Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Калмыкова Марина Константиновна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

УМК "Перспективная начальная школа"

 Тема: М. Пришвин "Золотой луг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Краснодонская основная общеобразовательная школа

Волгодонского района Ростовской области

Конкурс методических материалов «Педагогическая идея»

Технологическая карта урока

(урок литературного чтения)

Участник конкурса: учитель начальных классов

Калмыкова Марина Константиновна

2018г.

Класс: _2___   УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с произведением М. Пришвина, на примере художественных образов произведения показать, что увидеть скрытую жизнь природы и разгадать ее тайны и секреты может только наблюдательный, любящий природу человек.

Тема

М.М. Пришвин "Золотой луг»

Тип урока

Первичное предъявление новых знаний.  

Цель

Познакомить с произведением М. Пришвина «Золотой луг».

Задачи

Обучающие

 Совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью;

Учить пользоваться Толковым словарем, работать над выразительностью;

Определять характер и настроение героев произведения.

Развивающие

развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание, обогащать и развивать речь учащихся, расширять кругозор;

Воспитательные

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусств.

Оборудование

иллюстрации к изучаемому произведению,

аудиозаписи текста произведения, музыки и звуков природы, видеосюжет «Жизнь одуванчика),

мультимедийная презентация,

выставка книг М.М. Пришвина с его портретом

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Приветствует учеников. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки. Проверяет готовность к работе.

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Психологический настрой на урок. Дети проверяют готовность к уроку.

Личностные.

  1. Проверка домашнего задания.

Осуществляет контроль качества выполнения домашнего задания.

- Какое время года наступило? Какой месяц?

- Ребята, какое задание вам необходимо было выполнить? (нарисовать деревья весной)

– Какое дерево проиллюстрировали в своих рисунках?

- Что вы узнали о деревьях, когда их рисовали? Кто наблюдал за деревьями? Какое дерево уже цветёт? Как выглядят почки, есть ли листочки на деревьях?

Дети представляют рисунки. Рассказывают о своих наблюдениях за деревьями весной. Слушают собеседника.

Коммуникативные, познавательные

  1. Актуализация знаний.

Задает вопросы. Читает стихотворение. Загадывает загадку.

- Ребята, какую главу мы с вами изучаем?

Откройте содержание учебника и скажите, с какими произведениями этой главы мы уже познакомились?( «Природа для поэта – любимая и живая»)

- Чему научили нас эти произведения?

- А зачем в природе нужно быть наблюдательным?

Кто-то может подумать, что прямой необходимости в этом нет: все уже узнали и сумели, можно продолжать развивать науку и технику без оглядки на нее… К счастью, это не так. Даже вертолеты, подводные лодки, линзы и водопровод, которым мы пользуемся каждый день, были созданы после долгих наблюдений за природой.

Практически все выдающиеся открытия современности совершаются теми учеными, которые не жалеют своего времени и сил для изучения природных явлений и процессов. Более того, сегодня за окружающим миром должен наблюдать каждый: все люди должны знать, какой это хрупкий и сложный механизм. Если вы объясните, зачем люди изучают природу, своему другу, то поможете сохранить ее богатство для грядущих поколений.

- Прослушайте стихотворение и скажите, о чем мы будем читать следующее произведение из изученной главы.  

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

И. Суриков

 - Отгадайте загадку и узнаете, какой луговой цветок поразил героя произведения.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух. (одуванчик)

- Почему вы так решили?

- Найдите по содержанию учебника произведение, с которым мы будем сегодня работать.(стр. 123)

Работают по содержанию учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвижение гипотез. Учатся строить высказывания в устной форме.

Находят и выделяют необходимую информацию в учебнике.

 

Учатся слушать.

Отгадывают загадку. Объясняют выбор ответа.

Познавательные.

  1. Целеполагание.

Организует деятельность учащихся направленную на постановку цели урока.

- С каким произведением нам предстоит сегодня познакомиться? Как вы думаете, что мы можем узнать из этого произведения? Если затрудняетесь, вспомните название изучаемой главы.

- Сегодня мы продолжим беседовать о природе, учиться любить её, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в её тайны. Поможет нам в этом произведение Михаила Пришвина «Золотой луг».

 Вместе с учителем формулируют тему урока и соотносят её с изучаемой главой.

Слушают собеседника. Высказывают свои предположения.

Регулятивные.  

  1. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

     

Задает вопросы. Предлагает сделать предположение и найти рассказ в учебнике.

- Ребята, что вы можете рассказать об авторе произведения?

-Посмотрите внимательно на фотографии писателя.

Приложение 1. Слайд 1

Рассказывает о М. Пришвине.

Приложение 2.

 - Посмотрите на выставку книг с рассказами М. Пришвина. (Выставка книг) 

- Все эти произведения вы можете найти в школьной библиотеке. А ещё где?

Предлагает прослушать рассказ.

- Я предлагаю вам устроиться поудобнее и прослушать произведение М. Пришвина «Золотой луг».

Приложение 1. Слайд 2.

Выслушивает впечатления детей. Беседует с ними.

