Конспект игры-занятия "Путешествие в страну Литература"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Милосердова Елена Игоревна

Конспект занятия  раработан с целью воспитания интереса младших школьников к чтению и литературе. Занятие построено в форме игры-путешествия, что делает его наиболее интересным для детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ                   «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИТЕРАТУРА»

для обучающихся начальных классов

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: способствовать развитию интереса обучающихся к чтению художественной литературы.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Формировать понятие о литературе как виде искусства.
  2. Закреплять знания о жанрах литературы, творчестве писателей и поэтов.

Коррекционно-развивающие: 

  1. Учить реальной оценке своих знаний, своего участия в общем деле.
  2. Активизировать познавательную активность.
  3. Тренировать слуховое внимание.
  4. Развивать память, связную речь; пополнять словарный запас.

Воспитательные: 

  1. Совершенствовать читательское отношение к книге и ее автору.
  2. Воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование: экран, проектор, презентация, портреты писателей, поэтов.

Ход:

Воспитатель:       Не крутите пестрый глобус,

                               Не найдете Вы на нем,

                               Ту страну, к которой в гости

                               Все сегодня мы пойдем.

                               Правят в ней писатели, поэты,

                               И, конечно, книга, много книг:

                               Умных, добрых, интересных,

                               С детства хорошо известных.

                                                         Вы страну узнали, дети?

                                                         Назовите мне ответ!  

                                                         Путешествие тогда начнется

                                                         И скучать Вам не придется!                            

(Ответы детей: Литература)

 Воспитатель: Слайд 1 «Путешествие в страну Литература»

- Так, что же такое литература? (ответы детей: книги, писатели и т.д.)

- Литература – это вид искусства. Есть другие виды искусства. Например, музыка, театр, танец, живопись, скульптура, архитектура, киноискусство. Вот только формы выражения иногда одного и того же у этих видов искусства разные.  Чем завораживает нас музыка? (Слайд-звуком творит чудо).  Что главное в танце? (Слайд-движение). Результатом искусства художника является картина (Слайд-картина). Чем интересно киноискусство? (Слайд- заставляет зрителей с интересом наблюдать за каждым кадром кинофильма).                                                                                

 - А через что происходит наше знакомство с литературой?

(Если дети затрудняются ответить, загадать загадку о книге, слайд

Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом.)

- Как называют людей, которые пишут для нас интересные книги? (Писатели, поэты).                                                                                                         - Каких писателей вы знаете, назовите? (Ответы детей)                              Воспитатель: - Литература – это огромная страна. А состоит она из маленьких островков, которые называют жанрами литературы. Знакомо вам это понятие – жанры? (Ответы детей)

- Назовите знакомые вам жанры литературы? (Ответы детей).

Задание 1

Воспитатель читает литературный отрывок. Дети определяют жанр (стихотворение, былина, сказка, рассказ). Правильность ответа высвечивается на слайде.

Воспитатель: - Кто помнит, как называется самое большое литературное произведение, в котором много героев, много событий? (Роман)

-  Литературные произведения не всегда подписаны фамилией автора. Мы с вами знакомились с загадками, пословицами, поговорками, потешками, которые не имеют автора. Их сочинил кто? (русский народ) Как называется этот литературный жанр? (фольклор).

Воспитатель читает произведение малого фольклорного жанра.

Дети определяют, что это (загадка, пословица, поговорка, потешка). Правильность ответа высвечивается на слайде.

- Кто из вас может вспомнить и рассказать фольклорное произведение? (Ответы детей).

Задание 2                                                                                                                           Назови произведение и его автора (показ слайдов с картинкой из литературного произведения; дети называют произведение, автора; находят портрет автора на доске                                                                                           ( А.С.Пушкин, В.Маяковский, Г.Андерсен, Н.Носов)

Воспитатель: - Как вы думаете писать книги, сочинять стихотворения - это просто? (Ответы детей).  Послушайте, как Незнайка пробовал себя в роли поэта.                                                                                                                                        Чтение отрывка из произведения Н.Носова  «Как Незнайка сочинял стихи»:                      «После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи.  Однажды Незнайка пришел к поэту Цветику и сказал:                                                                                                                                        - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.                                                              - А у тебя способности есть? - спросил Цветик.                                                                                                            - Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.

- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

- Ну, придумай рифму на слово "пакля", - сказал Цветик.

- Шмакля, - ответил Незнайка.

- Какая шмакля? - удивился Цветик. - Разве есть такое слово?

- А разве нету?

- Конечно, нет.

- Ну, тогда рвакля.

- Что это за рвакля такая? - снова удивился Цветик.

- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, - объяснил Незнайка.

- Врешь ты все, - сказал Цветик, - такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

- А если я не могу подобрать другого слова?

- Значит, у тебя нет способностей к поэзии.  Сочинять надо  так, чтобы был и смысл и рифма, вот тебе и стихи»…..

Незнайка еще какое-то время пробовал сочинить рифмы, но у него так ничего и не получилось. С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов и не становится поэтом.

Воспитатель: Писателем, поэтом стать не просто. Поэтому-то писателей, поэтов называют иногда творцами слова, мастерами слова, художниками слова.

Задание 3                                                                                                                       Продолжи стихотворение. Воспитатель читает отрывки из детских стихов, дети вставляют пропущенные строчки:

  1. Матросская ……..

Веревка в ………..,                                                                                                    Тяну я ……………..                                                                                                          По быстрой реке,                                                                                                         И скачут …………..                                                                                                       За мной по пятам                                                                                                                           И просят меня:                                                                                                                            - …………………………….

  1. Жил человек ……………..

На улице……………….

Вместо шапки на ходу

Он надел …………………..

Вместо валенок …………….                                                                                   Натянул себе на пятки.

  1. Белая…………….

Под моим ………………….

Принакрылась …………..,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят ……………………

В золотом огне.

Задание 4

Воспитатель: - В следующем занятии нужно не только подобрать слово для рифмы, но и очень хорошо подумать. Задание называется «Назови литературного героя».

1. Он гулял по лесу смело,                                                                                                 Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали..

2. Все узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовут ее ……………..

3. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его...

4. И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут...

5. Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок

Этот грустный…….

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу.  Мы многое с вами повторили, получили новые знания. Кто-то из вас был активным в нашем путешествие, кто-то не очень. Оцените себя сами: я предлагаю вам подойти к столу и взять каждому по одному жетону. Красный жетон означает, что вы много знаете о мире литературы, вы любите читать. Синий жетон означает, что вы любите читать, но еще не все знаете. Желтый жетон означает, что вы ничего не знаете о книгах и писателях, но уже сегодня начнете дружить с книгой.

(Дети выбирая жетону, рассказывают, почему они выбрали именно его. Воспитатель делает вывод по итогам оценки детьми участия в занятии.)

Воспитатель: Закончить наше путешествие по стране Литература я хочу обращением замечательного детского поэта Сергея Владимировича Михалкова к детям:  

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

http://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_2/39/d-38456/38456_html_faf2986.jpghttp://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_2/39/d-38456/38456_html_faf2986.jpghttp://km011.com/images/55fcd3ecd77f0.jpghttp://km011.com/images/55fcd3ecd77f0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из города Букв в страну Литературию

Обобщающий урок-праздник по окончанию Азбуки....

Викторина "Страна Литературия" 3-4 классы

Викторина направлена на развитие интереса учащихся к чтению....

Урок-путешествие в страну Литературию

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знаниялитературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привит...

сценарий "Здравствуй, страна Литературия"

сценарий для первого класса ...

Путешествие из "Букваринска" в страну "Литературию"

Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с БУКВАРЁМ"...

Весёлое путешествие первоклассников в страну Литературию

Путешествие не требует подготовки. Проводится после изучения Азбуки. Конкурсы интересные и познавательные. Мероприятие проходит интересно и запоминающе.Удобно проводить именно такой вариант праздника,...