Конспект урока литературного чтения "Согласный звук [м] и [м']. Буква М, м"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
На данном уроке дети знакомятся с новыми звуками и буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1_kl.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по «Обучению грамоте»,
автор учебника Горецкий В.Г.
Тема урока: Знакомство с согласной буквой М, м. Звуки [м], [м'].
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м; развивать умение читать слоги и слова с буквой м;формировать правильное выразительное чтение;
способствовать воспитанию любознательности.
Планируемые результаты (предметные):
Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами; умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц о родной стране; определять цели выполняемого задания; распространять и упрощать предложения
Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов
Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).
Метапредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха), математика.
Оборудование: предметные картинки, схемы этих слов, касса букв, учебник «Азбука», проектор, электронный учебник,
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к деятель-ности.Поста-новка темы. Цель – моти-вировать уча-щихся на изу-чение темы. | - Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку “5”! - Сегодня мы с вами продолжаем работать с нашей Азбукой. - Чему мы с вами уже научились на уроках грамоте? -Молодцы! | Ответы детей: мы выучили некоторые буквы, научились складывать их в слоги, читать слоги и слова, делать разбор слов на звуки, составлять схемы слов. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
2.Актуализа-ция знаний. Цель – разви-тие навыка фонематичес-когоанализа, организовать актуализац-ию получен-ных знаний. | - Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами. У вас на парте лежат три кружка: синий, зеленый, красный. Я буду называть слова, а вы показываете круг такого цвета, который требуется для обозначения первого звука в слове. -Готовы? (Кукла, педаль, аист, иволга, работа, речка, нос, нитки, ель, мороз) -Ребята, а какое слово начиналось с незнакомого нам звука? -Сформулируйте тему урока. С какой буквой мы сегодня познакомимся? Каковы наши цели? - Посмотрите на картинки, назовите их и решите, какой звук здесь будет общий, есть в каждом слове? | -Мороз Ответы детей. - Мыло, матрёшка, комар, муравей; это звук [м]. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
3. Открытие детьми ново-го знания. Цель - зафиксировать новое знание в речи, письменно в тетрадях; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Отгадайте загадку: Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза... Что это?... (демонстрация картинки) - Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку. - Этот звук гласный или согласный? - Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим? - Звонкий или глухой? -К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.
Любит он малину, обожает мёд Зимою спит в берлоге, Лапу там сосёт. Пригреет солнце – В зарослях живёт. Сегодня к нам, ребята, Из сказки он придёт. Всем улыбнётся весело Потянется спросонок – Лохматый … ( медвежонок). Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку. - Какой это звук — гласный или согласный?-Звонкий или глухой? - Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим? - Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились? - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются? - Кто сможет показать? - Молодцы! - А на что же похожа буква «М»? - Посмотрите, на что она похожа у меня. Работа с электронным приложением к учебнику: -На экране сюжетная картинка про медведей. Назовите 7 слов с новым звуком. -По серии картинок составьте рассказ. У кого получится самый интересный ? (просмотр мультфильма) -Чтение слогов с экрана. - Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их. | -Машина. - 1 слог – ма, первый звук [м]. Звук [м] – согласный, может быть тердый или мягкий, всегда звонкий. Твердый звук обозначают синим цветом, а мягкий – зеленым. медвежонок -1 слог – мед, первый звук в нем мягкий звук [м']. Этот звук согласный, звонкий и мягкий. Его обозначают зеленым цветом. - мы познакомились со звуками [м] и [м']. Эти звуки обозначают буквами М и м. (На доске «разбросаны» буквы.Ученик выбирает нужную букву.) Ответы детей. Называют 7 слов. Ответы детей, составление рассказа, подбор предложения к сюжетной картине после просмотра мультфильма. -Читают предложенные слоги. Называют слова со звуками [м] и [м'] в разных местах слова. | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обощение (Познавательные УУД) Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) |
