Урок литературного чтения "Песни бегемотов" Тим Собакин
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Технкоарта урока чтения 3 класс  УМК "Перспектива" по теме "Песни  бегемотов" Тим Собакин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 класс (Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г)

УМК Перспектива

Тема: Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Тип урока: Комбинированный

Цели:

Научиться находить слова в тексте, отражающие отношение автора, героя;

Научиться определять главную мысль произведения;

Научиться задавать вопросы по тексту.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.

- Уметь задавать вопросы по прочитанному. Выразительно читать стихотворения .

Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства.  Расширить словарный запас. Показать сходство художественных приемов, которыми пользуется поэт.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

 Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемых на уроке

 Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получать возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение)

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент 

Актуализация знаний 

Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

Постановка цели урока

Работа по теме урока

Физминутка 

Продолжение работы со стихотворением "Песни бегемотов

Задание: 

Работа в парах

Работа в группах

Задание 

Подведение итога урока

Рефлексия

Представьте, что сегодня на уроке вы сможете примерить три шляпы настоящих исследователей литературы: 

синюю - если вы получали и делились информацией,

 зелёную - если искали секреты литературы, 

красную - если выражали свои чувства

Вспомните, какую тему мы читаем на уроках литературы?

Сегодня вам также предстоит узнать секреты литературы.

Для начала прочитайте стихи на слайде:

ж
жжж
жжжжжжжж
жжжжж
жжжжжжжжжжжж
БАЦ!!
жжжж
ж...ж...
жжжжжжжжжжжжж
БАЦ! БАЦ!
жжжжжж
БАЦ! БУМ!
ДЗЫНЬ!
жжжжжж
ТОП.
жжжж
ТОП-ТОП.
жжжжжжжж
ТОП-ТОП-ТОП.
жжжжжжжжжжжж
ШЛЁП!!!
.................................
ШМЯК.
И стало тихо.

-Как вы думаете, что вы прочитали?

Включите выдумку, воображение
Чтобы понять произведение.

Какие качества нам помогут сделать открытия на уроке?

Подберите синонимы к слову фантазия. (Фантазия  (греч.  — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему.

 Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.

- Вы не поверите, но это стихотворение! Когда я вам скажу название стихотворения, вы всё поймёте. Есть ли у вас предположения о чём это стихотворение?

- А теперь прочитайте название этого необычного стихотворения

Как ловкий бегемот 
гонялся за нахальной мухой
в тесной комнате, где было много
стеклянной посуды

- Что вы можете сказать про автора, который сочинил такое стихотворение?

( весёльчак, фантазёр, выдумщик, ….)

- Автор этого произведения Тим Собакин. Настоящее имя Андре́й Ви́кторович Ивано́в.

- Чтобы поближе познакомиться с этим необыкновенным автором, предлагаю поработать в группе.

Каждая группа знакомится с отдельной историей про Тима Собакина, рассказанные им самим, готовит ответы на вопросы по плану.

группа № 1 Как Собакин стал писателем        

группа № 2 Как Собакин не стал открытием

группа № 3 Как Собакин обзавелся двойниками (Приложение 1)

Выступление представителей каждой команды

- Анализ выставки книг Тима Собакина («Игра в птиц»,«Без ботинка», «Из переписки с Коровой», «Лесные музыканты», «Собака, которая была кошкой», «Песни бегемотов»).

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Тима Собакина

Узнайте в загадке героя произведения:

Он в воде лежит как кочка,
Из воды выходит - бочка,
В жарких странах он живёт - 
Очень толстый

Какое сравнение помогло вам представить образ бегемота?

О ком будем говорить на уроке? "

Откройте учебник "Литературное чтение". Мы познакомимся со стихотворением Тима Собакина «Песни Бегемотов» "

Задание: Определите, какое настроение возникает при чтении стихотворения?

Чтение стихотворения

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Почему создалось такое настроение?

Почему не может такое событие, история произойти в действительности?

Какими средствами пользуется поэт, чтобы создать смешной образ героя?

