Урок внеклассного чтения " Полезные вредные советы " (по произведениям Г.Остера) в 4 классе.
методическая разработка по чтению (4 класс)
В представлении урока содержится презентация о его проведении, материалы к уроку, в то числе для распечатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация открытого урока, его этапы. | 1.22 МБ |
Вопросы к стихотворениям для работы в группах (распечатать) | 39.5 КБ |
Стихотворения Г.Остера (распечатать) | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1)Познакомиться с поэзией Г. Остера . 2)Научиться анализировать стихотворное произведение. 3)Поработать над выразительностью чтения. 4)Научиться делать выводы после прочитанного. 5 )Планировать и оценивать свою деятельность 6) Решить проблемную ситуацию
Оформление доски: Название урока. Главный вопрос Почему наш урок так называется? 3. Рисунки детей к произведениям Г Остера .
Оборудование урока: 1) Мультимедийный проектор 2) Компьютер 3)Выставка книг Г.Остера 3) Раздаточный материал для работы в группах: Тексты стихотворений Карточки с примерами воспитанного и невоспитанного поведения Цветные кружки для рефлексии впечатления от урока
Предварительное задание: 1.Выучить наизусть и подготовить инсценировку стихотворений Г.Остера 1.«Если друг твой самый лучший….» 2.« Решил подраться – выбирай того, кто послабей…» 3.«Если не купили вам пирожное…» 4.«Девчонок надо никогда нигде не замечать …» 5.«Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо. ..» 6.«Если мама в магазине вам купила только мячик…» 7.«Требуют тебя к ответу ?» 8.«Если вы гуляли в шапке, а потом она пропала..» 9.«Если к папе или маме тётя взрослая пришла..» 10.«Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе…» 2.Нарисовать рисунки к стихотворениям поэта
Ход урока: I .Организационный момент . Ученики разбиваются на 3 группы по цветовым карточкам . Готовятся к уроку, достают пеналы, раскладывают тексты стихотворений на партах. III . Создание проблемной ситуации. Ребята, сегодня наш урок называется «Полезные вредные советы». Мы будем говорить о творчестве Г.Остера . Многие из вас уже знакомы с творчеством этого поэта, знают его книгу «Вредные советы». Почему же наш урок называется «Полезные вредные советы»? Когда мы сможем ответить на этот вопрос?
IV. Планирование деятельности. Ученики должны перечислить , что они будут делать на уроке, чтобы сделать правильные и точные выводы. Узнать биографические сведения о поэте. 2. Прочитать выразительно или по ролям стихотворения. 3.Ответить на вопросы к ним. 4.Проанализировать художественные приёмы, которыми пользуется автор, чтобы донести до читателя свои мысли. 5. Понять, для чего Г.Остер написал это произведение. Что он хотел сказать своим читателям? 6. Рассказать о героях на рисунках к уроку.
Григорий Остер
Рассказ описателе (может быть заранее подготовлен учеником или рассказан учителем) Родился 27 ноября 1947 года в Одессе в семье портового механика. Детство и юность провел в Ялте В 1966 году прошел службу на Северном флоте. В 1970 поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве, который закончил в 1982 году. Григорий Остер — автор многих популярных произведений для детей, таких как: «Сказка с подробностями», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее». Автор «ненаглядных пособий» — задачников по математике и физике для детей и взрослых, а также учебников по придуманным писателем наукам « Ничегоневедению », « Конфетоедению », « Папамамалогии », « Визгкультуре » и другим. В 1996 Остер стал лауреатом конкурса читательских симпатий «Золотой ключик». Писатель живёт и работает в Москве. У него 5 детей.
V .Основная часть (работа в группах) После рассказа о писателе учитель обращает внимание на то, что стать детским писателем может не каждый человек. А только тот, кто понимает детей и хочет, чтобы они стали лучше.
1.Чтение стихотворения .«Если друг твой самый лучший….» Ответы на вопросы: Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение 1 вопрос к стихотворению « Если друг твой самый лучший..» Как чувствует себя тот, кто упал? Какие слова в этом произведении самые обидные для того, кто упал? 2 вопрос к стихотворению « Если друг твой самый лучший..» Прочитав это стихотворение, вы согласились с мнением героя или нет? Почему? 3 вопрос к стихотворению « Если друг твой самый лучший..» Хотели бы вы , чтобы у вас был такой друг? Почему?
Выразительное чтение стихотворения
2 .Чтение стихотворения « Решил подраться – выбирай того, кто послабей…» Ответы на вопросы: Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение 1 вопрос к стихотворению « Решил подраться» Слова какого из героев справедливы ? Почему? 2 вопрос к стихотворению « Решил подраться» О какой черте характера говорят слова мальчика: « Чем младше тот, кого ты бьёшь, те сердцу веселей» ? 3 вопрос к стихотворению « Решил подраться» Можно ли обойтись без драк? Что нужно для этого делать?
