Педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе
опыты и эксперименты по иностранному языку (3 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе
Кубарева Дарья Алексеевна,
учитель французского и немецкого языков
муниципального общеобразовательного учреждения
гимназии №14
Краснооктябрьского района
г. Волгограда
Волгоград 2014
I Информационно – справочные сведения об опыте.
Тема опыта. Педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе.
Автор опыта. Кубарева Дарья Алексеевна, учитель французского и немецкого языков
Место эффективного функционирования опыта. 400009, г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. Ленина, 121, тел.75-30-29
Новизна опыта: Опыт эвристический.
Длительность функционирования опыта: с 2011г.
Какими материалами представлен опыт. Опыт представлен настоящим описанием
II. Технологические сведения об опыте.
Актуальность опыта.
«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.
В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку в начальной школе, это связано со спецификой урока иностранного языка, а также с особенностями поведения младших школьников. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках французского языка здоровьесберегающих технологий.
Для этого были определены следующие задачи:
- определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
- обобщить педагогические приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе.
- провести анализ результатов эксперимента.
Объектом исследования является организация процесса обучения французскому языку на уроках обобщающего повторения в 3 классе на основе здоровьесберегающих технологий.
Предметом исследования в данной работе является содержательный компонент здоровьесберегающих технологий (средства и приёмы реализации) в обучении французскому языку на уроках обобщающего повторения в 3 классе.
Исходя из актуальности поставленной цели, была выдвинута гипотеза: использование здоровьесберегающих технологий при обучении французскому языку на уроках обобщающего повторения позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.
Исследование базируется на следующих методах:
- теоретический анализ и синтез литературы по теме;
- изучение методических разработок по проблеме и имеющегося педагогического опыта;
- эксперимент;
- анализ.
Новизна опыта состоит в том, что в нем нами рассматривается проблема использования здоровьесберегающих технологий именно на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе.
III. Введение
Использование здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
Для того чтобы правильно организовать процесс обучения в начальной школе, с точки зрения здоровьесбережения, учителю иностранного языка следует учитывать возрастные особенности учащихся при выборе технологий обучения. На различных этапах развития ребенка, эффективными будут являться определённые технологии.
По мнению Жана Пиаже существуют следующие этапы развития ребенка на основе изменений в умственном развитии:[12, с.140]
- сенсомоторная;
- дооперационная;
- стадия конкретных операций;
- стадия формальных операций. (Приложение 1)
Для нашего исследования наиболее важными этапами являются первые три, т.к. по мнению многих ученых, приверженцев раннего развития, таких как Н.Н. Ачкасова, О.А. Осиянова, Н.А. Малкина, С.А. Натальина, О.А. Денисенко и других, развивать ребёнка следует начинать как можно раньше, т.к. сензетивный период к овладению иностранными языками длится до девяти лет. До девяти лет ребёнок довольно легко овладевает иностранным языком, но после того как этот период заканчивается, менее гибкими становятся мозговые механизмы и они уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После десятилетнего возраста приходиться преодолевать множество препятствий.
Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Для того чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока следует давать им такие задания, которые обеспечат их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Таким образом, можно выделить основные потребности учащихся 1-4 классов:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Средства реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья школьников является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.
Основной причиной нарушения здоровья детей является специфика урока иностранного языка. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, вследствие чего происходит быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению иностранного языка, потеря большого количества энергии. Поведение младших школьников характеризует импульсивность, неусидчивость, быстрая утомляемость, неумение управлять собой.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках французского языка в начальной школе способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы.
Общие:
- смена видов деятельности;
- игровые приемы;
- разрядки;
- физкультминутки.
Частные:
При обучении произношению использование:
- считалок;
- рифмовок;
- песен;
- фонетических игр;
- фонетической зарядки:
- повторение за учителем;
- повторение в различных формах:
- сидя;
- стоя;
- с поднятием рук вверх;
- с движением.
- звукоподражательные игры;
- физкультминутка с произнесением рифмовок;
- движения при исполнении песен на французском языке и др.