Как называется одним словом "выдумка", "вымысел"

Расскажите, что вы знаете о настоящем бегемоте.

Какой это был текст?

Небылицы, небылицы, 
Переходят все границы.
Ну и что же, ну и что же?
Быль и небыль так похожи.

Давайте определим позицию автора в стихотворении? 

Почему автор - герой произведения?

Перечитайте те строчки стихотворения, в которых автор говорит сам с собой.

Как называется такой разговор?

Это может подтвердить то, что автор-герой?

Подготовьтесь читать выразительною

Оцените чтение ребят.

Предлагаю объединиться в пары. Почему вы должны уметь работать в паре?

Найдите рифмы в стихотворении. Какие рифмы использует поэт?

Перекрёстные .авав

У лукоморья дуб зеленый; а 
Златая цепь на дубе том: b 
И днем и ночью кот ученый а 
Все ходит по цепи кругом… b 
Парная рифма – рифмуются две строки подряд
Пример: 
Там ступа с Бабою Ягой а 
Идет, бредет сама собой…

Парные аабб

Сейчас вы пофантазируете в группах.

Используйте заданную для вас рифму и сочините продолжение стихотворения.

Группам раздаются карточки с заданиями, в которых переставлены строчки четверостиший

1. Вот летают бегемоты

Над моею головой

2. Как увижу бегемота,

    Я про школу расскажу…….

3.  Бегемоту скучно будет,

Накормлю его тогда-……

4. Пусть летают бегемоты

Над полями и лесами….

Проверяются результаты работы.

Какую шляпу вы примерили во время работы в группах? Почему?

Какие секреты литературы вы открыли сегодня на уроке?

Почему читателю тоже необходимо чувство юмора?

 Подумайте, какую из трёх шляп вам удалось примерять на уроке чаще? Почему? Какую из шляп примеряли с большим удовольствием? Почему?

Дети имитируют надевание и снятие шляпы

 

«Люби всё живое»

Учимся наблюдать и копим впечатления

Воображение, фантазия.

измышление, вымысел.

Бегемот

Сравнение "лежит как кочка", "выходит - бочка".

О бегемотах

Весёлое, радостное настроение

Стихи смешные..

Бегемоты не летают и не поют.

Поэт придумал смешную ситуацию, выдумку. 

Небылица, небывальщина

Рассказ о животном

Научных, научно-популярных текстах

Автор-герой произведения

Повествуется от первого лица. Автор говорит "Я". 

Называется Монолог.

 Автор- герой стихотворения

  выразительное чтение

Чтобы уметь договариваться. Чтобы вместе работать

Рифмы встретились

Каждая группа читает составленную строфу.

Узнали, что автор может быть героем и рассказчиком.

Чтобы понимать других, быть весёлым, быть добрым. Не обижаться на шутки.


Приложение 1

1 группа

Как Собакин стал писателем

Дети иногда спрашивают Тима Собакина: "Как вы стали детским писателем?" Тим задумчиво шевелит ушами, вертит хвостом и сам пытается понять, что же привело его на литературное поприще. В детстве Тимка мечтал быть машинистом электровоза, чтобы ездить за границу. Поэтому родители отдали его в английскую школу-интернат. Язык давался ему с трудом. Зато юный Собакин сперва увлеченно вырезал линогравюры, потом собирал радиоприемники и, наконец, играл и пел в школьном ансамбле. Однако точные науки оказались сильнее прочих увлечений, и Тим поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет кибернетики. После окончания института Собакин был оставлен на кафедре электронно-вычислительных машин, имея твердое убеждение, что системное программирование - его призвание на всю жизнь. Ах, как это было преждевременно! Через три года Тим неожиданно для всех стал корреспондентом многотиражной газеты. Но судьбе было угодно, чтобы Собакин возглавил журнал "Трамвай", который под его началом становится лучшим в стране изданием для детей.  За это время выходят восемь книг, Собакина принимают в Союз писателей, его произведения печатаются за границей. А Тим до сих пор иногда шевелит ушами, вертит хвостом и пытается понять, каким образом он превратился в детского писателя.

