Урок внеклассного чтения. 4 класс. Образ матери в произведении С.Т.Аксаков «Детские года Багрова внука (отрывок).
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Проект урока по внеклассному чтению по произведению С.Т. Аксакова "Детство Багроваа внука".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_s.t.aksakov.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения. 4 класс.
Образ матери в произведении С.Т.Аксаков «Детские года Багрова внука (отрывок).
Цель: создание условия для раскрытия образа матери в произведении.
Задачи: 1. Развитие коммуникативных умений;
2. развитие нравственных чувств;
3. развитие устной связной речи.
I. Актуализация знаний.
1. - Раскройте смысл данных пословиц:
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (гл.мысль – тот кто слушает разумнее становится)
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.(гл.мысль – учиться по книге - это и есть труд).
2. -Предлагаю начать учебный труд.
-Внимание на экран: Знаком ли вам этот человек? Вернее, писатель?
-Тогда знакома ли вам сказка «Аленький цветочек»? (да)
-О чем эта сказка? Кто желает кратко пересказать сюжет сказки? (слушаем ответы детей).
3. Словарная работа.
Славянофил - направление в литературе, философии. Сторонники славянофилов протестовали против западничества, т.е. подражанию в литературе западных зарубежных стран.
Мемуарист – писатель, повествует события, которые сам пережил, либо принимал участие в событиях, или же повествовал от очевидцев произошедшего.
Губерния – это территориальная единица в царской России.(край, область(регион)).
Уфа – ныне столица республики Башкорторстан (показ на карте).
Сумароков и Херасков – русские писатели.
Род шимона – варяжский воин, а варяги – это группа в составе населения Древней Руси. На Руси варягами называли выходцев из Скандинавии и соседних с ними народов — славян балтийского региона. Славяне – группа народов, русские относятся к данной группе.
4. Знакомство с писателем (презентация).
- Годы жизни (1791-1859). Русский писатель, славянофил, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек.
Детство Сергея прошло в Уфе и родовом имении НовоАксаково (Оренбургская губерния). Большое влияние на его развитие оказал дед — Степан Михайлович Аксаков, мечтавший о внуке, который продолжит «род Шимона» (т.е. варяжский воин). Д. Мирский так характеризует Степана Михайловича: «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец, одним из первых организовавший поселение крепостных в башкирских степях» . От отца Серёжа унаследовал любовь к природе; он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал Сумарокова и Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи» .
В 1799 году мальчик поступил в Казанскую гимназию, но Мария Николаевна, не в силах выдержать расставание с сыном, вскоре забрала его назад; этому способствовало и то обстоятельство, что у впечатлительного Серёжи, оторванного от семьи, стала развиваться падучая болезнь (эпилепсия). Возвращение в гимназию состоялось лишь в 1801 году. В 1804 году старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс Казанского университета, Аксаков оказался одним из его студентов и продолжал учёбу в нём вплоть до 1807 года.
II. Постановка учебной задачи.
1. Работа с текстом.
- Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из автобиографического романа С.Т.Аксакова «Детские года Багрова внука». Это произведение Аксаков написал в 1853-1854гг.
- О чем говорит вам говорит название?(о детских годах мальчика, который был внуком человека(дедушки) с фамилией Багров.)
- Какие задачи поставим перед тем, как приступим к прочтению произведения?
(узнать новое, определить главную мысль, познакомиться с новыми словами,)
- Читаем внимательно, составим вопросы по прочитанному.
Начинает прочтение учитель, продолжают дети по цепочке.
С некоторого времени стал я замечать, что мать моя нездорова. Она не лежала в постели, но худела, бледнела и теряла силы с каждым днем. Нездоровье началось давно, но я этого сперва не видел и не понимал причины, от чего оно происходило. Только впоследствии узнал я из разговоров меня окружавших людей, что мать сделалась больна от телесного истощения и душевных страданий во время моей болезни. Ежеминутная опасность потерять страстно любимое дитя и усилия сохранить его напрягали ее нервы и придавали ей неестественные силы и как бы искусственную бодрость; но когда опасность миновалась – общая энергия упала, и мать начала чувствовать ослабление: у нее заболела грудь, бок, и наконец появилось лихорадочное состояние; те же самые доктора, которые так безуспешно лечили меня и которых она бросила, принялись лечить ее. Я услыхал, как она говорила моему отцу, что у нее начинается чахотка. Я не знаю, до какой степени это было справедливо, потому что больная была, как все утверждали, очень мнительна, и не знаю, притворно или искренно, но мой отец и доктора уверяли ее, что это неправда.
