4 класс. Тема:В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». События, их последовательность. Составление плана сказки.
методическая разработка по чтению (4 класс)

Драпунова Надежда Владимировна

Составление плана сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.f._odoevskiy_gorodok_v_tabakerke.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Дисциплина: литературное чтение

Образовательная система: Школа России

Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». События, их последовательность. Составление плана сказки.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Содержательная: составление плана сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Деятельностная: формирование умения ориентироваться в текстах, обобщать, делать выводы

Дидактические задачи:    

  1. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  2. Характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей.
  3. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный)
  4. Участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики);
  5. Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста,

Воспитательные задачи:    

  1. Выражать своё видение мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  2. Проявлять уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  3. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Развивающие задачи:

  1. Сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  2. Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  3. Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  4. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  5. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  6. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  7. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  8. Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определяет тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявляет связь событий, эпизодов текста;
  2. Характеризует героев, дает оценку их поступкам, составляет портретные характеристики персонажей.
  3. Составляет план текста (вопросный, номинативный, цитатный)
  4. Участвует в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строит монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики);
  5. Устно и письменно формулирует простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста,

Личностные:

  1. Выражает своё видение мира, индивидуальную позицию посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  2. Проявляет уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  3. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Сравнивает произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносит произведение и его автора, устанавливает основания для сравнения произведений, устанавливает аналогии;
  2. Определяет разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  3. Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации;
  4. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  2. Высказывает своё мнение корректно и аргументированно.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Образовательные ресурсы:

  1. Литературное чтение 4 класс. Учеб. Для образоват. Организаций. Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 110-122

План урока

1. Этап мотивации

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения

2.1. Литературная викторина

2.2. Работа над жанром сказка

2.3. Проблемная ситуация

3. Этап постановки учебной задачи, целей урока

3.1. Формулирование темы

3.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4. Этап составления плана, стратегии по разрешению затруднения

5.Этап реализации выбранного проекта

Составление плана сказки в тетради

6. Этап обобщения и интерпретации

6.1.Обобщающая беседа

6.2.Характеристика героя

7. Этап рефлексии деятельности

7.1. Подведение итогов урока

7.2. Рефлексия учебной деятельности

7.3. Комментирование домашнего задания

                                                                                                             Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Владимировна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

  1. Проверка готовности к уроку

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, сядьте ровно.

  1. Работа с пословицей

- Прочитайте пословицу на слайде. СЛ1

- Как она связана со сказкой, которую вы изучили?

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. (Мише стало жалко мальчиков-колокольчиков, которых били дядьки-молоточки. Он захотел им помочь, а заодно познакомился со всеми обитателями городка).

- Желаю вам на уроке быть активными.

Ф

Ф

Ф

Л1

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения

2.1. Литературная викторина

Начать наш урок, я предлагаю с литературной викторины, я буду читать вопрос, а вы постарайтесь ответить.

  1. Какой городок был изображен на табакерке? (Динь-Динь)
  2. Как Миша попал в табакерку? (его позвал мальчик-колокольчик)
  3. Что удивило Мишу, когда он оглянулся, дойдя до последнего свода? (Первый свод, под которым он проходил, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился).
  4. Чему позавидовал Миша?
  5. Почему мальчику-колокольчику не нравилось жить в городке? (ему было скучно, всегда одно и тоже, но также из-за дядек-молоточков)
  1. Работа над жанром сказка

-К какому жанру относится данное произведение?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Какими могут быть сказки по авторству? (народные и авторские)

- Какими могут быть по виду? (волшебные, бытовые и о животных)

- Охарактеризуйте по этой схеме нашу сказку. СЛ2

(авторская, волшебная)

2.3. Проблемная ситуация

- Посмотрите на слайд, отражают ли иллюстрации правильную последовательность событий?СЛ3

- Можем ли мы в таком порядке пересказать сказку?

- Расставим в верном порядке.СЛ4

- Так для чего же нужно определять последовательность событий?

- Как можно назвать краткую последовательность событий ?

