Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Проект урока по литературному чтению по рассказу Н.Носова "Огурцы" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_lit.chteniyu_n.nosova_ogurtsy.docx | 78.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по литературному чтению в 3 классе
Н.Носов «Огурцы»
УМК ГАРМОНИЯ
СТРУКТУРА
Учебный предмет литературное чтение
УМК Гармония
Тема урока: Н.Носов «Огурцы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока: формирование целостного представления об основной идее
рассказа; формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков; находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя; создание условий для выразительного чтения; совершенствование грамотной речи
Ожидаемые результаты :
пробудить интерес к чтению художественных произведений;
умение выразительного осознанного чтения учащихся;
проявлять нравственно-оценочные суждения о прочитанном.
Универсальные учебные действия:
Предметные умения: читать текст осознанно, выразительно и без ошибок,
читать текст по ролям; составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации; пересказывать текст от лица главного героя; формулировать правила дружеских отношений.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
Оборудование: учебник, листочки с биографией Н.Носова, работа с системой голосования (пульты), презентация, выставка книг Н.Носова.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
работа с текстом и книгой; развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения;
обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя);
обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений);
развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев;
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию;
развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения;
развитие умения делать подборку книг определенного автора;
формирование умения пользоваться словарем помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
Этапы урока и хронометраж
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1. | Организационный момент | 1 мин |
2. | Актуализация знаний | 8мин |
3. | Постановка учебной задачи | 7 мин |
4. | «Открытие» нового знания | 20 мин |
5. | Физкультминутка | 1 мин |
6. | Закрепление нового материала. | 7 мин |
7. | Рефлексия. | 1 мин |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Теоретическое обоснование (УУД) | ||
1.Орга-низаци-онный момент. | -Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. - Проверьте все ли у вас готово к уроку? Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Формулирование собственных ожиданий.
| мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки | ||
2. Актуализация знаний | - Вспомним название раздела, который мы изучаем. (слайд 1) - На слайде записаны слова. Ваша задача: выбрать слова, которые могут стать тайнами и через какое-то время стать явными. (драка, дружба, приветствие, ложь, кража, обида, подарок, письмо, грубость, любовь, аккуратность, сочувствие, праздник, урок)(слайд 2) - Какие уроки мы извлекли из знакомства с произведениями данного раздела? Какой можно сделать вывод? (слайд 3) Оценки за пересказ (2 чел.) | «Тайное всегда становится явным» выбирают слова и рассуждают Тайнами могут быть положительные и отрицательные поступки.) Пересказывают рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным» | актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; Коммуникативные УУД: | ||
3.Постановка учебной задачи 4. «Откры-тие» нового знания 5.Физ-культ- минут- ка | - Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?- Какие задачи мы поставим на урок? - Что вам подсказало? (Выставка книг) - Сможем мы определить тему урока? - Почему? - Вы готовы к исследованию? - Проверим свои догадки. (слайд 4) Что вы можете рассказать о Н.Носове? 1. Добывание информации и биографии автора. - У каждой группы лежит таблица с колонками: знаю, хочу узнать, узнал(а). Ваша задача: заполнить колонки и самостоятельно ознакомиться с биографией писателя. - Чтобы получить ответы на ваши вопросы, вам поможет информационный лист - справочник краткой биографии Николая Носова. 2. Взаимопроверка. - Сравним, что вы знали раньше и что узнали? Одна группа начинает, другие дополняют. - Что знали? - Что узнали нового? - Какие произведения уже читали? Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли создавать мультфильмы? - Название произведения с которым будем сегодня знакомиться вы узнаете, если отгадаете слово, которое рассыпалось на буквы: ЫРОЦУГ.(слайд5, 6) У кого какие варианты? - Итак, рассказ называется "Огурцы".- Давайте подумайте о чём этот рассказ? - Для того чтобы проверить ваши предположения нам нужно. 1.Первичное восприятие. - Послушайте рассказ. (аудиозапись). - Какие предположения подтвердились? 2.Словарная работа шалаш колхоз Читай внимательно. Соврал- сорвал Совать - соврать Нарвали- наврали Выпрошу - выброшу. 3. Вторичное восприятие текста. Чтение по частям и анализ рассказа Н. Носова. - Начинаем читать первую часть до слов «Котька начал вынимать огурцы из карманов». Подумайте, как озаглавить эту часть. Вопросы для обсуждения: - Куда и зачем пошли Павлик и Котька? - Почему они забрались в колхозный огород ? - Как поступил Павлик? - Почему? - Правильно ли поступил Павлик? Обоснуйте свой ответ. - Как объяснил появление огурцов Котька? - Как озаглавите первую часть? - Предположите, что сделает мама? Переходим ко второй части рассказа. Читаем до слов"Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице" Проверяем предположения и озаглавливаем эту часть. Вопросы для обсуждения: - Как приняла Котьку мама? - Что ответил Котька на вопрос: Значит, украл? - Прав ли Котька? Ответ обоснуйте. - Что мы узнали о двух друзьях? - Какой Павлик? - Каким вы представляете Котьку? - Какая у Котьки мама? -В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? - В чём проявляется её любовь к сыну? - Какое название будет у этой части? Давайте немножко отдохнем. Я буду называть слова, если они имеют отношение к нашему рассказу, то вы хлопаете, если нет- топаете. Чтение третьей части до слов "Котька побежал домой" Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать) -Какие чувства испытывал Котька? -Какие черты характера проявились здесь у Котьки? -Каким изобразил его автор? -Каким был дедушка – сторож? -В чём вы почувствовали его строгость? Прочитайте. -В чём проявилась доброта дедушки? - Запишите название третьей части. Чтение четвёртой части самостоятельно. Вопросы для обсуждения: - Что решил дедушка с огурцом, который Котька съел? - В каком настроении возвращался Котька домой? Подтвердите словами из текста. Озаглавьте последнюю часть рассказа. Что у нас получилось? | О поступках людей. Познакомиться с новым произведением Это Николай Носов. Книги очень красочные. Привлекают внимание детей Ответы учащихся 1 группа Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии.
