? Чему научились?"...
Конспект урока. Тема: "М. Пришвин «Моя Родина»". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)...
Конспект урока. Тема: "Контрольное списывание "Самоотверженный цветок"". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по русскому языку на тему: Контрольное списывание «Самоотверженный цветок»...