сценарий "Здравствуй, страна Литературия"
материал по чтению на тему

Огородникова Елена Борисовна

сценарий для первого класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyskazka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                  ЗДРАВСТВУЙ, СТРАНА ЛИТЕРАТУРИЯ!

                Литературная игра для первоклассников

Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе». На сцене появляется король Букварь, в руках указка,  букварь.

БУКВАРЬ: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – Букварь, а все буквы, с которыми вы познакомились на , мои подданные. Мы все жители волшебной страны Букварины, которая расположена на страницах вашего букваря. А кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось мое имя? Ну, конечно, букварь так назван потому, что в нем буквы. Пришел я к вам сегодня неслучайно.  Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Я пришел проводить вас. Пришла со мной и вся королевская рать – все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии. Они никогда вас не покинут и помогут вам в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам! Моя верная дружина _ это буквы. Сейчас мы проведем перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита. Если назовем правильно, то буквы оживут и обязательно отзовутся.

   Итак, объявляется первый конкурс «Живая буква». Назовем первую букву.

Ученики: А.

Буква А. Абрикос, арбуз, апельсин, айва – очень сладкие слова, и все на букву А.

БУКВАРЬ. Следующая буква…

Ученики. Буква Б.

Буква Б(становится рядом с буквой А). Букве Б и страх неведом: бой, барабан, боец, победа!

  Далее выходят и называются все буквы алфавита.

В – Ветер воет в чистом поле,

       Волком воет он на воле.

Г – Гриб растет среди дорожки-

       Голова на тонкой ножке.

Д – Дятел жил в дупле пустом,

       Дуб долбил как долотом.

Е,Е – Ель на ежика похожа-

          Еж в иголках, елка тоже.

Ж – Жук упал и встать не может,

        Ждет он, кто ему поможет.

З – В звезде найдешь ты букву З,

       И в золоте, и в розе,

       Земле, алмазе, бирюзе,

       Заре, земле, морозе.

И – Иней лег на ветки ели,

       Иглы за ночь побелели.

Й – Йод ребенок знает каждый,

       Йодом врач нам раны мажет.

К – Кот ловил мышей и крыс,

       Кролик лист капустный грыз.

Л – Лодки по морю плывут,

        Люди веслами гребут.

М – Мед в лесу медведь нашел,

        Мало меду, много пчел.

Н – На коне наездник мчит:

       Настоящий он джигит!

О – Ослик был сегодня зол-

      Он узнал, что он осел.

П – Панцирь носит черепаха,

       Прячет голову от страха.

Р – Роет землю серый крот –

       Разоряет огород.

С – Спит спокойно старый слон,

       Стоя  спать умеет он.

Т – Таракан живет за печкой,

       Очень теплое местечко.

У – Ученик учил уроки,

       У него в чернилах щеки.

Ф – Флот плывет к родной земле,

        Флаг на каждом корабле.

Х – Ходит по лесу хорек,

       Хищный маленький зверек.

Ц – Цапля важная, носатая,

       Целый день стоит как статуя.

Ч – Часовщик, прищурив глаз,

       Чинит часики для нас.

Ш – Шалуны, прибавьте шагу!

        Скорей несите мушкетеру шпагу!

Щ – Щеголь щетку  уважает,

        Щеткой щеголь  пыль счищает.

Ъ и Ь (вместе) – Мягкий знак живет беспечно,

         Он без кепки ходит вечно.

          А упрямый твердый знак

          Кепку носит только так. (показывает ).

Э – Экскаватор землю роет,

       Это школу детям строит.

Ю – Юнга – будущий матрос –

        Южных рыбок нам привез.

Я – Вы запомнили, друзья,

       Я в азбуке последняя.

БУКВАРЬ. Я рад, ребята, что вы так хорошо знаете все 33 буквы алфавита. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники. А сейчас спросим у них, кто из них сегодня дежурный.

Выходят буквы А, Б.

БУКВАРЬ. Ребята, подумайте, почему именно эти буквы оказались дежурными на празднике.

ОТВЕТ из зала. Это буквы, обозначающие наши классы.