План ответа группы

1.Кем мечтал в детстве стать Тим Собакин? Почему?

2. Чем увлекался в детстве будущий писатель?

3. В каком институте учился Тим Собакин?

4. Как распорядилась судьба этого человека?

5. Сколько книг вышло у Тима Собакина?

6. Что показалось смешным вам в этой статье?

группа № 2

Как Собакин не стал открытием

У Тима подрастала дочка Катя. Перед сном он любил читать ей Чуковского и Маршака. Когда все детские книжки были перечитаны, Собакин забавы ради начал придумывать короткие стишки: На окне дремала птица. - Галка, галка, что вам снится? Отвечала птица сонно: "Я не галка, а ворона...".Занятие это постепенно затягивало, стихов становилось все больше. Настал день, когда он отнес наиболее удачные произведения в журнал "Мурзилка". - Простите, - мягко сказал Собакину редактор, - но ваши стихи - это рифмоплетство в часы досуга. Позже Тим представил свое творчество на семинар молодых детских писателей, где был вынесен неутешительный вердикт: - Увы, открытия не состоялось... Впрочем, это не особенно огорчило Собакина, тем более что Валентин Берестов и Эдуард Успенский высоко ценили его дарование. Упорно шлифуя стихотворную технику, Тим плавно перешел к иронической лирике. Она понравилась Льву Новоженову, в то время заведовавшему сатирой и юмором в "Московском комсомольце". На его страницах и состоялись первые публикации. Вскоре и отвергнутые стихи были напечатаны в "Мурзилке".

План ответа группы

1. Почему Тим Собакин начал придумывать стихотворения?

2. Каким было первое  стихотворение  Тима?

3. Куда отнес автор свои наиболее удачные стихи?

4. Понравились ли его стихи в редакции?

5. Почему это не огорчило автора?

группа № 3

Как Собакин обзавелся двойниками

Тим пишет все, что пишется, и придумывает все, что придумывается. Он немало сочиняет и для взрослых - от сонета до верлибра. Иногда сразу несколько его произведений публикуются в одном номере журнала. Не подписывать же их все одинаково? Вот и пришлось Собакину обзавестись литературными двойниками. Тихон Хоботов обычно "берет на себя" художественную прозу, Степан Тимохин и Роман Бульварный - научно-популярные статьи, Савва Бакин - всевозможные игры и кроссворды, Сидор Тяфф и Терентий Псов - что придется, а Ника Босмит якобы "переводит" с зарубежных языков. И хотя сама она иностранная подданная (полистайте книжку "Собака, которая была кошкой"), но если прочесть ее имя и фамилию задом-наперед, то опять же получается... Вот именно!  Честно признаться, Собакин писать не любит. Он вообще ленив. Больше всего ему по душе загорать на теплом солнышке, почитывая философскую литературу. А еще Тиму нравится наблюдать за всеми животными. От собак же он в полном восторге! Хотя дома у него жили только хомяки да кошки. Собаку завести не удалось - слишком велика ответственность. Быть может, поэтому звери выступают главными героями многих его произведений. Одни названия книг чего стоят: "Дом для муравьев", "Из переписки с Коровой", "Мышь отсюда, или Кыш сюда!"... В общем, давно уж пора дать Собакину какую-нибудь звериную медаль. Гав-гав!!

План ответа группы

1.Перечислите двойников Тима Собакина?

2. Почему автор решил обзавестись двойниками?

3. Что любит Тим Собакин?

4. Кто главные герои книг Тим Собакина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Тим Собакин "Игра в птиц"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Тим Собакин "Игра в птиц" (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока литературного чтения "Тим Собакин "Лунная сказка"" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения( 3 класс)Тема: Тим Собакин "Лунная сказка"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Тим Собакин "Лунная сказка" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством Тима Собакина, с его стихотворением «Лунная сказка»Задачи уро...