Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Пояснительная записка

 

            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

         Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

         Задачи:  формировать умение  осознанного чтения, технику  чтения;  развивать  навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

         Урок с использованием технологии разно уровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_vesna.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи

с использованием технологии разно уровневого обучения

по теме:
«Весна в окно стучится»

3 класс

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2016

Пояснительная записка

        Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

        Цель учителя: формировать читательскую компетенцию учащихся.

        Задачи:  формировать умение  осознанного чтения, технику  чтения;  развивать  навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственные качества личности.

        Урок с использованием технологии разно уровневого обучения.

Технология разно уровневого обучения

         Это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового.               

        Цель: организовать учебный процесс на  основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

        Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

С  целью маршрута образовательного сопровождения на учебный год класс распределяла на типологические группы. Отслеживала динамику усвоения учебного материала в зависимости от психофизических возможностей с учетом групп:

I группа – учащиеся усваивают программу коррекционной школы,   работоспособность хорошая,   продуктивна,   нет  отклонений в познавательной деятельности. Постепенно задания усложняются, задания с элементами творчества.

II группа– запоминание медленное,   неустойчивое,   ослаблена память, затрудняются делать выводы, обобщения. Задание на развитие (формирование)  психических функций.

III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в постоянной стимулирующей разнообразной помощи. Задания на развитие (формирование) психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией.

        С учётом возможностей и способностей каждого учащегося  поставлены коррекционные задачи.

Ожидаемые результаты от урока:

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

Учащиеся должны знать:

                название произведения, с которым знакомятся на уроке.

Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Весна в окно стучится».

Тема урока: обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится»

Тип урока:  урок обобщение

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

 

Цель: создать условия для повторного знакомства с произведением  из раздела «Весна в окно стучится», совершенствовать навык чтения учащихся.

Задачи:

  1. образовательные:

- улучшать умение работать с текстом.

2. коррекционно-развивающие:

- расширять словарный запас;

- применять дифференцированный подход в обучении;

 -развивать внимание, память и речь учащихся.

3. воспитательные:

 - воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- формировать интерес к чтению;

 - прививать любовь к природе.

4. Здоровьесберегающие.

закреплять навык правильной посадки при чтении.

Структура урока: 

1.Организационный момент

2. Введение в тему

3. Основная часть (обобщение)

4. Творческая работа

5.Итог

6.Рефлексия, оценки за урок

7. Домашняя работа

Оборудование: программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.;

учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева;

ноутбук, проектор, презентация

Продолжительность урока: 40 минут

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

1.Организационный момент.

Цель:

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Добрый день! Солнцу и птицам

      Добрый день! Улыбчивым лицам!

     - Пожелайте друг другу глазками успехов на  сегодняшний урок

Учитель: Кто любит разговаривать?

Учитель: Тот должен выговаривать…

Учитель: Всё правильно и внятно?

Учитель: Чтоб было всем понятно?

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Мы любим разговаривать!

Мы будем выговаривать!

Всё правильно и внятно!

Чтоб было всем понятно!

Личностные: создание ситуации успеха, самоопределение

 Артикуляционная  зарядка

Цель: развитие чёткости произношения и подвижности речевого аппарата

- Начинаем речевую разминку

Повторение хором выразительно.

Повторение по рядам: первый ряд начинает, второй ряд заканчивает.

Чтение детьми по строчкам: начинают громко и с каждой следующей строчкой тон снижают, последняя строка произносится шёпотом.

Слайд 2

Воробей взъерошил пёрышки,

Жив, здоров и невредим.

Ловит мартовское солнышко,

Каждым пёрышком своим.

Ребята, помним о правильной осанке

                                           

Повторяют

Отдельное чтение – проговаривание с Кариной (3 группа)

Коммуникативные:

развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

2.Введение в тему

Цель: на основе вопросов подвести учащихся к постановке целей и задач урока

Постановка проблемной ситуации

- Сегодня урок чтения необычный, мы отправимся в гости, к кому? Вы узнаете, выполнив задания. Слайд 3

     

Е

С

В

А

Н

         2

          3

           1

           5

         

 4

  1. Прочитайте слово, которое зашифровано в таблице.

Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

        На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАРУЧЕЙЕЛМАРТПОСОСУЛЬКИВТРПМСКВОРЦЫЩЙЬМШЦЫПРОТАЛИНКИЗЩНТСПРЖОКВИАИПЛУЖИЫЛЕДОХОДКРТЬАПОЧКИОАИПСАЗШОТШМБАБОЧКИОРВСТРАЛГПАЛК

Ребята, как одним словом можно назвать эти слова, обобщить

Верно, мы отправляемся в гости к Весне. Наш урок посвящён обобщению раздела этого времени года.

-Попали  в весенний лес, подышим свежим воздухом.

Слайд 4

Отвечают

Весна

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, обобщение

Коммуникативные: владение диалогической речью

Выполнение дыхательной гимнастики

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

- Вдох - носом, выдох - через рот.

- Вдох, задержка дыхания, выдох.

- Вдох, выдох, задержка дыхания.

 

Выполняют

3. Основная часть урока Обобщение  

Цель: обобщение знаний по теме

Работа с учебником и тетрадями. 

(Картинка весны) Слайд 4, 5

 Какой раздел по чтению мы изучили?

-Положите перед собой учебники и читательские тетради.

-Приведите примеры из прочитанных произведений.

               

Что произошло с природой за ночь в    сказке К. Паустовского «Стальное колечко» стр. 179  

Слайд 6 (Дополнить ответ)

Карина (3 группа ) читаем ответ

Что вы узнали из  рассказа А. Баркова «Голубой апрель» стр. 196 ?

Слайд 6 (Дополнить ответ)

Руслан (2 группа) читаем ещё раз ответ

 Какие красивые слова автор написал  про апрель?