БУКВАРЬ. А теперь посмотрим, хорошо ли вы сними знакомы. Называйте по очереди слова, начинающиеся с этих букв.

  Победителем конкурса становится тот класс, у которого больше слов. За победу вручаются жетоны. В конце игры все жетоны подсчитываются.

Конкурс 2.

На сцене весь алфавит и букварь.

 БУКВАРЬ. Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из букв надо еще уметь составлять слова. Составить слово – такое задание нашего конкурса «Школьники строят слова». А вот какое это слово, вы узнаете, получив у меня карточку-задание. На каждой из них нарисован предмет. Название этого предмета вы должны составить из живых букв. От каждого класса приглашаются по 2 участника.

  Ребята выходят, получают карточки. На одной карточке ДОМ, на другой ЖУК. Составляют слова, букварь оценивает и выдает жетоны за скорость и правильность выполнения.

  БУКВАРЬ. Правильно, ребята, молодцы! А теперь новое задание. Первые буквы слов уходят в «алфавит», а ребятам надо придумать новые слова из оставшихся букв, а также  из  тех, которых я попрошу вам помочь. Итак, мне помогают буквы Т, П, Л, В. Из них надо выбрать одну необходимую вам, чтобы появилось новое слово. Подставьте их на место первой буквы.

  Снова от класса участвуют по 2 человека. Букварь вновь оценивает конкурс и теперь просит уйти в алфавит последние буквы. Наступает третий этап конкурса. Взамен ушедшим буквам строятся новые слова. Букварь оценивает третий этап конкурса и отпускает весь алфавит.

БУКВАРЬ. Спасибо вам,  буквы. Наш следующий конкурс…

        На сцену вбегает Незнайка.

НЕЗНАЙКА. Ваше величество! Подождите. Я тоже хочу с вами поиграть. Я тоже знаю все буквы и даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

БУКВАРЬ. Ну, как, ребята, послушаем? Наш новый конкурс так и назовем- «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.

НЕЗНАЙКА. Ну, слушайте.

             Тает снег,

             Течет ручей.

             На ветвях полно врачей.

БУКВАРЬ. Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?

ДЕТИ. Грачей!

НЕЗНАЙКА. Ну, подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше.

              Синеет море перед нами,

              Летают майки над волнами.

Ну что? Опять ошибка? Не может быть! А как надо?

ДЕТИ. Чайки!

НЕЗНАЙКА. Тогда другое почитаю, вчера выучил.

               Говорят, один рыбак

               В речке выловил башмак.

               Но зато ему потом

               На крючок попался дом.

Почему вы смеетесь? Почему не хлопаете мне? Артисты любят аплодисменты. Неужели я опять что-то не так сказал?

ДЕТИ. Не дом, а сом!

НЕЗНАЙКА. Ну понял-понял! Слушайте дальше.

                Врач напомнил дяде Мите:

                -не забудьте об одном:

                Обязательно примите

                Десять цапель перед сном.

ДЕТИ. Не цапель, а капель.

БУКВАРЬ. Эх, Незнайка. Стихи заучивать на так-то просто. А ты опять допустил ошибку. Ребята, давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные поэтом А.Шибаевым, я  начну, а заканчивать будете вы.

               Дядя Саша огорчен.

             Рассказал он вот о чем…

             «Видел Настю- первоклашку

             Я на улице сейчас.

             Настя – славная девчонка,

             Настя ходит в первый класс.

             Но… давно уже от Насти

             Я не слышу слово… (здрасьте)

             А слово-то какое-

             Очень дорогое!»

             Встретил Витю я, соседа.

             Встреча грустна была:

             На меня он, как торпеда,

             Налетел из-за угла.

             Но – представьте! – зря от Вити

             Ждал я слово… (извините)

             А слово- то какое –

             Очень дорогое!

             Дед про внучку говорил:

             - Экая досада!

             Я портфель е подарил,

             Вижу, очень рада.

             Но нельзя ж молчать, как рыба.

             Ну сказала бы… (спасибо)

             А слово – то какое –

             Очень дорогое!

