Из города Букв в страну Литературию
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Ожмекова Наталья Юрьевна

Обобщающий урок-праздник по окончанию Азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_proshchanie_s_azbukoy..doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-праздник

Из города Букв в страну Литературию


Цели:

  1. обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;      
  2. подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
  3. развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;      
  4.  воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;   
  5. презентация своей Азбуки.

Подготовительная работа. По жеребьевке ребята поделились на 3 микрогруппы. Один ученик становится экспертом, который будет выбирать более полные и правильные ответы, т.е. обосновывать.

Песня «33 родных сестрицы»

Тема и цель. 

- Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Мы прощаемся с Азбукой.

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй.

Строй как строй, да не простой,

Он зовется азбукой.

Урок одновременно и радостный и грустный. Почему? Многое изменилось в нашей жизни за это короткое время. Сколько разных событий произошло.

1 ученик:
- Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,      
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс!
2 ученик: 
- Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуки свои открыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
3 ученик:
- Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
4 ученик: 
- Изменились наши игры.
Стал серьёзным первый класс
Икс и игрек, икс и игрек
В голове у нас сейчас!
5 ученик: 

Ну а в третьих, я Лариске

       Сам уже пишу записки!

       И бабуля говорит:

       Мой внучонок – вундеркинд!

6 ученик
- Сто загадок, сто вопросов
Нам покоя не дают.
Почему мигают звёзды?
Может в гости нас зовут ?

Вед.  - Вопросов много и не только у нас первоклассников, но и у взрослых людей. Где искать ответы на многие из них, чтобы знать всё больше и больше? Народная мудрость об этом говорит:

КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ!

 (Плакат читают хором)

-Первого сентября мы отправились в плаванье по стране Знаний, делали открытие  за открытием. Путешествие по стране Азбуки мы завершили, а значит мы должны отправится в более долгое путешествие в страну Литературию. Много новых героев вы встретите в этой стране. И сказочные герои, которых вы уже знаете, интересуются, а все ли смогут войти в страну Литературию. Они приготовили для вас испытания.  Готовы к испытаниям?

1. Угадайте сказочного героя

Внучка к бабушке пошла,

Пироги к ней понесла.

Серый волк за ней следил, 

Обманул и проглотил! (Красная шапочка)

Она живет возле леса, прислушивается к разным звукам. Вопросы у нее звуковые.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика нужна врачам, логопедам, музыкантам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение по Азбуке мы начали именно со звуков.

7 ученик

- Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Произносят и слышат нас! 

Послушайте сказку.

В Стране звуков

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.

        А вот слушать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О.За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е.

8 ученик

- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать, 
Могут в кроватке баюкать ребёнка, 
Но не желают свистеть и ворчать.

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

9 ученик

- А согласные... согласны.
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
        Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. Попробуйте!

Город звуков

Расселите жителей этого города в свои домики.


Какая буква лишняя?  

Ё, И, Я, Е, Ю
н, р, к, й, з
ц, ч, ж, ш

Красная Шапочка говорит вам ОТЛИЧНО!

2. Угадайте следующего героя.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..   (Буратино)

-А сколько букв в русском алфавите? Известно также, что звуков в русском языке 42, а букв 33. Это значит, что отношения между звуками и  буквами не такие простые. В каком из этих слов звуков больше, чем букв.

ЕЛЬ        МЕЛ

Как правильно записывать звучащую речь? Этому учит ГРАФИКА.

Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен.

- Вы тоже себя представили волшебниками и нарисовали рисунки «На что похожа буква».

Выставка рисунков.

- О каких буквах эти стихи?

  1. Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

Три. Получилась буква?                   (И)

  1. Палочка, рядом две ровные дужки,

Вот и готовы очки для лягушки      (В)

  1. На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3                    (З)

  1. В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.         (О)

  1. Вот буква вроде шалаша,

Не правда ль, буква хороша?

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.        (А)

  1. Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает жужжащий звук (Ж)

-Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно знаете и все остальные буквы алфавита.

Но почему то все они у нас перепутались. Давайте попробуем навести порядок!

Песня «Русский алфавит»

За выполнение задания нам говорит Буратино МОЛОДЦЫ!

3. Угадайте героя.

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон)

10 ученик

- Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (а вместе Маша)
МИ и ША ( а вместе Миша)
К нам явились на урок.

11 ученик

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

12 ученик        

- Сколько в слове гласных-.
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Грамматическая арифметика.

БА

+ большой деревянный сосуд = ? (Бабочка)

+ пресноводное животное с клешнями = ? (Барак)

+ приятный полезный напиток = ? (Басок)

+ маленький порез на пальце = ? (Баранка)

-Сколько слогов в этих словах?

Расположите слоги по цветам и прочитайте фразу.

        

(Мы читаем по слогам)

- Карлсон говорит нам КЛАССНО!

4. Угадайте героя.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.  (Незнайка)

13 ученик

Мы в слове слог ударный

Найдем эле-мен-тар-но.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Ударение

(Миниатюра)

Комната. В постели лежит мальчик.

- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи».

Пьет лекарство и начинает пищать.

Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано… (читает).

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

- Поставьте знак ударения в выделенных словах.

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало.

