Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Иванюта Кристина Валерьевна

Технологическая карта  "Прощание с Азбукой" поможет учителям построить урок чтения в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_proshchanie_s_azbukoy.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Учитель: К.В. Иванюта

ТЕМА: «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
(технологическая карта)

Цели деятельности педагога

Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения

Тип урока

Итоговый

Планируемые результаты образования

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям

Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные: умение прогнозировать свои действия.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы,
понятия и термины

Алфавит. Гласные и согласные буквы.

Образовательные ресурсы

Алфавит (буквы из воздушных шаров); карточки с изображением букв;  карточки с играми;  костюмы животных (ёж, заяц, медвежонок, лисенок, бельчонок).

 Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; компьютер


Сценарий урока

Этап урока,

цель

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный
момент

Эмоциональный настрой на урок;  проверка готовности оборудования и класса к уроку

Приветствует учащихся. Проверяет готовность
к уроку. Звучит музыка «Чему учат в школе»

Приветствуют учителя.   Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей (у каждого буквы алфавита из надувных шаров)

Воспринимать на слух речь педагога

Наблюдение  учителя

II. Актуализация знаний, сообщение целей

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности

Читает стихотворение:

Вы представьте себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?…

Ведь в книжках есть про всё, про всё

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов,

Что выше всех летали много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поблагодарить книгу, которая научила нас читать.

Кажется, все собрались: и дети, и гости, но кого-то не хватает. Так кого же мы ждём?

Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс. (Азбука)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Понимать смысл текста.

Формулировать
ответы на вопросы учителя.

Выполнять инструкцию

Устные ответы

III. Формирование учебных умений и навыков действий

IV. Продолжение формирования  учебных умений и навыков действий

V. Подведение итогов

VI. Внеурочная деятельность

Речевая минутка.

 

 Работа над
стихотворением

Загадки

Игровой момент

Ролевая игра

 

 

Загадки

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Появляется Азбука:

Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
И сможете тогда …
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

- Полгода мы вместе с вами учились читать вместе с Азбукой. Так давайте скажем ей слова благодарности.

Дети читают стихи:

1. В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарки)

На столах своих нашли.

2. Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли,

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

3. Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна.

Но зато читать в полгода

Научила нас она!

4. Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я её читаю сам –

   5.И с конца, и серединки,

   В ней красивые картинки,

   Есть стихи, рассказы, песни.

   С книгой жить мне интересней!

  Учитель загадывает загадку:

Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Учитель организует вопросно-ответную беседу:

- Какие бывают буквы? (гласные и согласные).

- Как отличить гласный от согласного? Сейчас ребята вам расскажут.

Дети читают  стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают шипеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь!

Учитель:

- Вот беда! А у меня-то все буквы перепутались! Помогите их разобрать.

Проводится эстафета «Гласные – согласные».

(Во время эстафеты звучит весёлая мелодия А.Рыбникова  из к/ф «Усатый нянь»)

Дети делятся на две команды. Учитель рассыпает на столе буквы для каждой команды.

Инсценировка «Лесная школа»

На опушке у ворот

Школьный сторож – дядя Крот –

Приколол такое объявленье:

«Звери и птицы, - в школу учиться!

Учиться читать, учиться считать!»

Ёжик школу открывает,

Всех учиться приглашает.

И звери, и птицы сбежались все в класс,

А ёжик – учитель повёл свой рассказ:

Ёж:

Здравствуйте, звери!  Садитесь.

Начинаем наш урок.

Повторять мы будем счёт.

Зайка-заинька, скажи:  

Сколько будет два плюс три?

Заяц:

Ой, не знаю, ой, боюсь,

Почему-то весь трясусь!

Ёж:

Отвечать ты должен смело,

А робеть – плохое дело.

Кто поможет из зверят?

(Медведь поднимает лапу)

Ёж:

Ну-ка, Мишка, нам скажи:

Сколько будет два плюс три?

Медведь:

Это будет… Это будет…

Что-то около шести.

Ёж:

Дети, правильный ответ?

Лисёнок:

Нет, Мишутка, будет пять.

Не умеешь ты считать.

Ёж:

Вы, друзья, должны стараться,

Все прилежно заниматься,

Чтоб иголки все мои                                                                  

Сосчитать вы вмиг смогли.

Вам задание второе.