При формировании лексических и грамматических навыков:
- звуковая наглядность:
- аудиозаписи;
- проговаривание;
- зрительная наглядность:
- рисунки;
- карточки разного цвета;
- цветные мелки;
- предметная наглядность:
- игрушки;
- пальчиковые куклы;
- лексические и грамматические игры;
- кроссворды, загадки, викторины;
- беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.
Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьсбрегающих технологий на каждом из типов будет различной. В данной работе мы уделили особое внимание такому типу урока как урок обобщающего повторения, т.к. они являются важным этапом в процессе усвоения учащимися учебного материала.
Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в 3 классе
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.
Уроки обобщающего повторения по французскому языку проводятся после изучения каждой темы, поэтому данный вид повторения можно также назвать тематическим.
Структура урока обобщения и систематизации прежде всего должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации знаний. Этот процесс предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов - к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению все более сложной системы знаний: овладению основными теориями и ведущими идеями данной науки. В связи с этим в уроке обобщения и систематизации знаний выделяются следующие структурные звенья[26]:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
Примеры реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщенного повторения при обучении французскому языку в 3 классе.
Приемы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении французскому языку в3 классе
( УМК «Le français en perspective», III класс)
Тема 1.« Начало учебного года»
- Ритмические физкультминутки
Un! Deux!
Levons les bras.
Trois! Quatre!
Marchons au pas.
Un! Deux!
Les bras au dos!
Un,deux,trios
J'ai froid!
Deux jolis bateaux
Pour aller sur l`eau
Le tien est tout blanc
Le mien va devant
Le tien est tombe
Le mien est gagne. ( G.Delanay )
Тема 2. «Моя семья»
- Ролевая игра «Qui presente mieux?»
- Разговор по телефону». В каждой команде выбираются два ведущих, которые находятся в разных концах класса. Они будут «разговаривать по телефону». Первый ученик задаст вопрос, который по «проводам» (это остальные члены команды) будет передан его товарищу, а затем к нему придет ответ. Например: «Nathalie, est-ce que tu as une guitare?» «Non, je n’ai pas de guitare, j’ai un piano. Et toi?» «Moi aussi, un piano.» Задача «проводов» — быстро и, главное, правильно передать каждую фразу, иначе будет «прервана связь».
Тема 3. « Мама болеет»
- Физкультминутка «Les petites souris»
- «Разминка». Ведущий (учитель или ученик) сначала садится на стул, а затем встает с него, произнося фразы: «Je suis assis(e). / Je suis debout». Ученики должны повторять слова учителя, делая только то, что говорят. Учитель проводит игру в быстром темпе и, пытаясь сбить играющих, иногда ошибается: говорит «Je suis debout», продолжая при этом сидеть. Ученики же, говоря «Je suis (nous sommes) debout», должны обязательно встать.
Тема 4. « Мой друг Николя» - «Пантомима». Ребята — члены одной команды жестами имитируют какое-либо действие (оно должно обозначаться по-французски с помощью глагола «faire»). Члены другой команды должны догадаться, что они делают: «Vous faites du ski? Vous faites votre gymnastique? Vous faites votre chambre? Je pense qu’ils font un bonhomme de neige.»
- Рифмовка «Point,point»
Тема 5. «Это зима»
- Исполнение песни « L'hiver» с движениями
- «Парные картинки». Можно предложить несколько вариантов этой игры.
1) Всем детям раздаются картинки. На них изображены разные предметы, игрушки, животные, и только у двоих ребят картинки одинаковые. Члены одной команды быстро произносят по очереди: «J’ai une balle.» «J’ai une pomme.» Etc. Ребята из другой команды должны установить, у кого картинки одинаковые: «N. et P. ont des balles.»
2) Всей группе раздаются картинки. Задача каждого ученика — найти свою пару. Для этого ребята передвигаются по классу и задают друг другу вопрос: «Qu’est-ce que tu as?»
Тема 6. «Новый Год приближается»
- Инсценирование песни « Le Nouvel An»
- Употребление неправильных глаголов
«La conjugaison amusante»:
Monique est dans sa chambre. Elle lit. Son frère Victor entre.