4. Физминут-ка. | Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку) Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой) Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения) А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл) А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки) Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку) Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову) | Выполняют первый раз вместе с учителем, проговаривая стихотворение, затем «выбираются» из детей медведь и задание выполняется ещё раз. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
5. Первичное закрепление. Цель - | -Посмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Что находится в центре Кремля? Как называется собор, который построен на площади пред Кремлем? -Это старая Москва, куда привела нас буква “М”. Кому из вас понравился этот город? Почему? Но всё хорошее когда-то кончается, и мы должны вернуться в нашу современную Москву. Сядьте поудобнее, мы поедем на автобусе (аудиозапись зарядки Железновой, «Автобус»). - Где мы находимся? Совершенно верно, мы в столице нашей Родины. Это не только древний, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов… (Работа по учебнику) Работа по Азбуке стр. 84 -Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Выделяйте голосом логическое ударение. -О чем это стихотворение? Как поэт описывает Москву? Работа с пословицей: Как мы её можем объяснить? | Это столица нашей страны – город Москва. Ответы детей. Ответы детей. Выполняют задание в соответствии со словами песни. Открывают учебник с помощью закладки. Хорошо читающий ученик читает отрывок. Ответы детей. Ответы детей. | Регулятивные: - умение работать по предложенному алгоритму. Коммуникативные: -хоровое произношение - творческая работа |
6.Закрепле-ние изучен-ного. Цель - упражнения в чтении слогов и слов. | Предлагаю вам прочитать слоги с буквой М; теперь слова, что ты прочитал? - Познакомимся с рассказом на стр. 85 «На уроке», который поможет нам понять иллюстрация. - О чем этот рассказ? - Задайте вопросы к нему? - Молодцы! -В нашем классе есть ребята, имена которых начинаются на «М». Поработаем с кассой букв и соберем эти имена (работа в парах) -Какие слова еще пишутся с большой буквы? - А что мы ещё запишем с большой буквы? - Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) Перед нами группа предложений. Докажите что это текст? - Прочтите название. Чтение текста на с. 86, работа над текстом. - Кто, такой гном? - Рассмотрите рисунок.Давайте прочтем текст. - Какое настроение у этого рассказа? Почему? - Как понимаете выражение «струны плакали»? - Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение. - Потренируйтесь в чтении текста. -Молодцы, всё хорошо получилось! | Начинается чтение по цепочке со слогов, затем слова и текст к картинке с ответами на вопросы по заданию учебника. В работу вовлекаются все ученики. - Миша. Собирают на электронной доске имя ребенка.(Имена людей пишутся с большой буквы) -Названия городов, стран - Минск, Москва, Мадагаскар; клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Мурзилка. - У него есть название. Сказочный низкий человечек. Чтение предложений по цепочкам. Ответы детей.Маки грустили. Астры уронили капли росы. Струны плакали. Несколько ребят читают с грустной интонацией. | Регулятивные: - умение работать по предложенному алгоритму. Коммуникативные: -хоровое произношение - творческая работа |
7.Итог урока Релаксация. Цели – зафик-сировать но-вое содержа-ние урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какие новые знания приобрели сегодня? Что можно подложит в кузов машины? - Что нового узнали? Чему научились? - Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Выберите себе на память об уроке портрет Медвежонка Миши, отражающий ваше настроение. ( На одном рисунке Медвежонок улыбается, на другом – грустный) Наш урок окончен. Спасибо! | Ответы детей, оценивание своей работы. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Звуки [з], [з\']. Буквы "З,з".
Урок изучения нового материала. Будет интересен начинающим учителям, работающим по УМК "Планета знаний"....
Литературное чтение (обучение грамоте) "Звуки Р, Р* и буква Рр"
Урок – исследование. Учитель исследует в игровой форме с героями из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино» звуки Р,Р* и букву Р,р....
Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я
Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
План-конспект урока по литературному чтению "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И"
Разработка урока для 1 класса....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....