Я возьму вот эти буквы

И из них сложу я слово…

Вот уже и всё готово!

(слово «школа»)

Эй, Бельчонок, посмотри –

Что написано? Прочти!

Бельчонок:

Хоть я маленький бельчонок,

Даже утром и спросонок

Прочитаю лучше всех

Слово сладкое – «ОРЕХ»!

Лисёнок:

Каждый братец мой лисёнок

Прочитает без ошибки

Слово вкусное такое…

Ну, конечно, это – «РЫБ-КА»!

Медвежонок:

Ха-ха-ха! Аж смех берёт!

Где тут рыбка? Это – «МЁД»!

Ёж:

Успокойтесь! Успокойтесь!

И, пожалуйста, не ссорьтесь.

Ребятишки, посмотрите,

Слово правильно прочтите.

Заяц:

И в десять лет, и в шесть, и в пять

Как хорошо уметь читать!

Учитель делает вывод:

- Тому, что вы научились читать,  рады даже сказочные герои.

Азбука загадывает загадки:

   Все странички по местам:

    Я загадки вам задам.

    Любите загадки?

    Гадайте по порядку.

    Вы, ребята, помогайте,

    Хором мне ответ не давайте,         поднимайте руку.

             Стоит веселый, светлый дом,

    Ребят проворных много в нем.

    Там пишут и считают,

    Рисуют и читают.

                               (Школа).

   

     Новый дом несу в руке,

     Двери дома на замке.

     А живут в доме том

     Книжки, ручки и альбом.

                              (Портфель).

     Белый камешек растаял

     На доске следы оставил.

                               (Мел).

     Пишет он, когда диктуют,

     Он и чертит, и рисует.

     А сегодня вечерком

    Он раскрасит мне альбом.

                                 (Карандаш).

     Развернули дети

     Голубые сети,

     Но за партой, а не в речке,

     Не на рыб, а на словечки.

                                     (Буквы).                                                                     

У каждой девчонки, любого мальчишки,
В портфеле есть эта заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем... (Азбука)

 

Дети читают стихи:

1. Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению Пятерки!
Позади нелегкий труд,
Медленного чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения
В том, что мы азбуку прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

2. Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"

3. Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке

Нас другие книги ждут.

4. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

5. Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

Азбука:   Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!

Учитель вручает «Грамоты за знание Азбуки», раздаёт детям новые учебники.

Правила  обращения с книгой. Приложение 1.

Учитель:

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.

Звучит финальная песня.

Библиотекарь поселка приглашает в сельскую и школьную библиотеку

Слушают

Рассматривают, слушают и благодарят

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Выразительно читают текст  

Дети делятся на две команды. Рассматривают  на столе буквы. Первая команда собирает только гласные буквы, а вторая – только согласные.

 Заранее подготовленные ученики инсценируют стихотворение по ролям

Выразительно читают текст

Отгадывают загадки

Дети обобщают и делают выводы (заранее подготовленные дети в стихотворной форме)

Размышляют и слушают одноклассников.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Слушают правила обращения с книгой.

Дети принимают приглашение

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Формулировать ответы.

Строить высказывания, понятные для партнёра.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Договариваться
в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Уметь интонационно передавать речь персонажей

Уметь интонационно передавать речь персонажей

Уметь выразительно читать текст с передачей различных интонаций

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Формулировать ответы.

Строить высказывания, понятные для партнёра.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Осознанно строить речевое высказывание.

Формулировать своё мнение и позицию

Наблюдение учителя

Устная работа

Устные ответы

Контроль работы команд

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Контроль правильности ответов

Наблюдение

Оценивание учащихся

Приложение 1

Правила обращения с книгой

 

• Не берите книги грязными руками.

• Читайте, сидя за удобным столом.

• Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

• Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

• Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

• Не читайте на ходу и при движении транспорта.

• Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.

• Храните книги на закрытых полках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".

Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...

Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...

Технологическая карта урока по азбуке. Тувинский язык

здесь представлена примерная технологическая  карта урока на тувинском языке....

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Технологическая карта урока обучение письму Азбука УМК «Школа России» 1 класс. Тема урока: «Буква Ж, ж. Сочетание жи-ши»

Цель урока: закрепление и корректировка знаний о звуке [ж] и букве «ж», умения писать сочетания жи – ши в словах. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) ...