Я имел уже смутное понятие, что чахотка какая-то ужасная болезнь. Сердце у меня замерло от страха, и мысль, что я причиною болезни матери, мучила меня беспрестанно. Я стал плакать и тосковать, но мать умела как-то меня разуверить и успокоить, что было и не трудно при ее беспредельной нравственной власти надо мною. Не имея полной доверенности к искусству уфимских докторов, мать решилась ехать в Оренбург, чтоб посоветоваться там с доктором Деобольтом, который славился во всем крае чудесными излечениями отчаянно больных. Она сама сказала мне об этом с веселым видом и уверила, что возвратится здоровою. Я совершенно поверил, успокоился, даже повеселел и начал приставать к матери, чтоб она ехала поскорее. Но для этой поездки надобно было иметь деньги, а притом куда девать, на кого оставить двух маленьких детей? Я вслушивался в беспрестанные разговоры об этом между отцом и матерью и наконец узнал, что дело уладилось: денег дал тот же мой книжный благодетель С.И.Аничков, а детей, то есть нас с сестрой, решились завезти в Багрово и оставить у бабушки с дедушкой. Я был очень доволен, узнав, что мы поедем на своих лошадях и что будем в поле кормить. У меня сохранилось неясное, но самое приятное воспоминание о дороге, которую мой отец очень любил; его рассказы о ней и еще более о Багрове, обещавшие множество новых, еще неизвестных мне удовольствий, воспламенили мое ребячье воображение.
Дедушку с бабушкой мне также хотелось видеть, потому что я хотя и видел их, но помнить не мог: в первый мой приезд в Багрово мне было восемь месяцев; но мать рассказывала, что дедушка был нам очень рад и что он давно зовет нас к себе и даже сердится, что мы в четыре года ни разу у него не побывали. Моя продолжительная болезнь, медленное выздоровление и потом нездоровье матери были тому причиной. Впрочем, мой отец ездил прошлого года в Багрово, однако на самое короткое время. По обыкновению, вследствие природного моего свойства делиться моими впечатлениями с другими, все мои мечты и приятные надежды я рассказал и старался растолковать маленькой моей сестрице, а потом объяснять и всем меня окружавшим.
Начались сборы. Я собрался прежде всех: уложил свои книжки, то есть «Детское чтение» и «Зеркало добродетели», в которое, однако, я уже давно не заглядывал; не забыл также и чурочки, чтобы играть ими с сестрицей; две книжки «Детского чтения», которые я перечитывал уже в третий раз, оставил на дорогу и с радостным лицом прибежал сказать матери, что я готов ехать и что мне жаль только оставить Сурку. Мать сидела в креслах, печальная и утомленная сборами, хотя она распоряжалась ими, не вставая с места. Она улыбнулась моим словам и так взглянула на меня, что я хотя не мог понять выражения этого взгляда, но был поражен им. Сердце у меня опять замерло, и я готов был заплакать; но мать приласкала меня, успокоила, ободрила и приказала мне идти в детскую – читать свою любимую книжку и занимать сестрицу, прибавя, что ей теперь некогда с нами быть и что она поручает мне смотреть за сестрою; я повиновался и медленно пошел назад: какая-то грусть вдруг отравила мою веселость, и даже мысль, что мне поручают маленькую мою сестрицу, что в другое время было бы мне очень приятно и очень лестно, теперь не утешила меня. Сборы продолжались еще несколько дней, наконец все было готово.
III. Решение учебной задачи.
1. Работа в парах. Письменно составляют в парах 1-2 вопроса по прочитанному текту:
-Определите возраст мальчика(5-6)
-Какое несчастье случилось в семье Багровых?(заболела мать)
-Что являлось причиной ее болезни?(до этого долго болел сын, у нее случились телесное истощение и душевное страдание).
-Какое решение приняли родители Сережи?(ехать в Оренбург на лечение, а детей оставить в Багрово).
-В последнем абзаце рассказа найдите Она…
-Как вы думаете, какой взгляд был у матери? (грустный, печальный).
-Как вы думаете, из-за чего больше переживала мать? из-за болезни? (из-за того, что расстается с детьми надолго).
2. - Определите главную мысль произведения (Искренняя любовь сына к матери, и любовь, забота, переживание матери к своему ребенку).
3. – Ребята, вернемся к поставленным задачам в начале урока. Как вы думаете, решили ли вы поставленные задачи (узнать новое, определить главную мысль, познакомиться с новыми словами)? Учитель фиксирует ответы детей, ставит плюсы.
- Это произведение Аксаков написал в 1853-1854гг. Этот образ мамы был создан около 170 лет тому назад. А сейчас наши мамы какие? Давайте сравним наших мам с образом мамы Сереженьки Багрова. Сходства: заботливые, добрые, ласковые, переживают за нас, помогают и поддерживают. Сделайте вывод: (мамы во все времена были, есть и будут самыми заботливыми, любящими , нежными, а мы будем всегда любить, уважать, почитать своих мам).
IV. Подведение итога урока.
- Что интересного узнали на уроке? Что понравилось? Что было трудно?
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация С.Аксаков "Детские годы Багрова-внука"
Презентация для 4 класса к уроку литературного чтения УМК "Школа 2100"...
Театрализованный урок внеклассного чтения по теме: "Басни И.А.Крылова, посвящённые войне 1812 года".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3737616","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Театрализованный урок внеклассного чтения по теме: "Бас...
Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".
Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.Картины природы в книге С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
Образовательная система "Школа 2100"...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Урок внеклассного чтения " Полезные вредные советы " (по произведениям Г.Остера) в 4 классе.
В представлении урока содержится презентация о его проведении, материалы к уроку, в то числе для распечатки....
С.Аксаков "Детские годы Багрова-внука"
Конспект и презентация по литературному чтению по программе "Школа 2100"...