3 .Чтение стихотворенияй «Если не купили вам пирожное…» и .«Если мама в магазине вам купила только мячик…» Ответы на вопросы: Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение 1 вопрос к стихотворениям « Если не купили вам пирожное…» и «Если мама в магазине..» Какая общая беда у героев этих стихотворений? Как автор относится к этим детям? 2 вопрос к стихотворениям « Если не купили вам пирожное…» и «Если мама в магазине..» Почему родители могут отказать детям купить ту или иную вещь? (Вспомните о том, что мы недавно изучали по предмету «Окружающий мир» Тема «Семейный бюджет») 3 вопрос к стихотворениям « Если не купили вам пирожное…» и «Если мама в магазине..» О ком думают и о ком не думают дети в этих стихотворениях? О чём заставил нас задуматься автор?
«И скажите громко – А-А-А !» . Физкультминутка.
4 .Чтение стихотворения .«Девчонок надо никогда нигде не замечать …» Ответы на вопросы. Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение . 1 вопрос к стихотворению « Девчонок надо никогда нигде не замечать…» Как герой произведения относится к девочке? А как надо на самом деле себя вести? 2 вопрос к стихотворению « Девчонок надо никогда нигде не замечать…» Как автор относится этому герою? Какие поступки вызывают такое отношение? 3 вопрос к стихотворению « Девчонок надо никогда нигде не замечать…» Есть ли в нашем классе мальчики которые умеют дружить с девочками?
« Если не купили вам пирожное…»
4.Чтение стихотворения .«Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо. ..» Ответы на вопросы. Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение . 1 вопрос к стихотворению « Никогда не мойте руки…» Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему? 2 вопрос к стихотворению « Никогда не мойте руки…» Для чего нужно соблюдать правила личной гигиены? 3 вопрос к стихотворению « Никогда не мойте руки…» А где в нашей школе особенно надо следить за чистотой рук?
К вам директор магазина Подползет и скажет маме : "Заберите все бесплатно, Пусть он только замолчит."
5.Чтение стихотворений .«Требуют тебя к ответу ?» и «Если вы гуляли в шапке, а потом она пропала..» Ответы на вопросы. Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение . 1 вопрос к стихотворениям « Требуют тебя к ответу?» и «Если вы гуляли в шапке…» Какое качество объединяет героев этих стихотворений? Как автор относится к таким детям? 2 вопрос к стихотворениям « Требуют тебя к ответу?» и «Если вы гуляли в шапке…» Приведите пример из текста, где видно что герой стихотворения обманывает родителей? 3 вопрос к стихотворениям « Требуют тебя к ответу?» и «Если вы гуляли в шапке…» Почему же взрослым понятно, когда дети их обманывают?
Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: "Стой! Сдавайся! Руки вверх!"
6 .Чтение стихотворений .«Если к папе или маме тётя взрослая пришла..» и «Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе…» Ответы на вопросы. Вопросы раздаются каждой группе по одному вопросу . Даётся время на обсуждение . 1 вопрос к стихотворениям «Если к папе или к маме…» и « Если друг на день рожденья..» Воспитанные или невоспитанные дети в этих стихотворениям? Докажите примерами из текста. 2 вопрос к стихотворениям «Если к папе или к маме…» и « Если друг на день рожденья..» Найдите на столе карточки с примерами невоспитанного поведения 3 вопрос к стихотворениям «Если к папе или к маме…» и « Если друг на день рожденья..» Найдите на столе карточки с примерами воспитанного поведения
Делая выводы после каждого стихотворения, мы обращаем внимание детей на то, ч то поэт как истинный знаток детской души ( не забываем о том, что у него 5 детей) подметил такую черту ребёнка , как желание сделать всё наоборот. Он искренне надеется, что дети, прочитав его советы, сделают всё по-своему: не будут драться, требовать с родителей обязательно что-нибудь купить, не станут обманывать, будут уважать девочек и воспитанно себя вести. Учащиеся обращают внимание на то, что даже «трудные» дети изображены Г.Остером по-доброму, с юмором ( на детских рисунках тоже). Он сумел показать ребятам, как они выглядят со стороны. Поэтому вредные советы писателя можно назвать полезными.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
1 вопрос к стихотворению « Если друг твой самый лучший..»
Как чувствует себя тот, кто упал? Какие слова в этом произведении самые обидные для того, кто упал?
2 вопрос к стихотворению « Если друг твой самый лучший..»
Прочитав это стихотворение, вы согласились с мнением героя или нет? Почему?
3 вопрос к стихотворению « Если друг твой самый лучший..»
Хотели бы вы , чтобы у вас был такой друг? Почему?
1 вопрос к стихотворению « Решил подраться»
Слова какого из героев справедливы ? Почему?
2 вопрос к стихотворению « Решил подраться»
О какой черте характера говорят слова мальчика: « Чем младше тот, кого ты бьёшь, те сердцу веселей» ?
3 вопрос к стихотворению « Решил подраться»
Можно ли обойтись без драк? Что нужно для этого делать?
1 вопрос к стихотворениям « Если не купили вам пирожное…» и «Если мама в магазине..»
