Технологическая карта урока литературного чтения по произведению Н. Носова "На горке" во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ухтинская Елена Геннадьевна

Технологическая карта урока чтения во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_gorke.nosov_tehnologicheskaya_karta.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

г.о.Саранск  Республики Мордовия

Технологическая карта урока

Литературного чтения

во 2 классе

по теме: Н Носов «На горке».

                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                   Ухтинская Е.Г.

Зыково, 2017

Предмет: литературное чтение

Класс: 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и

идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация,  аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»;

- толковые словари русского языка Даля; выставка книг Н.Н. Носова.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).

Словесный: слово учителя

1мин

- У нас урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Речевая разминка.

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ок- ок –ок –падает снежок.            

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Дети хором произносят текст:

                                     Привет, сосед!

                                    Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

 Всем улыбки сегодня дарил.

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ок- ок –ок –падает снежок.            

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

Личностные УУД: самоорганизация

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией  и без ошибок;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

2 мин

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?      

- Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться.  Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Н.Носова.

Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н        К Е Г О Р            

Познавательные УУД:  приводить примеры,

 делать обобщения, выводы.

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

1 мин

Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке")

Какую цель мы перед собой поставим?

  1. Познакомиться с произведением Н.Носова «На горке»

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Мотивационный этап.

III. Работа по теме урока.

Словесный: учебный диалог.

Подготовка к первичному восприятию текста.

3 мин

- Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.         Слайд 4

- Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Вести учебный диалог

Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение трудно произносимых слов

5 мин

-А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания.

Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ?

Работа над новыми понятиями

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника.

Слушать аудиотекст

Находить значение слова в словарике

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение  по цепочке.

10мин

Чтение и первичный анализ

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке» до моего сигнала.

- Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Читать текст по цепочке.

Анализировать текст.

Вести учебный диалог.

Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.

Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

IV. Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст.

2 мин.

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь! С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнение упражнений

V. Продолжение работы по теме урока.

Анализ произведения, выборочное чтение.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: анализ пословиц, анализ иллюстраций, составление картинного плана.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

7 мин

Анализ произведения, выборочное чтение

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

- Что делали ребята?

- Прочитайте, как они строили горку.

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные УУД:  Извлекать необходимую информацию.

Личностные: оценивать поступки героев.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

VI. Самостоятельная работа.  Проверка по образцу. Самооценка.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

Практический: анализ пословиц,

10 мин.

 Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

Задание 1 .     Игра «Верно-неверно»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- Молодцы! Вы справились с заданием!

- А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят.

Задание 2.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда и увидели горку, засыпанную песком?

Прочитайте диалог Котьки и ребят, без слов автора.

-Удалось ли вам передать чувства ребят? Как вы оцениваете свое чтение?

Задание3.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.                      

2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием.

 Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?»,

- «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»

- Как поступил Котька?

- Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Кто помог Котьке измениться?

Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

 - А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят.

Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос.

Выборочное чтение отрывка по заданию.

Подбирать подходящую пословицу.

Самооценивание.

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные УУД:

- определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение;

Познавательные УУД: анализ, синтез.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

VII. Выставка книг.

Обобщение материала.

1 мин.

- Итак, все 4 вывода верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят.

-Скажите, кто является главными героями рассказов Н.Носова?
- И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

-  А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

(Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение)

Отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос.

Итог урока

Словесный: слово учителя.

1 мин

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                                         

  1. Развеселить читателя.
  2. Подшутить над кем- нибудь.
  3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  4. Разбудить фантазию.
  5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Подводят итог урока совместно с учителем;

Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния.

Наглядный: учебная презентация.

1 мин

Выберите любую фразу и продолжите её:

-на уроке я научился…

-на уроке я узнал…

-на уроке мне понравилось…

-на уроке мне не понравилось….

-на уроке я не понял…

-мне еще нужно поработать над…

- я  хочу похвалить…

-  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

-А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

-Спасибо, мне было приятно с вами работать!

Проводят самооценку своей деятельности

Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

Домашнее задание

1 мин

Мы составили с вами план к нашему рассказу,
по которому вам дома нужно составить пересказ.

Запись д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон"

Цель:Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.Задачи:   Образовательные: способствовать формированию у учащ...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Федина Задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомиться с новым произведением;2) Дать предст...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.Задачи урока:Дидактические:1) Расширит...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке""

Технологическая карта урока литературного чтения  по теме "Н.Носов "На горке"". Урок по типу "Открытие нового знания" проводится во 2 классе по программе "Школа...

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» с театрализацией отрывка из произведения

Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС ООО в 4 классе по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»  с театрализацией отрывка из произведения. 2e1fcf8fbfe9239...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Восприятие произведений о родной природе: краски и звуки весны. И.П Токмакова «Весна»» 1 класс (УМК " Школа России").

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о природе на основе стихотворения И.П Токмаковой «Весна».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с п...