С.Аксаков "Детские годы Багрова-внука"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Стебакова Ольга Ивановна

Конспект и презентация по литературному чтению по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.aksakov_detskie_gody_bagrova_-vnuka.doc42.5 КБ
Office presentation icon s._aksakov_biografiya.ppt1023.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Цель: продолжить знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; развивать навык осознанного беглого чтения; наблюдательность, способность видеть и чувствовать красоту природы родного края; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс – часть 1, «В океане света», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, портрет С.Т. Аксакова, выставка книг писателя, иллюстрации с изображением близких людей писателя, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Повторение.

-О чем мы говорили на прошлом уроке?

-Какая сказка называется литературной, чем она отличается от народной?

-Какую роль играют литературные сказки для современного читателя? (язык сказки понятен современному читателю, поэтому она доступна и соответственно интересна).

3.        Введение в тему урока

– Ребята, давайте вместе с нашими героями откроем новую страничку истории русской детской литературы. Вы увидите, как в нее пришла новая тема -… Слайд 1.

4. Работа с выставкой книг.

-Затрудняетесь? Вот вам книги, в них лежат закладки. Посмотрите, здесь есть знакомые имена: Сергей Аксаков, Алексей Константинович Толстой, Аполлон Майков, Алексей Плещеев, Федор Тютчев.

-Что объединяет все эти книги? Каких авторов вы бы добавили к этому списку?  (Пушкина, Некрасова, Гоголя, Жуковского).

-Какова  тема нашего урока? Кто догадался?

Тема: «Мир природы на страницах книг» ( на доске).

5. Вступительная беседа.

-С каким автором в этом учебном году мы уже встречались?  (С.Аксаковым).

-Какое произведение изучали? («Детские годы Багрова - внука»).

-Кто был главным героем этого произведения? (Сережа).

-Имя автора и главного героя произведения – это совпадение?

-Как называется такое произведение, когда автор – герой произведения и в центре – история его собственного становления? ( автобиографическое).

-Каким был Сергей? (любознательным, очень любил читать, был одиноким).

-Попробуйте угадать его любимое время года. Почему?

- А мы всю книгу С.Аксакова прочитали?

- Сегодня мы вновь вернемся к произведению С.Аксакова « Детские годы Багрова – внука».

6. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение вступления и отрывочных воспоминаний вслух (с. 166-167).

-Почему автор и сам не знает, можно ли верить тому, что сохранила его память?

-Когда он писал свое произведение? ( в 67 лет)

-О чем вспоминает автор? ( кормилице, маленькой сестрице и о матери).

-О чем это говорит? Что нового вы узнали о Сереже Багрове? (очень чувствительный, заботливый, зависимый от окружающих). 

– Как вы считаете, почему авторы включили в раздел о природе отрывки, к которых ничего не описывается, нет никакой природы? ( Для того, чтобы понять каким видит писатель какое-либо явление, надо разобраться, какой он сам.

-А в этом нам поможет биография писателя.

2) Биография писателя. Работа в группах.

1 группа: изучает презентацию и рассказывает о писателе.

2 группа: изучает текстовые биографические данные о писателе и делятся с нами впечатлениями..

Сергей Тимофеевич Аксаков родился осенью, 20 сентября 1791 года, в городе Уфе. Его отец, Тимофей Степанович, очень любил природу. Его страстью была охота. Однажды он взял с собой на охоту сына, правда ружья ему не дал, а только разрешил приносить подстреленную дичь. Но самой незабываемой и волнующей для него стала рыбалка.

– Все свои наблюдения об охоте и рыбалке Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженьи рыбы». Также он написал книги «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Буран», «Очерки зимнего дня» и другие.

– А знаете ли вы как называется сказка, которую написал Аксаков?

 3) Презентация работы групп.

- Какое же время года может особенно взволновать такого человека? Правильными ли были наши предположения? Прочитайте название следующей главы.

4) Словарная работа.

-Как называется следующая глава? 

– Почему именно «первая весна в деревне»? (До этого Сережа не видел наступления весны в деревне.)

– Перед чтением этой главы давайте выясним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. (Слова записаны на доске).

а) Великий пост – время, когда христиане по предписанию церкви отказываются от мясной и молочной пищи. (постятся)
б) Гумно – место, где ставят и молотят хлеб. (по Далю)
в) Возмутительнее – беспокойнее, вызывали волнение.

6. Чтение главы по абзацам (стр167-169)

– Найдите в тексте на стр. 167, какое впечатление производило на Сережу, наступление весны. (Приближение весны в деревне …)

– Подберите синоним к слову «раздражающее»

  • волнующее
  • возмущающее

– Проверьте себя, прочитав следующее предложение. (Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение.)

– Что усиливало волнение Сережи? (разговор о весне с Евсеичем и с отцом)

– Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сережи приходом весны. (радовались как охотники)

– Найдите предложение, рассказывающее о приходе весны. (Находя во мне живое сочувствие …)

– Почему это предложение заканчивает … (картину можно продолжить)

– Как понимаете выражение:

  • «полая вода» – снег растает, пруд спустят, вода разольется по земле.
  • «сурчины» – место, где живут сурки.

– Отчего всем остальным было грустно и скучно смотреть на картины уходящей зимы?

– Почему отец, Евсеич и Сережа по-другому (с радостью) воспринимали все вокруг? (Они ждали с нетерпением прихода весны, и поэтому изменения вокруг их только радовали)

7. Работа в парах. 

-Найти и подчеркнуть, какие изменения в природе замечал Сережа?

– А с какого шага начинается весна для вас?

VII. Итог урока

– Почему запомнилось Сереже эта первая весна в деревне?

– Что особенного потрясло мальчика, наблюдавшего пробуждение природы?

– Что вы узнали о характере Сережи? (он внимательный, терпеливый, наблюдательный, любопытный)

VIII. Домашнее задание

 с. 167-169. Составить план пересказа 1 главы.

. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мир природы на страницах книг»

Слайд 2

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)

Слайд 5

Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века. Музей-усадьба «Абрамцево».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация С.Аксаков "Детские годы Багрова-внука"

Презентация для 4 класса к уроку литературного чтения  УМК "Школа 2100"...

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»

Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Урок внеклассного чтения. 4 класс. Образ матери в произведении С.Т.Аксаков «Детские года Багрова внука (отрывок).

Проект урока по внеклассному чтению по произведению С.Т. Аксакова "Детство Багроваа внука"....