Литературное чтение. Творчество Н.Н. Носова рассказ "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Дегтярева Наталья Вячеславовна

Портрет Н.Н. Носова. Конспект урока и самооанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе

Тема: Н. Носов «Затейники».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».
Задачи: 
Обучающая: 
- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;
формировать умение устанавливать последовательность событий,
происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ; умение высказывать собственное мнение.
Развивающая: 
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь
учащегося.
Воспитывающая: 
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
УУД: 
Познавательные УУД: 
- умение самостоятельно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД: 
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, осознание через чтение
художественного произведения основные ценности взаимоотношений
(взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД: 
- формировать умение постановки учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно,
через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих
действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД: 
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Оборудование: учебник по УМК «Школа России», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана

Формы работы учащихся: работа в группах,  самостоятельная работа.

Ход урока.


1.Организационный момент.

  1. Подготовка учащихся к беглому чтению, чтению с пониманием текста. Приемы.

- Пол-арбуза, пол- текста,

Порядок – душа всякого дела.

- «потерянные буква и слова»

Бобик всю котлету съел

Он делиться ……

- Прием «Зазеркалье»

Осело колесо.

Леша на полке клопа нашел.

«Деформированное предложение»- составь из слов предложение.

«Кто умеет веселиться, тот и горя не боится».

 Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы на уроке будет высказывание – пословица

«Кто умеет веселиться, тот и горя не боится».

-  Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2.
Постановка учебной задачи: 

- Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.
- Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?
На доске - Вставьте недостающие буквы в имена и фамилии писателей, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:
   Аг*ия  Барт*                            
Е

 Чуков*кий  К*рней

Михалко*  С*ргей  

(карточки со словами – Ф.И. писателей  и пропущенными буквами)

На доске -
Николай Николаевич Носов - (портрет)

- Какова тема нашего урока? Какие цели вы перед собой поставите не уроке?

Тема: Творчество Н.Н. Носова – детского писателя. Познакомимся с творчеством Н.Н. Носова и его произведениями.

3.Знакомство с творчеством Н.Носова.  Медиапроигрыватель – рассказ из видеоурока отрывок  о писателе Н.Н. Носове.

Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

 Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.

- Как вы думаете кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

- Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.

Посмотрите на доску, на доске слоги из представленных слогов нужно составить слово.

Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)! 


4. Изучение нового материала.

1). Предположения уч-ся о содержании рассказа по иллюстрации.
Выдвижение гипотез уч-ся.

- Ребята, а кого называют затейниками?

- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

- каким образом и где можно узнать значение слова – затейники.


- А сейчас давайте поработаем с толковым словарём и узнаем толкование этого слова по словарю. Зачитайте значение этого слова.
Подберите синонимы к слову затейники
(фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

И так, затейник - это организатор веселья.

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту.
Как вы думаете, о чём будет рассказ?

- Как вы думаете,  каким будет рассказ  грустным или веселым?
Почему вы так считаете?

2). Первичное целостное восприятие произведения.
- Чтение рассказа хорошо читающими детьми.

-  Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный или веселый рассказ?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
Могла ли такая история произойти с вами?

- Кто главные герой произведения?

- Что можно сказать про них? (Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)
- Что можно сказать о характерах героев?

Физкультминутка

- Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.
Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.


РА-РА-РА- вышла славная _________;

КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;

РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.

Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

3) Работа над содержанием произведения.
Понимание фактического содержания рассказа.

- на уроке мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).

Каждая группа выберет, кто будет читать за Петю и Валю.

Каждая группа читает свой отрывок.

Работа с текстом в группах.

4). Прием «Толстые и тонкие вопросы» 

-  Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

- А вы боитесь темноты? Почему?

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
- Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)

- как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему?


5.Проверка и оценивание.

Составление плана рассказа (по группам )

Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
                  План:
-   Может быть это серый волк?

-   Дети читали сказку «Три поросенка».

-   Так и не стали играть в «три поросенка».

-   Постройка домика.

- каждая из групп на доске выставляет план 1,2. 3 группы.

Проверка плана с доской.

-   Дети читали сказку «Три поросенка».

-   Постройка домика.

-   Может быть это серый волк?

-    Так и не стали играть в «три поросенка».


- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?


6. Стадия рефлексии

-  Что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?

- на уроке вы сами себя оцените, у нас есть три веточки. Веточки без листьев и на эти веточки нужно привязать ленточки по цвету, а какому вы выберете сами:  

- справился с заданиями на уроке и понятен рассказ Носова Н. – красный

- не со всеми заданиями справился на уроке, необходимо ещё прочесть рассказ – желтый

- нужна помощь для того, что бы разобраться с текстом рассказа – синий

7. Дифференцированное домашнее задание.

Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Выбор творческого задания:

  1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
    Стр.

 
8. Итог урока.

Подведение итогов и выставление оценок.
- С биографией какого автора мы познакомились на уроке?
- Какое произведение мы прочитали?
Кто являются главными героями данного рассказа?


Учитель или учащийся.

 Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.
Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.

Самоанализ урока литературного чтения во 2 «г» классе.

Н.Н. Носов «Затейники»

Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Темой  данного урока  является рассказ  «Затейники» Николая Носова, которая была введена на занятии после актуализации знаний.

Тип урока: открытие новых знаний, развивающий.

Исходя из этого, были поставлены цели и сформулированы задачи урока
Выбранная форма проведения - урок - с использованием ИКТ, игрового и занимательного материала, который помог развивать познавательный интерес учащихся, формировать познавательную активность ребят.
Все этапы урока логически связаны. Порядок следования их позволил развернуть исследование детей на поставленный вопрос, опираясь на текст произведения Н.Носова, что соответствует поставленной цели и задачам урока.

Задачи: 
Обучающая: 
- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;
формировать умение устанавливать последовательность событий,
происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ; умение высказывать собственное мнение.
Развивающая: 
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь
учащегося.
Воспитывающая: 
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

УУД: 
Познавательные УУД: 

- умение самостоятельно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, осознание через чтение
художественного произведения основные ценности взаимоотношений
(взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД: 

- формировать умение постановки учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно,
через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих
действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД: 

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Система заданий позволила выявить у учащихся понимание особенностей произведения Н.Носова, литературного языка и характеров героев.
Психолого-гигиенические (здоровьесберегающие) и эстетические требования выполнялись (упражнение на развитие речевого аппарата, физкультминутка, смена деятельности; культура речи, знакомство с биографией Н.Н. Носова через аудио-видео систему, обращение к жизненному опыту ребенка).
Время урока использовано рационально.

На уроке развивалось умение детей анализировать произведение, делать выводы, давать характеристику героев; развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному. В ходе работы, отвечая на различные вопросы, учащиеся закрепляли знания, учились анализировать факты, строить гипотезы, ориентировались в областях применения своих знаний.
Класс работал в 3-х группах, что позволило существенно повысить мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечило работу всего класса, позволило учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Методы обучения соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний и навыков учащихся; являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также переносить их на новые ситуации. Для выявления понимания детьми текста, проблемы в целом использовались виды работ: коллективный анализ произведения, выборочное чтение, приведение примеров из жизни детей, обоснование своего высказывания, самоанализ (какие открытия я сделал для себя на уроке?).

Вывод: цель урока достигнута.

Учебные и развивающие задачи решались последовательно, с использованием современных методов и приемов. Дети в течение урока были активно вовлечены в учебную деятельность. Урок прошел с эмоциональным подъёмом, показался детям интересным и увлекательным, имеет большую воспитательную направленность, нравственный смысл, положительную эмоциональную окраску.

  Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг__ия  Барт__                            

 Чуков__кий    

              К__рней

  Михалко__

               Сергей  

Аг*ия  Барт*                            

 Чуков*кий  К*рней

Михалко*  С*ргей  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

Открытый урок по литературному чтению по произведениям Н.Носова

На данном уроке ставится задача повторить с учащимися произведения Н. Носова...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ Н.НОСОВА "ЖИВАЯ ШЛЯПА".

Родился 10 (23) ноября 1908 годав Киеве в семье актера-эстрадника. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фот...

Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс

Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс...

Урок литературного чтения. по произведению Н. Носова ЗАПЛАТКА

Урок литературного чтения.Н.Носов ЗАПЛАТКА...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:Продол...