 

- Незнайка нам говорит СУПЕР!

5. Угадайте героя.

С голубыми волосами

   И с огромными глазами.

   "Зубы чистить! Руки мыть!"

   Любит поруководить! (Мальвина)

- Мальвина приготовила задания связанные с орфографией. ОРФОГРАФИЯ – нормы и правила письменной речи. Вам придется подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.

1 ученик: 
- Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

2 ученик: 
- Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Игра «Камень-вата».

Если учитель читает слово с Ъ - ребята топают, если с Ь – хлопают.

(Лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень, семья, съел.)

Исправьте ошибку.

Догадайтесь-ка, ребята,

Отчего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

ЕЖЫ      ЕРШЫ       ЩЮКИ        ЧЯЙКИ         ВОЛЧЯТА

Все

В сочетаниях  ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишут только букву У!

-Определи на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

Собирала Маргарита, маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита, маргаритки во дворе.

3 ученик

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметнее быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!


Назовите одним словом

 

КОСА

  

КИСТИ

  

                                       

                                       ЗВЕЗДА

 

                                           ЛУК

- В русском языке встречаются многозначные слова. Написание у них одно и тоже, но имеют разное значение.

- Мальвина вам говорит ЗДОРОВО!

6. Угадайте героя.

Она красива и мила,

Имя ее от слова "зола". (Золушка) 

                                     

- Золушка хотела бы узнать, знаете ли вы героев литературных книг.

-А – в Африке лечит зверей (Айболит).

-Б – нашёл золотой ключик (Буратино).

-В – гонится за зайцем (волк).

-Г – с Белоснежкой дружит (гном).  

-Д – в нём мы живём (дом).

-Ё – в клубок колючки прячет (ёж).

-Ж – по болоту скачет (жаба).

-З – туфлю потеряла, плачет (Золушка).

-К – круглый, песенку поёт (Колобок).

-Л – рыжим хвостиком метёт (лиса).

-М – первое слово ребёнка (мама).

-Н – у Буратино он длинный (нос).

-О – по небу скользит (облако).

-П – в нём ручка и карандаши (пенал).

-Р – золотая, в сеть попала (рыбка).

-С – прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).

-Т – дом для маленьких зверей (теремок).

-У – птица, которая крякает (утка).

-Ф – за посудой вдогонку помчалась скорей (Федора).

-Х – бывает пшеничный, бывает ржаной (хлеб).

-Ц – стоит на одной ноге (цапля).

-Ч – друг крокодила Гены (Чебурашка).

-Ш – старуха с крысой (Шапокляк).

-Щ – чистит одежду (щётка).

-Э – лестница в метро (эскалатор).

-Ю – игрушка – волчок (юла).

-Я – плод на дереве (яблоко).  

- Золушка говорит вам УМНИЧКИ!

Вед.  В середине февраля

В школе праздник букваря.

Вы прочли букварь до корки,

Вам по чтению пятёрки!

Позади нелёгкий путь

Слогового чтения:

Вам сегодня выдают удостоверения.

1.

Книгу, что знакомит с буквой,
Букварем назвали встарь.
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой букварь.

2.

Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым значком.

3.

«Азбука» верным другом была для нас.
Прощаясь с ней, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя –
Нас ждут открытия, друзья!

4.

Самый первый свой учебник

Класс с волненьем открывал…

Видно, сказочный волшебник

Эту книгу написал.

5.

Оказалось, что крючочки

Населяют буквари,

Загогулинки, значочки,

А всего их – 33!

6.

Так чудесно буквы эти

Могут слоги составлять,

И про всё на белом свете

Нам словами рассказать.

7.

Знаем мы не понаслышке:

Чудеса и вправду есть.

Мы теперь любые книжки

Можем запросто прочесть!

8.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

9.

До свиданья! До свиданья!
А на следующий год

Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдет!

Песенка «Если с книгой дружишь ты»

(на мотив песни «Если с другом вышел в путь»)

Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты –

Веселей живется.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Все трудней дается.

Припев:

Что мне А, что мне Б,

Что мне А, Б, В, Г, Д,

Когда я знаю буквы все!

На уроках я всегда,

На уроках я всегда

Отвечаю четко.

Книга верная моя,

Книга верная моя,

Мне во всем подмога.

Припев.

И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья, -

С книгой вы дружите,

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья.

Книги вы любите!

Припев.

Ресурсы

http://stihi.ru/ Стихи.ру

http://www.ruskid.ru/

http://artbull.ru/ Литературный портал.

http://samlib.ru/ Сказочные загадки

http://www.vipusknick.ru/ Выпускник

Волина В. Веселая грамматика/ Изд. «Знание», М., 1995 г.

Педсовет/ газета №11, 2008 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Страна Литературия" 3-4 классы

Викторина направлена на развитие интереса учащихся к чтению....

Урок-путешествие в страну Литературию

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знаниялитературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привит...

сценарий "Здравствуй, страна Литературия"

сценарий для первого класса ...

Путешествие из "Букваринска" в страну "Литературию"

Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с БУКВАРЁМ"...

Проект по Литературному Чтению Город Букв Буква «И»

Проект был создан после изучения букварного периода....