— Salut, Monique! Qu’est-ce que tu lis?
— Je lis, tu lis, il lit, nous lisons, vous lisez, ils lisent...
— Mais... Monique, je veux savoir ce que tu lis!
— Je veux, tu veux... (Предложим классу продолжить.)
— Mais qu’est-ce que tu dis?
— Je dis, tu dis, ...
— Monique, tu es malade?
— Je suis, tu es...
Victor va chercher maman. Elle entre, inquiète, et demande:
— Ma petite, qu’est-ce que tu as?
Monique: J’ai, tu as, il a...
Victor: Tu vois?!!
Monique: Il voit, nous voyons......
Maman: Il faut faire venir un médecin!
Monique: «Il faut» — ça ne se conjugue pas! Maman, Victor, rassurez-vous: je ne suis pas malade. Nous apprenons en classe les verbes, et moi, je conjugue mal. Le professeur m’a dit: «Monique, conjugue tous les verbes que tu entends!»
Victor: Ah bon! Maintenant, je comprends.
Monique: Je comprends, tu comprends...
Сначала учитель читает в классе этот скетч (можно привлекать класс к спряжению глаголов), а потом в малых группах учащиеся представляют его вариации.
- «Пантомима». «Vous vous habillez?» «Oui, nous nous habillons.» «Vous vous promenez?» Etc. (Играющие придумывают действие сами или вытаскивают записочки с глаголами, которые должны изобразить, например: se dépêcher, s’arrêter, se regarder.)
Тема 7. «Животные-наши друзья»
- Игры - пантомимы. При изучении темы «Mes animaux» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.
- Смена деятельности.
J`ai dessine sur un carton
Une cane et cinq canettons
Une bergere et six moutons
Jeanneton avec son cruchon.
J`ai vu trois lapins
Faisant du patin
Sous un vert sapin
J`ai vu trios poussins
Faisant du dessin
Dans un vieux basin.
- Игра-пантомима «Где были мы, не скажем, а что делали — покажем». Участники одной команды показывают сценку, а их противники должны угадать, где они были и что делали, например: «Vous avez été dans la forêt et vous avez ramassé des champignons. / Ils ont été dans la salle sportive et ils ont fait de la gymnastique.»
Игра «N’oublie pas ton temps». Водящему ученику задается время глагола (например, passé composé), которое он обязательно должен использовать в ответах на вопросы своих товарищей.
— Tu es en classe maintenant?
— Oui, je suis venu le premier.
— Tu auras une bonne note en français?
— Oui, j’ai bien préparé ma leçon. Etc.
Выигрывает тот, кто «продержится» большее количество вопросов (или минут).
Тема 8. «Времена года»
Примеры комплексной релаксации
Ferrne les yeux ! Respire camement , la bouche fermee .Imagine que le bout de ton nez est un crayon .Dessine lentement des O de plus en plus grands .Ecris mentalement ton nom a l`interieur de ce O .Imagine que tu l`as ecrit avec un crayon rouge , puis bleu , puis vert .
Пример игры, которая даст возможность детям не только отдохнуть, но и будет направлена на развитие внимания и закрепление лексического материала по теме. Например:
Chaque eleve apporte en classe un objet ( un livre, un cartable, etc.). On met tous les objets en commun sur un bureau. Un eleve prend les objets et les montre a toute la classe. Chaque eleve doit reconnaitre l`objet qu`il a apporte. Exemple :C`est mon stylo !
Результативность опыта.
Эффективность опыта работы определяется качеством знания учащихся по французскому языку (результаты - в приложении№2).
Опыт практической работы показал, что их использование стимулирует коммуникативные способности обучающихся и дает следующие положительные результаты.
Результативность работы с 2011 года
Успехи учащихся свидетельствуют о достижении поставленной цели .
- Из 10 человек на «4» и «5» учатся 8 человек
- Высокая активность участия в мероприятиях районного и городского уровня, стабильное наличие победителей и призеров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...
Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленны...
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Концепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Определение понятия...
Кинезиологические упражнения как приемы реализации здоровьесберегающей технологии.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....