БУКВАРЬ. Молодцы, ребята! Хорошие стихи вы выучили. И слова хорошие и очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова называют волшебными. Ну как, Незнайка, понял, как стихи учить надо?

НЕЗНАЙКА. Подумаешь, стихи! Вы бы сказку сочинить попробовали! А то стихи запоминать!

БУКВАРЬ. Сказку, говоришь? Ну что ж! Наши ребята и это умеют. Вот садись со мною рядом, и будем слушать.

НЕЗНАЙКА. Про что слушать – то? Про Красную Шапочку, что ли? Что они еще могут рассказать?

БУКВАРЬ. А что, и про Красную Шапочку можно, только такую, которую ты никогда и не слышал. Давайте, ребята, сочиним новую сказку. А помогут нам эти картинки. (Каждому классу выдаются картинки). Я прочитаю начало сказки, а вы продолжите. (На первой картинке – Красная Шапочка на спинах гусей-лебедей переправляется через реку. На второй картинке – Красная Шапочка стоит перед избушкой на курьих лапках с Бабой Ягой, которая дает ей волшебный клубочек)

  От каждого класса по одному участнику, который рассказывает свой  эпизод.

БУКВАРЬ. Давайте придумаем название для нашей  сказки. Ваши варианты? (Например, «Новые приключения Красной Шапочки»)

Букварь оценивает каждый эпизод и название сказки, выдает жетоны.

БУКВАРЬ. Вот видишь, Незнайка, быстро пришла Красная Шапочка  к бабушке, не встретив по пути серого волка.

НЕЗНАЙКА. Вот это да! Вот так сказка! Здорово у вас получилось, ребята. Ваше величество, наградите их всех, пожалуйста! Ведь такая интересная сказка получилась!

БУКВАРЬ. Хорошо, будь по-твоему! А может и ты сказку расскажешь?

НЕЗНАЙКА. Ну нет, я не сумею. Я лучше вам загадки загадаю и не простые. Это кроссворды. Разгадав загадку, отгадку надо вписывать на то место, где стоит соответствующая цифра. А в конце мы все вместе прочитаем очень важное слово.

БУКВАРЬ. А какое?

НЕЗНАЙКА. Не скажу, пусть ребята сами отгадают. Этот конкурс назовем «Важное слово».

БУКВАРЬ. А можно первое слово отгадаю я? А ребята посмотрят, что и как нужно делать.

НЕЗНАЙКА. Пожалуйста! А вот и мой кроссворд.

На доске открывается сетка кроссворда, цветные мелки.

НЕЗНАЙКА. Итак, первый вопрос.

              Тридцать три богатыря

              К нам пришли сюда не зря.

              Изучая их секреты,

              Ты на все найдешь ответы.

              Но скажи-ка нам пока,

              Как зовут их? (азбука)

Слово вносится в кроссворд, выделяется цветом буква К.

НЕЗНАЙКА. Правильно, Ваше величество! А теперь вопрос к 1 А.

             Должен он пораньше встать,

             Чтоб за партой не зевать,

             Чтоб проверить, все ль в порядке,

             В ранце ль книжки и тетрадки.

             А вопрос такой возник:

             Кто он? Это… (ученик)

Записывается слово ученик, выделяется буква Н.

НЕЗНАЙКА. Ответ принят. Следующий вопрос к 1 Б.

             Когда приходим мы в свой класс,

             Она встречает первой нас.

             Она добра, хоть и бывает строгой,

             В мир знаний открывает нам дорогу.

             Кто это, назовите! (учитель)

Вписывается слово учитель, выделяется буква И.

НЕЗНАЙКА. Правильно! Еще вопрос к 1 А.

             Путешествую по странам,

             По морям и океанам,

             И по суше, и средь вод,-

             Мне не нужен пароход,                                                                                                                                                                                                            

             Поезд, самолет, автобус,

             Потому что есть, друзья,

             Шар волшебный у меня,

             Называется он… (глобус).

В кроссворд вписывается слова глобус, выделяется буква Г.

НЕЗНАЙКА. Хорошо! И теперь последний вопрос  1 Б.

