Обобщающий урок по обучению грамоте "Прощай, Азбука!"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Открытый обобщающий урок проводится в игровой форме. Учащиеся обобщают полученные знания о звуках и буквах русского алфавита, сравнивают и группируют звуки по разным признакам; выполняют звуко-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchanie_s_azbukoy.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка конспекта обобщающего урока по обучению грамоте.
Составитель: учитель начальных классов Шляхтина Светлана Владимировна
Обобщающий урок «Прощание с Азбукой»
Форма организации урока: урок-праздник
Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.
Цели урока:
Предметные:
- продолжать формировать умения правильно называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы;
- продолжать формировать умения правильно называть все буквы; порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите;
- продолжить формировать умения читать по слогам и целыми словами тексты;
- создавать условия для совершенствования навыков беглого чтения.
- создавать условия для формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов;
Метапредметные:
- создавать условия для аргументированного мнения;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение:
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- формировать умение находить сходство и различия используемых художественных средств;
- формировать умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы
- формировать умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Личностные:
- формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
- способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, шапочки с буквами гласных и согласных, листочки для записи букв, учебник «Азбука»
Ход урока
1. Организационное начало урока
Учитель.
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой
Нынче праздник в первом классе,
День прощанья с азбукой!
1 ученик.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2 ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
1 ученик.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
2 ученик.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! -
Научила нас она.
2. Определение темы и задач урока.
А вот и главная гостья нашего праздника, которая 6 месяцев была вашим верным спутником, которая указывала вам путь в страну знаний, с помощью которой вы научились читать и писать, терпеливо перелистывая страницу за страницей. И сегодня мы совершим прощальное путешествие по страницам Азбуки, вспоминая изученное и проверяя свои знания.
Девочка (в роли азбуки)
Я – азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Девочка
А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
3 ученик.
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на азбуку глядели.
Учитель: Итак, чему посвящается наш урок?
Дети: Наш урок посвящается дню прощания с первой учебной книгой «Азбука».
3. Обобщение и систематизация знаний
Учитель. Ребята, давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же нас учила азбука.
Дети по очереди. Азбука учила читать, познакомила с первым русским алфавитом.
- Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.
- Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.
Учитель. Да, всего, чему учила «Азбука», не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Итак, вспомним, сколько букв в русском алфавите?
Ученики поют песню Б.В. Заходера «33 родных сестрицы»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Чтение учениками стихотворения С.Я. Маршака
1 Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
2 В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
3 Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
4 Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой»?
Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «АЗ» и «БУКИ», по названию букв книга названа «Азбукой». Ребята, а как называлась раньше первая учебная книга по которой учились ваши мамы и папы? (Букварь)
А кто был создателем самой первой славянской азбуки – кириллицы? (2 брата – Кирилл и Мефодий)
Учитель.
Задание «Угадай букву»
1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
2. В этой букве нет угла - до того она кругла.
До того она кругла - укатиться бы могла. (О)
3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)
5. Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)
Учитель.
Что мы знаем о буквах?
Дети. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.
Учитель. Что знаем о звуках?
Дети. Слышим, произносим.
Учитель. Я вам предлагаю задание «Слушай внимательно». Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово. (можно буквы записать на листочках)
Крот Бегемот
Носорог Улитка
Индюк Корова
Гусь Воробей
Аист Анаконда
Какие слова у вас получились?
(слова набраны на доске, рядом две схемы)
Дети. Книга, буква.
Учитель. Что общего в составе этих слов?
Дети. В этих словах по пять звуков: по 3 согласных и 2 гласных, 2 слога, ударение падает на первый гласный звук.
Учитель. Какая схема соответствует каждому слову?
Учитель. Молодцы! Успешно справились с заданием, продолжим наш урок.
А чего больше в русском алфавите: звуков или букв?
(ответы детей)
Молодцы, вы разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков (42), чем букв (33).
Разделите буквы русского алфавита на 3 группы.
(работа с лентой букв)
Дети. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Буквы, не обозначающие звуков.
Учитель. Ребята, что мы знаем про гласные звуки?
Дети. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель. Разделите буквы на две группы: гласные, обозначающие мягкость согласного на письме, и гласные, обозначающие твердость согласных. (уч-ся делят гласные на две группы). Попробуйте из букв А, О, И, У составить слова.
Дети. Ау-уа – и все слова. Нужны согласные.
Учитель. Что нам известно про согласные?
Дети. А согласные…согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель. На какие группы можно разделить согласные?
(на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Можно разделить на три группы: непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие)
Прошу разделить буквы по группам: парные звонкие и глухие, всегда твердые и всегда мягкие.
Физкультминутка.
Учитель. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
Утюг стол книга апельсин
Окно школа лошадь карандаш
Мост урок иголка жук
Доска портфель эхо ослик
Объявляю конкурс для детей и родителей на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова:
КОЛУМАН
Дети. Лук, кол, мак, кулон, клоун.
Учитель. Победителем является… назвавший слово клоун (кулон)
Чем похожи слова лук, ком, мак, лом, ком?
Дети. В них 3 звука по 2 согласных, 1 гласный, 1 слог и 3 буквы.
Учитель. Что можете сказать о слове клоун?
Дети. В этом слове 2 слога, так как 2 гласных, ударение падает на 1 первый слог, слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает одушевленный предмет, стоит в единственном числе.
Учитель. Задание всем: «Найди лишний слог»
ХО ЛО МО НУ
ТИ СИ МИ ШИ
ТУ ЧУ КУ ВУ
Дети. Ну – другой гласный звук.
Хо – здесь согласный глухой, в других словах звонкие.
Ми – согласный звонкий или Ши - согласный твердый.
Чу – мягкий согласный, во – согласный звонкий.
Учитель. О всех ли буквах вспомнили? Никого не забыли?
Дети. Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ъ и Ь.
(выходят ученики с табличками букв Ъ и Ь)
Твердый знак
Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль меня теряют!
Мягкий знак
Я – мягкий знак.
Меня найдешь и в слове «льет»,
И в слове «дождь».
Учитель. Вы успешно справились со всеми заданиями. Вот и подошло время расставания с книгой «Азбука». Скажем ей спасибо.
Дети поют песню «Азбука» (слова З. Петровой, муз. А. Островского)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Чтение учеником стихотворения В. Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Учитель: Прощаясь, с Азбукой, грустит весь первый класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут уж нас друзья.
Сегодня каждому из вас вручается грамота, подтверждающая ваши умения и навыки, полученные на уроках обучения грамоте, а также учебники литературного чтения.
Итог урока, рефлексия
Выбрать смайлик, соответствующий настроению ребенка..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по чтению на тему"Спасибо, Азбука, тебе!"
Данный материал включает в себя стихотворения о буквах, презентацию по всем разделамурока. В урок включена викторина по сказкам, повторение букв, звуков, красочные иллюстрации....
Обобщающий урок по чтению на тему « Спасибо, Азбука!»
Обобщающий урок по чтению на тему « Спасибо, Азбука!»...
Обобщающий урок по теме Азбука
Обобщающий урок по теме Азбука...
Педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе
Примеры реализации сдоровьесберегающих технологий при обучении французскому языку в 3 классе...
Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс
Пояснительная записка Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...
Конспект урока по обучению грамоте( азбука)
конспект урока на тему " Буква Ш,ш, звукш"....