Какая общая беда у героев этих стихотворений? Как автор относится к этим детям?
2 вопрос к стихотворениям « Если не купили вам пирожное…» и «Если мама в магазине..»
Почему родители могут отказать детям купить ту или иную вещь? (Вспомните о том, что мы недавно изучали по предмету «Окружающий мир»)
3 вопрос к стихотворениям « Если не купили вам пирожное…» и «Если мама в магазине..»
О ком думают и о ком не думают дети в этих стихотворениях?
О чём заставил нас задуматься автор?
1 вопрос к стихотворению « Девчонок надо никогда нигде не замечать…»
Как герой произведения относится к девочке? А как надо на самом деле себя вести?
2 вопрос к стихотворению « Девчонок надо никогда нигде не замечать…»
Как автор относится этому герою? Какие поступки вызывают такое отношение?
3 вопрос к стихотворению « Девчонок надо никогда нигде не замечать…»
Есть ли в нашем классе мальчики которые умеют дружить с девочками?
1 вопрос к стихотворению « Никогда не мойте руки…»
Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему?
2 вопрос к стихотворению « Никогда не мойте руки…»
Для чего нужно соблюдать правила личной гигиены?
3 вопрос к стихотворению « Никогда не мойте руки…»
А где в нашей школе особенно надо следить за чистотой рук?
1 вопрос к стихотворениям « Требуют тебя к ответу?» и «Если вы гуляли в шапке…»
Какое качество объединяет героев этих стихотворений? Как автор относится к таким детям?
2 вопрос к стихотворениям « Требуют тебя к ответу?» и «Если вы гуляли в шапке…»
Приведите пример из текста, где видно что герой стихотворения обманывает родителей?
3 вопрос к стихотворениям « Требуют тебя к ответу?» и «Если вы гуляли в шапке…»
Почему же взрослым понятно, когда дети их обманывают?
1 вопрос к стихотворениям «Если к папе или к маме…» и
« Если друг на день рожденья..»
Воспитанные или невоспитанные дети в этих стихотворениям?
Докажите примерами из текста.
2 вопрос к стихотворениям «Если к папе или к маме…» и
« Если друг на день рожденья..»
Найдите на столе карточки с примерами невоспитанного поведения
3 вопрос к стихотворениям «Если к папе или к маме…» и
« Если друг на день рожденья..»
Найдите на столе карточки с примерами воспитанного поведения
Предварительный просмотр:
Григорий Остер « Вредные советы»
* * *
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
* * *
Решил подраться – выбирай .
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.
* * *
Если не купили вам пирожное
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на родителей обидеться,
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так бродить по улицам,
А в дремучий темный лес отправиться.
Там вам сразу волк голодный встретится,
И, конечно, быстро вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное,
И в кино с собой возьмут вас вечером.
* * *
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
Тебе на них плевать.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
* * *
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
облысеет голова.
* * *
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Все, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву "А"!
И когда, роняя сумки,
С воплем: "Граждане! Тревога!"
Покупатели помчаться
С продавцами во главе,
К вам директор магазина
Подползет и скажет маме:
"Заберите все бесплатно,
Пусть он только замолчит."
* * *
Требуют тебя к ответу?
Что ж, умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
Кто игрушки разбросал?
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался, как бандит.
Если спросят, кто на кухне
Все котлеты искусал,
Отвечай, что кот соседский,
А возможно сам сосед.
В чем бы ты ни провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.
* * *
Если вы гуляли в шапке,
А потом она пропала,
Не волнуйтесь, маме дома
Можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
Чтобы, глядя восхищенно,
Затаив дыханье, мама
Долго слушала вранье.
Но уж если вы наврали
Про потерянную шапку,
Что ее в бою неравном
Отобрал у вас шпион,
Постарайтесь, чтобы мама
Не ходила возмущаться
В иностранную разведку,
Там ее не так поймут.
* * *
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой! Сдавайся! Руки вверх!"
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
* * *
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками,
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "Сказки- о путешествиях"по программе "Школа-2100", 3 класс.
Урок внеклассного чтения с использованием технологий критического мышления. ...
Урок внеклассного чтения "Сказки- о путешествиях"по программе "Школа-2100", 3 класс.
Урок внеклассного чтения с использованием технологий критического мышления. ...
Урок внеклассного чтения по теме "Твой родной край" в 4-м классе коррекционно - развивающего обучения. Р.Казакова "Хабаровску"
Урок внеклассного чтения по теме «Твой родной край» для учащихся 4-х классов коррекционно-развивающего обучения помогает понять красоту родного края, развивает мышление, речь, творческие способн...
Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".
Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....
Презентация к уроку внеклассного чтения" « Образ лисы в русских народных сказках»" 2,4 класс
Цель: развитие читательского интереса у младших школьников....
Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.
Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....
Литературный брейн -ринг «Ваши вредные советы» по произведениям Григория Остера
Литературный брейн -ринг «Ваши вредные советы» по произведениям Григория Остера...