2 группа Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. 3 группа Поставил несколько мультфильмов. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. ответы детей Учащиеся аргументируют свои ответы, вспоминая, что рассказы Носова о детях. Они поучительные, шуточные и тд. Вспоминают и называют уже прочитанные произведения автора. прочитать рассказ Н.Носова Учащиеся следят по тексту в учебнике. обсуждение Каждый учащийся выполняет задания. Чтение учащимися по цепочке - На речку ловить рыбу. - Рыба не клевала, они шли мимо и забрались в огород. - Он отдал свои огурцы Котьке. - Чтобы дома не попало. Рассуждения детей Ответы учащихся. Запись заглавия первой части в тетради. Рассуждения учащихся. Отвечают на вопросы Выполняют заданные команды. чтение по цепочке Хитрый, неискренний... -Глупый, доверчивый... Ответы учащихся Запись названия в тетради План текста | ель: создать эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие произведения. Знаете ли вы, что Н. Н. Носов стал писателем…случайно! В школьные годы он мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку и у ель: создать эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие произведения. Знаете ли вы, что Н. Н. Носов стал писателем…случайно! В школьные годы он мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку и у Личностные УУД: доказывать, аргументировать свою точку зрения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные УУД: Личностные УУД: умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция, оценка его действий; Личностные УУД: Творческое использование изученной информации. Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Коммуникативные УУД: осмысленное чтение, умение продолжать цепочку событий, предугадывать дальнейшие действия героев; Личностные УУД: Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
развитие контроля, самоконтроля Коммуникативные УУД: | ||
6.Закрепление нового материала | - Какие характеристики героев получились? (слайд 7) - Кто из героев вам понравился? Почему? - Найдите в рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. - Чему учит история с Котькой?
Прочитайте пословицы. Какая из них выражает главную мысль этого рассказа? Стыдно сказать, а грех утаить. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. Правда дороже золота. (слайд8) А сейчас я проверю, как вы были внимательны. Ваша задача ответить на вопросы, используя систему голосования. (оценки за работу) Д/з Работа в группах. - Подготовьте чтение по ролям диалога мамы и Котьки. Представьте себе, что история, произошедшая с Котькой, произошла с вами. От своего лица напишите, как бы вы поступили. I группа – на месте Котьки II группа– на месте мамы III группа – на месте сторожа Верю, что урок пошёл вам впрок! - Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна. - Спасибо за урок. | . Вывод: С человеком происходит неприятность, когда он совершает необдуманный поступок. Огурцы были испытанием для Котьки. Но из всего случившегося он поступил достойно. Ответы учащихся Выполняют работу Рассуждения учащихся Выполняют работу - инициативное Дети оценивают свою работу на уроке. Выполняют задания учителя. Рассматривают ветку, чего больше огурцов или цветов. Обсуждают. | Личностные УУД: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения задания Регулятивные УУД: |
Литература
1.Литературное чтение. Методические рекомендации О.В. Кубасова .
2. Интернет
3.Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.
Г.Л.Копотева, И.М. Логвинова
4.Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
5.Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект приуроченный к литературному чтению. после рассказа "Происхождение фамилий"
в данном проекте примерно раскрывается значение фамилий. и структура самого проекта. После создания он был распечатан и сшит в одну книгу под названием "Фамилии нашего класса"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ В.ОСЕЕВОЙ «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА».
.Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Ка...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ Н.НОСОВА "ЖИВАЯ ШЛЯПА".
Родился 10 (23) ноября 1908 годав Киеве в семье актера-эстрадника. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фот...
Конспект урока по литературному чтению Тема: Рассказ «Я и Вовка» В. Лунин.
Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»...
Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.
На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант, знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....
Урок по литературному чтению "Страшный рассказ" (2 класс)
Методические материалы...