Литературное чтение. Открытый урок.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Обобщающий урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. " Земля- наш дом родной "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по литературному чтению по теме «Люби живое»
Урок-конференция «Земля - наш дом родной» 3 класс
Цель:
- Обобщить знания по теме «Люби живое»
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.
- Развивать умение выступать перед аудиторией, развивать творческие способности, речь, мышление.
- Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование:
- Название отделов (карточки)
- Бейджики для корреспондентов.
- Карточки с характеристикой зайца.
- Карточки с текстом
- Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери»
- Презентация «Земля – наш дом родной»
- Портреты писателей.
- Картина Вселенной .
Ход урока:
- Орг. момент.
Звучит мелодия. Слайд 1.
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
Указом президента Российской Федерации, в связи со 100 –им исполнением создания в Росси первого государственного природного заповедника , этот год объявлен Годом Экологии. Показать Эмблема
Ученик читает стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Мы с вами прошли по чтению большую тему. В конце каждой темы мы проводили уроки – викторины, уроки – КВНы, уроки – путешествия, И сегодня настал черёд провести урок – конференцию.
- Дорогие друзья! Сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.
- Что такое конференция?
- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
3.Открытие конференции. Слайд 2
- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».
- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?
- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»
- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваша активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.
- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел «Лесная газета» Слайд 3
В каждом отделе работают корреспонденты.
- А кто такие корреспонденты?
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест событий.
4. Выступление участников конференции.
Отдел «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Суюндуковой Гульжан . Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки)
«Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
«О глухарях» Корреспондент Отдел «Вести из леса» Бабушкина Саша
В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и получили название –глухари.
- А каким увидел зайца корреспондент?
- Кто хочет дополнить о зайце?
Дополнение.
Корреспондент отдела «Вести из леса» Егорова Оля
Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.
Работа в группах.
Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.
- Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
- Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
- Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
- Решительный – решился научится плавать
- Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Группа отвечает:
Мы считаем….
.Отел «Рыбацкий узел».
- Слово предоставляется Аликулову Каирбеку корреспонденту отдела «Рыбацкий узел»
Слайд 4
А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.
- Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?
- У бобров хатка в 2 этажа
- Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
- Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
- Едят мягкие ивовые прутья
- Любят чистоту и порядок.
А есть ли еще дополнение?
Дополнение
Егорова Оля
У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.
5.Физкультминутка.
6. Работа в группах.
Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям
« Первыми заметили пика большие……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.
(Ответ: белые чайки, щука, чайки)
Проверка: зачитывает один из группы.
- Откуда этот отрывок?
- «Мышонок Пик» В.Бианки.
- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
(показать книгу «Лесная газета»)
- Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.
- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:
Чуть не убил мальчик
Чуть не склевали чайки
Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.
Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
- Мышь является основным кормом для хищного животного – лисицы.
7. Выступление участников конференции.
Отдел «Почта»
- Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Дусановой Асель
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Слайд 6
( Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы , принести жабу – и они исчезнут)
Жалоба 2 Слово корреспонденту Поповой Кате
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно». Слайд 7
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
В. Астафьева «Капалуха», глухарка.
Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло- коричневых яйца.
- Как она проявляла свой материнский инстинкт?
- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом
- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).
- Ребята в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
Корреспондент «Вести из леса» Бабушкина Саша Слайд 8
А я хотела бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?
Работа в группах. Составить пословицы.
- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.
Отдел «Сельские новости»
Слово предоставляется ( Ахметкалеевой Даяне ) отдела «Сельские новости»
Я – корреспондент сельских новостей. Слайд 9
И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? Чем? (В рассказе Л.Дурова «Наша Жучка») . Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.
Это был Владимир Леонидович Дуров.
Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери».
Отдел «Сельские новости»
Слово предоставляется Гольдер Жене Поповой, Кате корреспондентам отдела «Сельские новости»
Мальчик:
Мотылёк, как же так? Слайд 10
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Учитель: - Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?
- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- А кто знает почему светится светлячок?
Сообщение Корреспондента «Вести из леса»
Андреева Максима СООБЩЕНИЕ О СВЯТЛИЧКЕ
Слайд 11
Светлячки - уникальные насекомые: они умеют то, что не умеет ни один другой жук - светиться в темноте.
Чем светит светлячок?
Возможность светиться светлячки получили благодаря тому, что в их теле (внизу брюшка) расположены особые светящиеся органы, состоящие, помимо всего прочего, из фотогенных клеток, а также клеток, отражающих свет. Когда светлячок дышит, то воздух по его дыхательным органам - трахеям - поступает в эти клетки, которые и начинают в ответ светиться. Ученые выяснили, что если отнять у светлячка способность дышать, то и свою необычную способность он потеряет. Интересно, что светлячок умеет не просто светиться, но и регулировать "освещение": менять силу света и даже делать его прерывистым. Между прочим, светятся не только взрослые насекомые: даже крошечные личинки обладают этим "даром".
Такие животные , как ондатра , выдра , рыболов –Скопа, жук-олень , которые встречались в наших произведениях занесены в Красную книгу Челябинской области . Они находятся на грани исчезновения.
8.Подведение итогов конференции.
- Наша конференция подходит к концу.
- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?
Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
(слова Пришвина прочитать по группам)
9. Рефлексия
Ресурсный круг
- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?
- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:
- Не рвите полевые цветы, …не разоряйте птичьих гнёзд, не шумите в лесу…..
Учащиеся читают стихи Слайд 12
Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!
В начале нашего занятия я сказала, что этот год объявлен Годом Экологии. И наша задача беречь природу и наших меньших братьев.
Конференция заканчивается песней «Просьба»
Звучит песня
Текст песни Просьба (Пахмутова Александра):
Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!
Люди-исполины,
Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!
Припев.
Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!
Дерево успеха!!!!
Пчёлки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Открытый урок "Старый дед и внучек" 2 класс
Папка содержит конспект урока, аудиозапись....
Литературное чтение, открытый урок- русская народная сказка " Рукавичка"
Русская народная сказка " Рукавичка". Цель: познакомить с русской народной сказкой. Определять главную мысль сказки....
Литературное чтение открытый урок на тему "На горке"
Литературное чтение открытый урок "На горке"...
Литературное чтение открытый урок на тему "На горке"
Литературное чтение открытый урок "На горке"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Литературное чтение Открытый урок «Прощание с «Азбукой» 1 класс
Тема: Прощание с "Азбукой" Воспитание у учащихся интереса к учёбе, чтению.В игровой форме повторить и закрепить знания по курсу литературного чтения в первом классе.Развивать активность...