- Какие чувства вы испытываете после, того как прослушали рассказ?

- Удалось ли автору поразить вас?

- Что привлекло вас в этом рассказе? Сумели ли вы представить все то, о чем передал нам автор?

- Подходит ли к тексту название рассказа?

Обращает внимание на значение слов со звёздочкой.

- Какие слова необходимо объяснить в тексте: пяту, фукнуть. Где найти ответ? (в толковом словаре)

Приложение 1. Слайд 3.

- Ученый Кот сказал: «Одуванчик – загадочный цветок!»

       Приложение 1. Слайд 4.

- Вы разделяете мнение Кота?

(Одуванчик – загадочные цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.)

- А почему этот цветок стал для героя – рассказчика самым интересным цветком?  

(Об этом герой говорит в последнем предложении: “ С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

Предлагает посмотреть видеосюжет о жизни одуванчика.

- Покажите мне свои ладони. Представьте, что это цветок. Покажите, как открывал и закрывал свои лепестки одуванчик.

- Ребята, многие ученые наблюдают за жизнью растений. Я предлагаю вам просмотреть видеосюжет из жизни одуванчика. Съёмка дана с ускорением. Приложение 1. Слайд 5.

- Кому интересно было наблюдать за жизнью одуванчика. У кого возникли вопросы. Где вы можете найти на них ответ?

Мотивирует учащихся для чтения рассказа.

- Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажите свое мнение строчками из рассказа.

 (Рассказ ведется от лица мальчика)

Кот сказал: «Чтобы это доказать, надо ещё раз прочитать рассказ с самого начала до самого конца!»

Предлагает рассмотреть иллюстрацию. Задает вопросы, слушает ответ.

- Вы согласитесь с Котом? (Да, потому что это видно только из последнего предложения текста)

- Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? А кому она их может раскрыть? (Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному и заинтересованному человеку.)

- Какое открытие сделали мальчики?

- Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите.

 (Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг. Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.)

- Откройте стр. 123. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Что делают мальчики?

- Почему мальчик справа закрыл лицо руками? (Мальчик закрыл лицо руками, потому что брат дует ему одуванчиком прямо в лицо.)

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Знакомятся с рассказами.

Высказывают предположения, обмениваются мнениями. Формируют ценностное отношение к природному миру.

Находят нужную страницу в учебнике.

Умение слушать и принимать речь других.  Высказывают свои впечатления. Беседуют с учителем.

Работают с толковым  словарем и  сноской.

Смотрят фотографии цветущего луга с одуванчиками.

Высказывают предположения.

Обмениваются мнениями.

 

Учатся двигаться ритмично и синхронно.

Показывают, как открывает и закрывает лепестки одуванчик.

Смотрят видеосюжет «Жизнь одуванчика».

Обмениваются мнениями. Учатся слушать собеседника.

 

Читают текст.

Строят понятные высказывания, формируют собственное мнение, учатся выражать свои мысли в устной речи.

Рассматривают иллюстрацию.

Находят в тексте необходимую информацию.

Познавательные.

Предметные. Личностные. Регулятивные. Коммуникативные.

 

 

Коммуникативные.

  1. Формирование научного мировоззрения.

Расширение кругозора учащихся.

Рассказывает об одуванчике, как о лекарственном растении. (Дополнительный материал)

Приложение 4

Слушают сообщение  учителя об одуванчиках.

Высказывают свое мнение.

Формируют ценностное отношение к природному миру.

Личностные.

  1. Итог урока.

Организует деятельность учащихся  направленную на подведение итогов. Приложение 1. Слайд 6.

– Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?

– Какому же человеку она их раскрывает?
(
Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.)

– Какие секреты мы узнали из рассказа М.Пришвина?

(Мы узнали, что одуванчики на ночь закрывают свои цветки и “ложатся спать вместе с детьми”)

 Формулируют высказывания, удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Формируют ценностное отношение к природному миру, бережное отношение к природе.

Регулятивные. Личностные.

  1. Рефлексия.

Предлагает учащимся оценить себя. Определяет эффективность урока. Оценивает учащихся.

- Пригодятся ли   открытые секреты вам в жизни?

- Где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?

- Ребята, как бы вы оценили себя за работу на уроке. Кто по вашему мнению был самым активным, а кому ещё надо постараться?

- Каким одним словом вы выразите свое настроение и чувство после урока?

- Ребята, я предлагаю вам посадить цветы. Если вам понравился урок – выбрать желтый цветок; если – вы остались недовольны уроком – белый цветок.

- Посмотрите, какой цветущий луг у нас получился.

В завершении урока мне бы хотелось прочитать вам слова М.Пришвина. Он написал их в своих воспоминаниях.

Приложение 5.

Озвучивают общую цель.

Анализируют свою деятельность. Самооценка на основе критериев учебной деятельности.   Выбирают цветки и прикрепляют на доску.

Личностные.

  1. Домашнее задание.

Предлагает домашнее задание.

Стр. 123 – 124 читать, поход в «Музейный дом» (вместе с родителями)

 Записывают домашнее задание.

Регулятивные, личностные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...