Обобщающий урок по обучению грамоте "Прощай, Азбука!"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шляхтина Светлана Владимировна

Открытый обобщающий урок проводится в игровой форме. Учащиеся обобщают полученные знания о звуках и буквах русского алфавита, сравнивают и группируют звуки по разным признакам; выполняют звуко-буквенный анализ слов, а также учатся творчески подходить к решению различных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта обобщающего урока по обучению грамоте.

Составитель: учитель начальных классов Шляхтина Светлана Владимировна

Обобщающий урок «Прощание с Азбукой»

Форма организации урока: урок-праздник

Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.

Цели урока:

Предметные:

  • продолжать формировать умения правильно называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы;
  • продолжать формировать умения правильно называть все буквы; порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите;
  • продолжить формировать умения читать по слогам и целыми словами тексты;
  • создавать условия для совершенствования навыков беглого чтения.
  • создавать условия для формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов;

Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения;
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение:
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • формировать умение находить сходство и различия используемых художественных средств;
  • формировать умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы
  • формировать умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Личностные:

  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • прививать любовь к чтению;
  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу;


Оборудование: компьютер, проектор, экран, шапочки с буквами гласных и согласных, листочки для записи букв, учебник «Азбука»

Ход урока

1.     Организационное начало урока

Учитель.

               За окном снежинки вьются,

               День приветливый такой

               Нынче праздник в первом классе,

               День прощанья с азбукой!

1 ученик.

                В день осенний, в день чудесный

                В класс несмело мы вошли.

                Азбуки (для всех подарок)

                На столах своих нашли.

2 ученик.

                Вдоль картинок мы шагали,

                По ступенькам-строчкам шли.

                Ах, как много мы узнали,

                Ах, как много мы прочли!

1 ученик.

                Был наш путь не очень долгим,

                Незаметно дни бегут.

                И уже на книжной полке

                Нас другие книжки ждут.

2 ученик.

                Среди ярких толстых книжек

                Неприметна и скромна,

                Но зато читать – в полгода! -

                Научила нас она.

2.     Определение темы и задач урока.

 А вот и главная гостья нашего праздника, которая 6 месяцев была вашим верным спутником, которая указывала вам путь в страну знаний, с помощью которой вы научились читать и писать, терпеливо перелистывая страницу за страницей. И сегодня мы совершим   прощальное путешествие по страницам Азбуки, вспоминая изученное и проверяя свои знания. 

Девочка (в роли азбуки)

               Я – азбука. Учу читать.

               Меня никак нельзя не знать.

               Меня изучишь хорошо,

               И сможешь ты тогда

               Любую книгу прочитать

               Без всякого труда.

Девочка 

               А в книгах есть про все, про все:

               Про реки и моря,

               И что у неба нет конца,

               И круглая Земля.

               Про космонавтов,

               Что выше всех летали много раз,

               Про дождь, и молнии, и гром,

               Про свет, тепло и газ.

3 ученик.

               Все когда-то в первый раз

               Приходили в первый класс.

               Все за партами сидели,

               Все на азбуку глядели.

Учитель: Итак, чему посвящается наш урок?

Дети: Наш урок посвящается дню прощания с первой учебной книгой «Азбука».

3.     Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Ребята, давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же нас учила азбука.

Дети по очереди. Азбука учила читать, познакомила с первым русским алфавитом.

- Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.

- Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.

Учитель. Да, всего, чему учила «Азбука», не перечислить. Но сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Итак, вспомним, сколько букв в русском алфавите?

Ученики поют песню Б.В. Заходера «33 родных сестрицы»

                   Тридцать три родных сестрицы,

                    Писаных красавицы,

                    На одной живут странице,

                       А повсюду славятся!

                       К вам они сейчас спешат,

                       Славные сестрицы, -

                       Очень просим всех ребят

                       С ними подружиться!

                       А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

                       Прикатили на еже!

                       З, И, К, Л, М, Н, О          

                       Дружно вылезли в окно!

                       П, Р, С, Т, У, Ф, Х

                       Оседлали петуха, -

                       Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

                       Вот и все они, друзья!

                      Познакомьтесь с ними, дети!

                       Вот они – стоят рядком.

                       Очень плохо жить на свете

                       Тем, кто с ними не знаком!

Чтение учениками стихотворения С.Я. Маршака

                  1     Ты эти буквы заучи.

                       Их три десятка с лишком,

                       А для тебя они – ключи

                       Ко всем хорошим книжкам.

                    2   В дорогу взять не позабудь

                       Ключей волшебных связку.

                       В любой рассказ найдешь ты путь,

                       Войдешь в любую сказку.  

                       

                     3 Прочтешь ты книги о зверях,

                       Растеньях и машинах.

                       Ты побываешь на морях

                       И на седых вершинах.

                           4        Тебе чудесные края

                        Откроет путь от «А» до «Я».

                       

Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой»?

 Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «АЗ» и «БУКИ», по названию букв книга названа «Азбукой». Ребята, а как называлась раньше первая учебная книга по которой учились ваши мамы и папы? (Букварь)

 А кто был создателем самой первой славянской азбуки – кириллицы? (2 брата – Кирилл и Мефодий)

Учитель.

 Задание «Угадай букву»

1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  

2. В этой букве нет угла - до того она кругла.

    До того она кругла - укатиться бы могла. (О)  

3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)  

4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)  

5. Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)  

Учитель.

