Конспект урока чтение "Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка" (УМК Школа России 3 класс)
материал по чтению (3 класс)

Пяткова Кристина Геннадьевна

Цель

 

 Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

 Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

- Личностные

 

Учить детей адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;
Формировать умение  различать способ и результат действия;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; 

 

Оборудование

 

Учебник  Н.А.Чураковой «Литературное чтение»  4 кл 1 ч. (Программа «Перспективная начальная школа»)

Электронные физкультминутка

Презентация к уроку

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

14 ноября, четверг                                                                                        Учитель начальных классов:

МБОУ «СОШ № 11»                                                                                          Ивченко Елена Ивановна

Класс 3 «А»                                                                                                         Руководитель практики

Урок 3                                                                                                        Колотухина Яна Александровна

Время: 09:40-10:20                                                                                Студент ЧПК №1:

Кабинет 110                                                                                                Пяткова Кристина Геннадьевна

                                                                 

Тема урока

Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка

Цель

 Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

 Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

- Личностные

 

Учить детей адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Формировать умение  различать способ и результат действия;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; 

Оборудование

 

Учебник  Н.А.Чураковой «Литературное чтение»  4 кл 1 ч. (Программа «Перспективная начальная школа»)

Электронные физкультминутка

Презентация к уроку 

Ход урока

 Задачи  этапа урока

 (виды работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Приветствие. 

– Сегодня у нас на уроке много работы. Мы покажем, как умеем хорошо читать, принимать информацию, осознавать её, обрабатывать и усваивать.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Формировать умение  различать способ и результат действия;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- Коммуникативные

Учить детей работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Для начала мы повторим то, что изучили по теме сказки, затем будем изучать сказку, жанр которой вы определите самостоятельно.

Мы будем учиться  наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; Учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошьютекста.

  Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

- Какой раздел литературного чтения мы читаем?
( Волшебные сказки) Слайд
Давайте вспомним какими бывают волшебные сказки по жанру?

(Волшебные сказки бывают народные и художественные)
- Что значит народные сказки?

( Их сочинил народ. Это произведение фольклора.) 
- Назовем жанровое разнообразие народных сказок.
( Бытовые народные сказки и о животных.)
- Бытовые- это о ком или о чем?
( Это сказки о людях, детях, семье)
- Для чего мы сейчас все это повторили?
(Чтобы разбираться в сказках.
Мы будем читать бытовую народную сказку из раздела «Волшебные сказки.)
Правильно, читать и учиться у сказок, как вы думаете чему?
( Уму разуму, трудолюбию, старанию, дружбе. добру, справедливости.)
- Это будет целью нашего урока.
(Слайд, где записаны цели урока.)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

 

3 - 5 мин

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

 « Крошечка-Хаврошечка».
Чтение учителем
- Назови произведение, которое прочитали.
( Русская народная сказка «Крошечка- Хаврошечка»)

Кто главный герой сказки?

(Крошечка-Хаврошечка)
- Поделитесь своими чувствами. Какими словами вы можете назвать их. 
( Радость, жалость, тревога, досада, волнение, веселье) 

Скажите какие моменты сказки вам понравились или нет и почему
(
Мне жалко Хаврошечку. Она хорошая. 
Мне не понравились сестры.
А мне жалко коровушку.
Я радовалась, что все закончилось счастливо.
Я тревожилась, когда Триглазка все узнала.) 

Давайте в парах на листочках попробуем написать название сказки, жанр и тему, после выполним самопроверку.
^ Русская народная сказка Хаврошечка).
Жанр бытовая волшебная сказка. Тема – о людях, семье.
- Выполни самопроверку. Если у тебя все правильно – поставь восклицательный знак. Если была ошибка – вопросительный знак.
У кого возникли ошибки, в чем?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

 

10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Я сейчас хочу увидеть, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, внимательно прослушайте сказки и назовите главного героя.

О чем говорится в сказке?
(
^ О добре и зле.
О том, как плохо жилось  Хаврошечке в чужой семье.)
Читаем по группам.
(Слайд. Читаем и замечаем.)
- У кого красный лист - читает самостоятельно молча. Отмечает непонятные слова, выражения, словосочетания.
У кого синий лист – в паре по абзацу. Отмечает повторы в сказке.
У кого желтый лист – жужжащее чтение. Отмечает ласковые слова.
Физминутка  

- Это современная сказка или старинная?
(Старинная. Есть устаревшие слова ) 
Что мы делаем для толкования слов?
( Обращаемся к словарю. Спрашиваем у взрослых.)
Где можно встретить устаревшие слова?
( В сказках, былинах, фольклоре.)
Устаревшие слова – это признаки сказки. А что ещё?
(Ласковые слова.) Называют их. Остальные появляются на слайде.
Зачин. Повторы. Превращения. Чудеса. Волшебство.)