- Да, это можно назвать планом .

И

Ф  

И

П1, П2, Л2

К1,Л1

3. Этап постановки учебной задачи, целей урока

3.1. Формулирование темы

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

3.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

-Какова цель урока?

- Составление плана сказки

Ф

Ф

П3

4. Этап составления плана, стратегии по разрешению затруднения

 Планирование деятельности

-Как вы думаете, что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

-Мы вспомним само произведение, сюжет данного произведения.

Будем делить текст на части, озаглавливать их

Ф

Р1

5. Этап реализации выбранного проекта

 Составление плана сказки

Iчасть

  • До слов: «— Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 159.)
  • Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)

II        часть

 (До слов: «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого», с. 160.)

  • Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок ?»)

III        часть

До слов: «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...», с. 162.

—        Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или
«провожатый — мальчик-колокольчик».)

IV        часть

До слов: «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил...», с. 163. Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».

V        часть

До слов: «Вот перед ними еще дверцы», с. 164. Возможное название — «Маленькая размолвка».

VI        часть

До слов: «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали», с. 165. Возможное название - «Очутились на улице».

VII        часть

До слов: «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тонких ножках...», с. 166.

Возможное название — «Встреча с колокольчиками».

VIII        часть

До слов: «Миша — к надзирателю», с. 167.

Возможное название — «Господа — дядьки-молоточки».

IX        часть

До слов: «Между тем Миша пошел далее — и остановился», с. 168. Возможное название - «Знакомство с надзирателем».

X        часть

До слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169. Возможное название — «Сударыня-царевна».

XI частьhttps://docs.google.com/drawings/image?id=ss6ql69PRjz4xAFeaJPjS_Q&rev=1&h=1&w=1&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s9YMWdgsOauw_YPwwIx1c9g&rev=1&h=1&w=1&ac=1

От слов: «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька», с. 169, идо конца.)

Возможное название — «Миша проснулся».

—        Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

Ф

Ф

Р1

К1, К2, П2,

Л2

П4, Л2,К2

6. Этап обобщения и интерпретации

6.1.Обобщающая беседа

- Помогает ли данный план пересказать события сказки?

-Отражает л он поступки героя?

6.2.Характеристика героя

- При пересказе текста вы должны передать и свое отношение к герою

-Что вы можете о нем сказать?

(Это очень послушный и хороший мальчик, внимательно прислушивающийся к словам своего отца. В «Городке в табакерке» герой, заинтересовавшийся устройством этой вещицы, попадает внутрь волшебного городка. Послушный и любознательный мальчик, он попал в чудесную страну, где главные жители городка в табакерке, мальчики-колокольчики, объясняли ему устройство механизма. Миша – наблюдательный и понятливый мальчик, который самостоятельно смог разобраться в сложном механизме, ведь то, что он очутился внутри табакерки, ему просто приснилось.)

7. Этап рефлексии деятельности

7.1. Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок закончился.

-Какова была цель урока?

7.2. Рефлексия учебной деятельности

Поднимите руку те, кто считает, что он может себя похвалить.

-Молодцы!

7.3. Комментирование домашнего задания

-Ваше домашнее задание:

-Мне было приятно с вами работать, спасибо за урок, до свидания!

Ф

К2, МП2, Л1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС УРОК 38 ДАТА: 04.12. ТЕМА: В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».

Тип урока: урок построения системы знанийПедагогические задачи: познакомить учащихся с научно-познавательной сказкой, используя методы исследования; развивать фантастические способности учащихся, инте...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Познакомить с рассказом В.Ф. Одоевского, добиться понимания смысла прочитанной сказки.2. Показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.3. Формировать...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «В. Ф. Одоевский « Городок в табакерке»

УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью)              Лепешкина  Ольга ПетровнаМесто работы...

Урок литературного чтения. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....

Задания к уроку по литературному чтению для 4 класса по теме : «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Подобрана интересная форма подачи словарной работы по произведению.Разработан кроссворд по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке"....