Что мы знаем о буквах?

Дети. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.

Учитель. Что знаем о звуках?

 Дети. Слышим, произносим.

Учитель. Я вам предлагаю задание «Слушай внимательно». Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово. (можно буквы записать на листочках)

 

         Крот                                     Бегемот

         Носорог                               Улитка

         Индюк                                  Корова

         Гусь                                      Воробей

         Аист                                     Анаконда

   Какие слова у вас получились?

(слова набраны на доске, рядом две схемы)

Дети. Книга, буква.

Учитель. Что общего в составе этих слов?

Дети. В этих словах по пять звуков: по 3 согласных и 2 гласных, 2 слога, ударение падает на первый гласный звук.

Учитель.  Какая схема соответствует каждому слову?

Учитель. Молодцы! Успешно справились с заданием, продолжим наш урок.

                А чего больше в русском алфавите: звуков или букв?

        (ответы детей)

Молодцы, вы разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков (42), чем букв (33).

        Разделите буквы русского алфавита на 3 группы.

(работа с лентой букв)

Дети. Буквы, обозначающие гласные звуки.

          Буквы, обозначающие согласные звуки.

          Буквы, не обозначающие звуков.

Учитель. Ребята, что мы знаем про гласные звуки?

Дети. Гласные тянутся в песенке звонкой,

          Могут заплакать и закричать,

          Могут в кроватке ребенка баюкать,

          Но не желают свистеть и ворчать.

Учитель. Разделите буквы на две группы: гласные, обозначающие мягкость согласного на письме, и гласные, обозначающие твердость согласных. (уч-ся делят гласные на две группы). Попробуйте из букв А, О, И, У составить слова.

Дети. Ау-уа – и все слова. Нужны согласные.

Учитель. Что нам известно про согласные?

Дети. А согласные…согласны

          Шелестеть, шептать, скрипеть,

          Даже фыркать и шипеть,

          Но не хочется им петь.

Учитель. На какие группы можно разделить согласные?

(на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Можно разделить на три группы: непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие)

          Прошу разделить буквы по группам: парные звонкие и глухие, всегда твердые и всегда мягкие.

Физкультминутка.

Учитель. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.

     Утюг        стол                  книга       апельсин

     Окно         школа             лошадь     карандаш

     Мост         урок                иголка      жук

     Доска        портфель        эхо           ослик

      Объявляю конкурс для детей и родителей на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова:

               КОЛУМАН

Дети. Лук, кол, мак, кулон, клоун.

Учитель. Победителем является… назвавший слово клоун (кулон)

       Чем похожи слова лук, ком, мак, лом, ком?

Дети. В них 3 звука по 2 согласных, 1 гласный, 1 слог и 3 буквы.

Учитель. Что можете сказать о слове клоун?

Дети. В этом слове 2 слога, так как 2 гласных, ударение падает на 1 первый слог, слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает одушевленный предмет, стоит в единственном числе.

Учитель. Задание всем: «Найди лишний слог»

ХО   ЛО МО НУ

ТИ   СИ   МИ ШИ

ТУ   ЧУ   КУ   ВУ

Дети. Ну – другой гласный звук.

           Хо – здесь согласный глухой, в других словах звонкие.

          Ми – согласный звонкий или Ши - согласный твердый.

          Чу – мягкий согласный, во – согласный звонкий.

Учитель. О всех ли буквах вспомнили? Никого не забыли?

Дети. Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ъ и Ь.

(выходят ученики с табличками букв Ъ и Ь)

                         Твердый знак

                Знак я очень твердый, оттого и гордый.

                Буквы в слове разделяю,

                Только жаль меня теряют!

                          Мягкий знак

                Я – мягкий знак.

                Меня найдешь и в слове «льет»,

                И в слове «дождь».

Учитель. Вы успешно справились со всеми заданиями. Вот и подошло время расставания с книгой «Азбука». Скажем ей спасибо.

Дети поют песню «Азбука» (слова З. Петровой, муз. А. Островского)

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев: 
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.

Чтение учеником стихотворения В. Берестова «Читалочка».

                 Как хорошо уметь читать!

                 Не надо к маме приставать,

                 Не надо бабушку трясти:

                 «Прочти, пожалуйста, прочти!»

                 Не надо умолять сестрицу:

                 «Ну прочитай еще страницу!»

                 Не надо звать, не надо ждать,

                 А можно взять и почитать!

Учитель: Прощаясь, с Азбукой, грустит весь первый класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут уж нас друзья.

Сегодня каждому из вас вручается грамота, подтверждающая ваши умения и навыки, полученные на уроках обучения грамоте, а также учебники литературного чтения.

Итог урока, рефлексия

Выбрать смайлик, соответствующий настроению ребенка..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по чтению на тему"Спасибо, Азбука, тебе!"

Данный материал включает в себя стихотворения о буквах, презентацию по всем разделамурока. В урок включена викторина по сказкам, повторение букв, звуков, красочные иллюстрации....

Обобщающий урок по чтению на тему « Спасибо, Азбука!»

Обобщающий урок по чтению на тему « Спасибо,  Азбука!»...

Обобщающий урок по теме Азбука

Обобщающий урок по теме Азбука...

Педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе

Примеры реализации сдоровьесберегающих технологий при обучении французскому языку в 3 классе...

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по обучению грамоте( азбука)

конспект урока на тему " Буква Ш,ш, звукш"....