Работа над образами героев.
Кто главный положительный герой? (Слайд)

( Хаврошечка.)
Расскажи о ней.
(
Она сирота. У неё нет отца и матери. Она живет в чужой семье. Хозяйка её не любит. Каждый раз дает ей много работы .Хаврошечка послушная, трудолюбивая, добрая. Мне её жалко.)
- Выборочное чтение подтверждения.

Любит ли автор Хаврошечку?
(
^ Да, у неё хорошее имя. Он называет её ласково – Крошечка-Хаврошечка.)
- Кто помогал Хаврошечке?(Слайд)
(Ей помогала коровушка. Она была ей вместо мамы. Она жалела её и помогала в работе. Она даже жизнь свою отдала за Хаврошечку.)
- А хозяйские дочери- какие образы?
(
^ Отрицательные.
- Они следили за Хаврошечкой и все рассказывали матери.
Они были ленивые, ничего не делали, не трудились.)
- А любила ли их мать?
(Да, она называла их ласковыми словами. Не заставляла их трудиться. Она посылала их смотреть, кто помогает Хаврошечке).
Любит ли автор этих героев?
( Нет, у них плохие имена. Они ленивые. У них плохие поступки)
- Когда ты волновался за Хаврошечку?
(Триглазка не спала, все видела и рассказала матери).
( Хозяйка приказала зарезать коровушку)
- Хаврошечка прощается с коровушкой.
Чтение диалога. Голос.Чувства.
Это кульминация сказки - самые волнительные моменты.
А когда ты радовался за Хаврошечку?
Это развязка сказки.
За что же была награждена счастьем Хаврошечка?
(За труд, старание, прилежание, любовь к коровушке ,терпение, за добро.)
- Что же такое добро?
( Добро это когда….).
- А зло?
(
^ Зло это когда…).
- Что же главное?
Какова основная мысль сказки? Слайд
Добро побеждает зло.
За добро добром платят.
В добре поживать, лиха не знать.
  

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Я увидела, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, обрабатывать. Теперь я хочу понять, как вы её усвоили.
Слайд. Творческая работа

Вставь пропущенные слова так, чтобы получился рассказ от лица:

1. Группа (Крошечка-Хаврошечка)

Меня зовут Крошечка-Хаврошечка, я …, поэтому меня приютила хозяйка, у которой три дочери, Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка. Каждый день хозяйка … меня работой, да так, что часто ночами не сплю … и работу. Но мне помогает … коровушка-матушка, я прихожу к ней в поле, рассказываю все, и она мне … .

Опорные слова:  сирота,  нагружает,  выполняю,  рябая,  помогает.

2. Группа (Хозяйка)

Я живу в…, у меня три … дочери и еще сиротка. Доченьки у меня красавицы, умницы, а Хаврошка…, сколько бы я ей не давала работы она со всем … . Ей явно кто-то…, я обязательно узнаю кто это!

Опорные слова:  деревне,  замечательные,  грязнушка,  справляется,  помогает.

3. Группа (Коровушка)

Меня зовут…, так меня называет милая Крошечка-Хаврошечка. У нее очень … жизнь, злая хозяйка … ее работой. Хаврошечка …ко мне и рассказывает свою беду, а я … ей.

Опорные слова:  матушка-коровушка,  сложная,  нагружает,  приходит,  помогаю.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Проверка творческих заданий.

Думаю, что сегодня на уроке вы многому научились.
Чему мы учились?
(Толковали слова. 
Говорили о добре и зле. Изучали сказку)

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Скажи о себе. Я вспомнил….Я повторил.. Мне было…Мне понравилось..

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Русская народная сказка Крошечка - Хаврошечка

Крошечка – Хаврошечка. Русская народная сказка....

Урок литературного чтения 2 класс Тема Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России

Урок литературного чтения 2 класс Тема  Русская народная сказка "Два Мороза" УМК Школа России...

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения «Сказка, загадки, небылицы» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о жанрах устного народного творчества: сказках, загадках, небылицах; формирование интереса к устному народному творчеству; совершенство...

Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Народная сказка "Крошечка-Хаврошечка". 3 класс....