Технологическая карта урока литературного чтения по произведению Н. Носова "На горке" во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока чтения во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»
г.о.Саранск Республики Мордовия
Технологическая карта урока
Литературного чтения
во 2 классе
по теме: Н Носов «На горке».
Подготовила:
учитель начальных классов
Ухтинская Е.Г.
Зыково, 2017
Предмет: литературное чтение
Класс: 2.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и
идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.
Задачи урока:
образовательные:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация, аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»;
- толковые словари русского языка Даля; выставка книг Н.Н. Носова.
Этапы Методы и приёмы | t, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя). Словесный: слово учителя | 1мин | - У нас урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Речевая разминка. - Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: * вдох носом, выдох через рот; * нюхаем цветок; * тушим свечу. Ип- ип- ип – слышу снега скрип . Ок- ок –ок –падает снежок. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. - Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. -Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. -В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. -Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. -А теперь прочтите ее громко и быстро. | Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. Ип- ип- ип – слышу снега скрип . Ок- ок –ок –падает снежок. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. | Личностные УУД: самоорганизация Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией и без ошибок; |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового. | 2 мин | - Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? - Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове? - Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться. Даю подсказку: название состоит из двух слов. | Н.Носова. Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях. Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р | Познавательные УУД: приводить примеры, делать обобщения, выводы. |
Постановка темы и цели урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация | 1 мин | Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке") Какую цель мы перед собой поставим?
| Формулируют тему и цель урока | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Мотивационный этап. III. Работа по теме урока. Словесный: учебный диалог. Подготовка к первичному восприятию текста. | 3 мин | - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4 - Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». - А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. - Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. -Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. - Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) -Скажите, что нужно для строительства снежной горки? - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. -Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? | Вести учебный диалог | Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами. |
Решение частных задач Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: чтение трудно произносимых слов | 5 мин | -А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания. Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ? Работа над новыми понятиями -Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника. | Слушать аудиотекст Находить значение слова в словарике | П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза |
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебник Практический: чтение по цепочке. | 10мин | Чтение и первичный анализ -А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему? -Читаем по «цепочке» до моего сигнала. - Какую ошибку совершил Котька и почему? - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) - Что из этого вышло? Прочитайте. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста. - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) | Читать текст по цепочке. Анализировать текст. Вести учебный диалог. | Познавательные УУД: осмысленное чтение текста. Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков. Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания. |
IV. Физминутка Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст. | 2 мин. | - Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся. Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег. И на елке снег, снег, И под елкой снег, снег. А под елкой спит медведь. Тихо, тихо, не шуметь! С неба падают снежинки, И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) | Выполнение упражнений | |
V. Продолжение работы по теме урока. Анализ произведения, выборочное чтение. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: анализ пословиц, анализ иллюстраций, составление картинного плана. Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки. | 7 мин | Анализ произведения, выборочное чтение - Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) - Что делали ребята? - Прочитайте, как они строили горку. - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) | Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные УУД: Извлекать необходимую информацию. Личностные: оценивать поступки героев. Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания. | |
VI. Самостоятельная работа. Проверка по образцу. Самооценка. Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки. Практический: анализ пословиц, | 10 мин. | Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию. Задание 1 . Игра «Верно-неверно» - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”? - Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире) - Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать) - Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки) - Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять) - Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой) - Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком) - Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу) - Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам) - Молодцы! Вы справились с заданием! - А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят. Задание 2. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда и увидели горку, засыпанную песком? Прочитайте диалог Котьки и ребят, без слов автора. -Удалось ли вам передать чувства ребят? Как вы оцениваете свое чтение? Задание3. 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? - Вы правильно справились с заданием. Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос: - «Как сказать правду?», - «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?» - Как поступил Котька? - Как вы относитесь к этому поступку героя? - Кто помог Котьке измениться? Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. - А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят. | Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос. Выборочное чтение отрывка по заданию. Подбирать подходящую пословицу. Самооценивание. | Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные УУД: - определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение; Познавательные УУД: анализ, синтез. Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности. |
VII. Выставка книг. Обобщение материала. | 1 мин. | - Итак, все 4 вывода верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья». (Названные книги выставляются на книжную полку). -А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят. -Скажите, кто является главными героями рассказов Н.Носова? - А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними? (Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение) | Отвечать на вопросы по содержанию. | Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос. |
Итог урока Словесный: слово учителя. | 1 мин | С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы:
- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. | Подводят итог урока совместно с учителем; | Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока |
Рефлексия Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния. Наглядный: учебная презентация. | 1 мин | Выберите любую фразу и продолжите её: -на уроке я научился… -на уроке я узнал… -на уроке мне понравилось… -на уроке мне не понравилось…. -на уроке я не понял… -мне еще нужно поработать над… - я хочу похвалить… - У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку. -А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. -Спасибо, мне было приятно с вами работать! | Проводят самооценку своей деятельности | Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности. |
Домашнее задание | 1 мин | Мы составили с вами план к нашему рассказу, | Запись д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон"
Цель:Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащ...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Федина Задача" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомиться с новым произведением;2) Дать предст...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактические:1) Расширит...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке""
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке"". Урок по типу "Открытие нового знания" проводится во 2 классе по программе "Школа...

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» с театрализацией отрывка из произведения
Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» с театрализацией отрывка из произведения. 2e1fcf8fbfe9239...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны. И.П Токмакова «Весна»» 1 класс (УМК " Школа России").
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о природе на основе стихотворения И.П Токмаковой «Весна».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с п...