             У каждой девчонки и у мальчишки

             Есть эта книжка – заветная книжка,

             Читают и ныне, читали и встарь

             Чудесную книжку с названьем? (букварь)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

НЕЗНАЙКА. Теперь посмотрите, что у нас получилось. Вот какое слово – книга!

             

     АЗБУ  К  А

       УЧЕ  Н  ИК

         УЧ  И  ТЕЛЬ

                 Г  ЛОБУС

    БУКВ   А  РЬ

        

В это время на сцену вносится макет книги, на которой написано «Книга дл чтения».

БУКВАРЬ. Посмотрите-ка, какая книга! Это ваш новый учебник, которому сегодня букварь уступает свое место. А раз уж она появилась, нам надо попробовать ее прочитать. Итак, конкурс «Читаем сами».

  От каждой команды приглашаются по одному участнику. Им надо выразительно прочитать один из отрывков «Книги для чтения». В конце букварь и Незнайка выдает им жетоны.

БУКВАРЬ. Теперь я не сомневаюсь, что вы готовы к путешествию в страну Литературию. А поведут вас туда ваши любимые сказочные герои. Какие именно? Сейчас узнаем!

   Звучит «Песенка о сказке». Букварь подходит к макету «Книги для чтения».

БУКВАРЬ.          Сейчас начнется здесь парад,

                       К нам нынче выйдут целым строем

                       Те, с кем всегда ты встрече рад,-

                       Твои любимые герои…

                       Вот шелестят уже страницы

                       И кто-то к нам уже стучится!

Из книги появляются Буратино и Мурзилка.

БУРАТИНО.  Знаю, кто уроки учит,

                        Ключик золотой получит.

                        С ним в мир знаний, мне поверь,

                        Ты всегда откроешь дверь.

                        На страницы букваря

                        К вам откуда вышел я? («Золотой ключик»)

МУРЗИЛКА.  Со страницы букваря

                        К вам сейчас явился я.

                        Но вы знаете едва ли,

                        Что родился я в журнале.

                        Кто бы мне сейчас назвал

                        Мое имя и журнал? («Мурзилка»)

Далее появляется героиня, одетая в русский народный костюм, на голове у нее кокошник.

                       -Работать умела красиво и ловко,

                        В деле любом, проявляя сноровку.

                        Хлебы пекла и скатерти ткала,

                        Шила рубашки, узор вышивала,

                        Лебедью белою в танце плыла…

                        Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)

Следующий персонаж – девочка в чепце, испачканном платье, с метлой в руке, щеки ее вымазаны золой.

                       -Я на балу никогда не бывала,

                       Чистила, мыла, варила и пряла.

                       Когда же случилось попасть мне на бал,

                       То голову принц от любви потерял.

                       А я башмачок потеряла тогда же!

                       Кто я такая? Кто же подскажет? («Золушка»)

БУКВАРЬ. Эти литературные герои, а с ними и многие другие поведут теперь вас дальше в страну Литературию. Но всегда рядом с вами будет и моя дружина, мои буквы. Добрый вам путь! На память о сегодняшнем празднике я хочу вручить вам всем подарки - книжки. Их вам теперь предстоит читать самостоятельно.

  За победу в сегодняшнем конкурсе мы вручаем вам призы. (Вручение призов за 1-ое и 2-ое места).

       В завершение праздника звучит песня «Чему учат в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из города Букв в страну Литературию

Обобщающий урок-праздник по окончанию Азбуки....

Викторина "Страна Литературия" 3-4 классы

Викторина направлена на развитие интереса учащихся к чтению....

Урок-путешествие в страну Литературию

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знаниялитературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привит...

Путешествие из "Букваринска" в страну "Литературию"

Сценарий внеклассного мероприятия "Прощание с БУКВАРЁМ"...

Весёлое путешествие первоклассников в страну Литературию

Путешествие не требует подготовки. Проводится после изучения Азбуки. Конкурсы интересные и познавательные. Мероприятие проходит интересно и запоминающе.Удобно проводить именно такой вариант праздника,...