Конспект урока литературного чтения "Согласный звук [м] и [м']. Буква М, м"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Христова Валентина Ивановна

На данном уроке дети знакомятся с новыми звуками и буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_kl.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по «Обучению грамоте»,

 

автор учебника Горецкий В.Г.

Тема урока: Знакомство с согласной буквой М,  м. Звуки  [м], [м'].  

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м; развивать умение читать слоги и слова с буквой м;формировать правильное выразительное чтение;

способствовать воспитанию любознательности.

Планируемые результаты (предметные):

Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами; умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц о родной стране; определять цели выполняемого задания; распространять и упрощать предложения

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Метапредметные  связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха), математика.

Оборудование: предметные картинки, схемы этих слов, касса букв, учебник «Азбука»,  проектор, электронный учебник,

Ход  урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к деятель-ности.Поста-новка темы.

Цель – моти-вировать уча-щихся на изу-чение темы.

-

Ну-ка проверь, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте?

 Всё ль в порядке?

 Ручка, книжки и тетрадки?

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

 Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!

-

Сегодня мы с вами продолжаем работать с нашей Азбукой.

- Чему мы с вами уже научились на уроках грамоте?

-Молодцы!

Ответы детей: мы выучили некоторые буквы, научились складывать их в слоги, читать слоги и слова, делать разбор слов на звуки, составлять схемы слов.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

2.Актуализа-ция знаний.

Цель – разви-тие навыка фонематичес-когоанализа, организовать актуализац-ию получен-ных знаний.

- Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами. У вас на парте лежат три кружка: синий, зеленый, красный. Я буду называть слова, а вы   показываете круг такого цвета, который требуется для обозначения первого звука в слове.

-Готовы?

(Кукла, педаль, аист, иволга, работа, речка, нос, нитки, ель, мороз)

-Ребята, а какое слово начиналось с незнакомого нам звука?

-Сформулируйте тему урока. С какой буквой мы сегодня познакомимся? Каковы наши цели?

- Посмотрите на картинки, назовите их и решите, какой звук здесь будет общий, есть в каждом слове?

-Мороз

Ответы детей.

- Мыло, матрёшка, комар, муравей; это звук [м].

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

3. Открытие детьми ново-го знания.

Цель - зафиксировать новое знание в речи, письменно в тетрадях;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Отгадайте загадку:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза...

Что это?...

(демонстрация картинки)

-  Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко         по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

- Этот звук гласный или согласный?

- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?

- Звонкий или глухой?

 -К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.

 

Любит он малину, обожает мёд

Зимою спит в берлоге,

Лапу там сосёт.

Пригреет солнце –

В зарослях живёт.

Сегодня к нам, ребята,

Из сказки он придёт.

Всем улыбнётся весело

Потянется спросонок –

Лохматый … ( медвежонок).

Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог   ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.

- Какой это звук — гласный или согласный?-Звонкий или глухой?

- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?

- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?

- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

- Кто сможет показать?

- Молодцы!

- А на что же похожа буква «М»? - Посмотрите, на что она похожа у меня.

Работа с электронным  приложением к учебнику:

-На экране сюжетная картинка про медведей. Назовите 7 слов с новым звуком.

-По серии картинок составьте рассказ. У кого получится самый интересный ? (просмотр мультфильма)

-Чтение слогов с экрана.

-  Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их.

-Машина.

- 1 слог – ма, первый звук [м].

Звук [м] – согласный, может быть тердый или мягкий, всегда звонкий.

Твердый звук обозначают синим цветом, а мягкий – зеленым.

 медвежонок

-1 слог – мед, первый звук в нем мягкий звук [м']. Этот звук согласный, звонкий и мягкий.

Его обозначают зеленым цветом.

- мы познакомились со звуками [м] и [м'].

Эти звуки обозначают буквами М и м.

(На доске «разбросаны» буквы.Ученик выбирает нужную букву.)

Ответы детей.

Называют 7 слов.