Весна  в окно стучится

В сказке К. Паустовского «Стальное колечко» говорится о том, как  однажды Валюша проснулась и увидела, что ночью пришла весна.

В рассказе А. Баркова «Голубой апрель», мы прочитали,  что в апреле бегут и журчат ручьи, капает капель, всё кругом голубое и синее: небо, верба, лесная опушка от цветов.

Что у апреля «голубые глаза».

Познавательные: поиск нужной информации, работа с текстом, ориентироваться в книге, работать по ней, анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

 Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. 

(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).

Весну все ждут, зовут, поют о ней песни. И русский народ составил много закличек о весне. Считалось, что закличками люди убыстряют приход весны. Давайте и мы позовём весну!

Слайд 7

“Веснянка”

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Ребята, помним о правильной осанке

                                           

Ребята хором поют заклички  и выполняют движения

Регулятивные, личностные: развитие межполушарного взаимодействия

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Продолжение работы

 

Релаксация

Скажите, как называется этот цветок?

показ цветка мать- и- мачехи Слайд 8

Откройте рассказ А. Баркова «Солнечный огонёк» на  стр. 198.

-Найдите и прочитайте в тексте, почему цветок так называется.

Карина, Анна, Руслан ещё раз прочитайте, почему так называется цветок.

Откройте стр. 206, выразительно прочитайте 1-ый абзац рассказа Н. Михайлова «Май» и найдите ответ на вопрос, какие три дела есть у весны?

Руслан (2 группа) читаем ещё раз Слайд 8

Расставьте, к какому месяцу соответствует своё дело? (на доске карточки, расставьте правильно) (МАРТ – ПРОТАЛЬНИК         АПРЕЛЬ – КАПЕЛЬНИК    МАЙ- ТРАВЕНЬ)

 

Карине (3 группа) помогает Захар (1 группа)

 Как называются месяца в народе?

Какие народные приметы о весне вы выписали  из текста?

Слайд 9

(тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года»- «Подснежник»)

Это зажурчал музыкальный ручеёк. Многие композиторы воспевали красоту весенней природы. Русский композитор П.И. Чайковский (показ портрета) также написал музыку о весне, которая вошла в его музыкальный альбом «Времена года» (музыка звучит громче) – закройте глаза и представьте весеннюю природу

-Что вы представили? (ответы учеников).

Весна - прекрасное время года и о нём написано много стихотворений.

 В наш музыкальный ручеёк вливается ручеёк поэтический.

Послушайте, как  журчит он.

-Расскажите стихотворения

Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

А Плещеева «Весна»

Слайд 10

зачитывают ответы

Ученики 2, 3 группы ещё раз читают  (подсказывает Владислав 1 группа)

Ученики  1 группы зачитывают приметы из читательских тетрадей

Слушают

Ответы

Коррекция и развитие личных качеств, эмоционально – волевой сферы

Рассказывают ученики 1 группы Захар, Владислав

Читает с экрана учащиеся 2, 3 группы

Регулятивные: суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают противоречие

Познавательные: установление причинно – следственных  связей

4. Творческая работа

Цель: формирование умения изображать увиденное

А еще весну можно передать в картинах. Посмотрите, великие художники изображали это время года. Видеоролик Слайд 11

Вы тоже попробуйте передать весну в своих картинах        

Самостоятельная работа

Для учащихся 2,3  группы – раскраски «Весна»

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

5. Итог урока

Цель: обобщить знания, полученных на уроке

-Какая бывает весна?

Подведем итоги нашей работы. Выразите свое мнение,  свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова: Слайд 12

Меня удивило………..

Я почувствовал………

Я думаю………………

Отвечают

Регулятивные: контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности

6.Рефлексия, оценка деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Вы многое вспомнили о весне, как времени года. Весну могут изображать не только писатели и поэты, но и композиторы, и художники .

На последок давайте составим  весенний букет и подарим его гостям.

Если сегодня урок заканчиваете с радостным, хорошим настроением, то прикрепите цветы красного цвета. А если вам немного грустно, то цветы синего цвета.

Сегодня все работали хорошо, сосчитайте свои жетоны

5 и больше жетонов – «5»

4 жетона – «4»

Составляют

Коммуникативные  личностные познавательные

освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности

7. Домашнее задание

Дорисовать картины о весне

Карине чтение по тренажёру

Запись домашнего задания в дневниках.

Познавательные: уметь самостоятельно работать,  ориентироваться в своей системе знаний.

Литература

1. Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.Н. Гусева

3. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи во 2/3 классе (малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII вида) по теме: «Весна в окно стучится»

урок чтения и развития речи во 2/3 классе(малокомплектный, обучающийся по специальной коррекционной программе VIII  вида)по теме: «Весна в окно стучится» Учи Тип урока: урок обобщения и...

Урок по чтению и развитию речи для 2 класса по теме З.Александрова "Салют весне"

Урок составлен для 2 класса вспомогательной школы 8 вида, но может использоваться по теме в школах другого профиля, так как форма урока предполагает заучивание стихотворение во время урока наизусть....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе. Тема: А.Н.Плещеев "Весна".

Урок был проведен на районном практическом семинаре по теме: "Коррекционная среда, как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья". В процессе урока применялись ИКТ, дида...

Методическая разработка урока по чтению и развитию речи на тему "Обобщающий урок. О труде и трудолюбии".

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с использованием здоровьесберегающих и информационно - коммуникативных технологий.На уроке используются индивидуальные и коллективные способы организ...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Акула» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев 3 класс

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...

Конспект урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения на тему: «Котёнок» Л.Н. Толстой

Пояснительная записка             Конспект урока чтения предназначена для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для к...