Урок литературного чтения в 4-м «б» классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Наполнить социокультурным содержанием слово "добро", вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки через сказ П.П. Бажова "Серебряное копытце"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bazhov_serebryanoe_kopyttse.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4-м «б» классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
Сабурова Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов
Цель: Наполнить социокультурным содержанием слово "добро"; вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки.
Задачи:
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”.
- Учить составлению портретной характеристики героев.
- Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
- Совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание, память учащихся;
- Воспитать чувство доброты, сострадания, внимания друг к другу, любви к природе, животным, заботу о слабых.
Оборудование:
- учебник “Литературное чтение ” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
- портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- компьютер,
- рассказ: «Олени» ( исследовательская работа)
- Тест (5шт.)
- Скороговорка (5 шт.)
- Карточки со словами (5 шт.)
Тип урока: обобщающий урок.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Речевая разминка.
- Артикуляционная зарядка.
- Скороговорка.
Идёт козёл с косой козой,
Идёт козёл с босой козой.
Идёт коза с косым козлом,
Идёт коза с босым козлом.
3. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?
А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.
Кокованя-
Дарёнка-
Хозяйка-
Автор-
Б) Составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)
Задание на карточке.
Впиши нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.
Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.
- Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
- На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
- Кошка Муренка была
А) белая
Б) серая
В) бурая
- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
А) 1
Б) 2
В) 3
- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого
Б) розового
В) зеленого
Проверка. Оценка детьми своих работ.
Г) Беседа об оленях.
- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов?
- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
-А что говорил про рога Серебряного копытца?
А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(слайды оленей)
Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ С далека – то его не разглядишь…”( стр.187)
Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )
4. Исследовательская работа “Олени”.
Ученики читают цепочкой рассказ об оленях. Проверка по вопросам о прочитанном.
Северный олень - это парнокопытное млекопитающее животное. Живёт в северной части Евразии и Северной Америки. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. В Евразии северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и передвижения для многих полярных народов.
Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Шерсть тёплая с густым подшёрстком. Рога есть и у самцов, и у самок. Самкам рога нужны для того, чтобы отгонять конкурентов от найденной пищи, и сбрасываются, когда появляются оленята.
От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости. От человека оленям нужна только соль.
Вопросы:
- Где живёт олень?
- Чем питается?
- Как выглядит олень? Опиши.
5.Физкультминутка.
6. Работа с текстом
А) Выборочное чтение.(Показ слайдов –3 шт.)
- Рассмотри иллюстрации к тексту.
- Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.
- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.
Б) Обобщающая беседа после чтения.
- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?
Г) Задание на карточке.
Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни.
Добрые, трудолюбивые, жадные, весёлые, заботливые, злые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, грубые, хитрые, дружные.
- Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
(жадной, алчной)
- Мог ли козлик показаться такой старухе?
Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)
О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
7. Сравнение сказки и сказа.
А) беседа
- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)
Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия. (На доске.)
Сказка | Сказ |
Вымысел | Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла |
Сказочные герои и события | Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала |
Сказочные предметы | Главные герои – рабочие, мастера, добытчики |
| Есть волшебные предметы |
| Есть сказочные герои и события |
| Рассказчик |
Итог. Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Герои – люди обыкновенные.
- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?
( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)
8. Итог урока. ( Показ слайдов.) Показ книги П.П. Бажова.
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказитель Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
- Какие качества людей привлекают автора?
- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.
9. Домашнее задание. Оценки.
Прочитать с.182-193, рассказать понравившийся отрывок или к рисунку , который вы уже нарисовали. Выставка рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"
Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.
конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс. По программе "Школа России"...