Ответы детей, составление рассказа, подбор предложения к сюжетной картине после просмотра мультфильма.

-Читают предложенные слоги.

Называют слова со звуками [м] и [м'] в разных местах слова.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обощение (Познавательные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

(Регулятивные УУД)

4. Физминут-ка.

 Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Выполняют первый раз вместе с учителем, проговаривая стихотворение, затем «выбираются» из детей медведь и задание  выполняется ещё раз.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

5. Первичное закрепление.

Цель -

-Посмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Что находится в центре Кремля? Как называется собор, который построен на площади пред Кремлем?

-Это старая Москва, куда привела нас буква “М”. Кому из вас понравился этот город? Почему?

Но всё хорошее когда-то кончается, и мы должны вернуться в нашу современную Москву. Сядьте поудобнее, мы поедем на автобусе (аудиозапись зарядки Железновой, «Автобус»).

- Где мы находимся? Совершенно верно, мы в столице нашей Родины. Это не только древний, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов…

(Работа по учебнику)

Работа по Азбуке стр. 84

-Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Выделяйте голосом логическое ударение.

-О чем это стихотворение? Как поэт описывает Москву?

Работа с пословицей:

Как мы её можем объяснить?

Это столица нашей страны – город Москва.

Ответы детей.

Ответы детей.

Выполняют задание в соответствии со словами  песни.

Открывают учебник с помощью закладки.

Хорошо читающий ученик читает отрывок.

Ответы детей.

Ответы детей.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

-хоровое произношение

- творческая работа

6.Закрепле-ние изучен-ного.

Цель - упражнения в чтении слогов и слов.

Предлагаю вам прочитать слоги с буквой М; теперь слова, что ты прочитал?

- Познакомимся с рассказом на стр. 85 «На уроке», который поможет нам понять иллюстрация.

- О чем этот рассказ?

- Задайте вопросы к нему?

- Молодцы!

-В нашем классе есть ребята, имена которых начинаются на «М». Поработаем с кассой букв и соберем эти имена (работа в парах)

-Какие слова еще пишутся с большой буквы?

- А что мы ещё запишем с большой буквы?

-  Мы  с  вами  говорили  на предыдущих уроках,  что  слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) Перед нами группа предложений. Докажите что это текст?

-  Прочтите название. Чтение текста на с. 86, работа над текстом.

- Кто, такой гном?

- Рассмотрите рисунок.Давайте прочтем текст.

- Какое настроение у этого рассказа? Почему?

- Как понимаете выражение «струны плакали»?

-  Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение.

-  Потренируйтесь в чтении текста.

-Молодцы, всё хорошо получилось!

Начинается чтение по цепочке со слогов, затем слова и текст к картинке с ответами на вопросы по заданию учебника. В работу вовлекаются все ученики.

- Миша.

Собирают  на электронной доске имя ребенка.(Имена людей пишутся с большой буквы)

-Названия городов, стран - Минск, Москва, Мадагаскар; клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Мурзилка.

- У него есть название.

Сказочный низкий человечек.

Чтение предложений по цепочкам.

Ответы детей.Маки грустили. Астры уронили капли росы. Струны плакали.

Несколько ребят читают с грустной интонацией.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Коммуникативные:

-хоровое произношение

- творческая работа

7.Итог урока Релаксация.

Цели – зафик-сировать но-вое содержа-ние урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-  Какие новые знания приобрели сегодня? Что можно подложит в кузов машины?

- Что нового узнали? Чему научились?

 - Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Выберите себе на память об уроке портрет Медвежонка Миши, отражающий ваше настроение.

( На одном рисунке Медвежонок улыбается, на другом – грустный)

  Наш урок окончен. Спасибо!

Ответы детей, оценивание своей работы.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".

Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....

Литературное чтение (обучение грамоте) "Звуки Р, Р* и буква Рр"

Урок – исследование. Учитель исследует в игровой форме с героями из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино» звуки Р,Р* и букву Р,р....

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...