Литературное чтение, открытый урок- русская народная сказка " Рукавичка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Русская народная сказка " Рукавичка". Цель: познакомить с русской народной сказкой. Определять главную мысль сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.17 МБ |
Ход урока | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтоб умным человеком стать- Учись читать, учись читать. И помни: каждый ученик Не может жить без добрых книг.
Ру-са – са – са – в лесу бегает _______ ; Со – ка-со – со – у Вовы ____________ ; Ос – вич - ос – ос – на поляне много ____ ; Ка - су – су – су – было холодно в _____ ;
Ру -са – са – са – в лесу бегает лиса ; Со – ка - со – со – у Вовы колесо; Ос – вич - ос – ос – на поляне много ос ; Ка - су – су – су – было холодно в лесу.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка По-скре-буш-ка - поскребушка По-бе-гай-чик – побегайчик
Об-ро-нил Спра-ши-ва-ет Бре-дёт Не по-вер-нуть-ся [ ца ] Под-хо-дит Ра-зор-вёт-ся [ ца ] По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ ца ] Бро-си-лись врас-сып-ну-ю
Игра «Найди нужный сюжет в сказке»
Не учись разрушать, а учись строить. Сила сломит всё, а ум – силу. Жить – Родине служить. Учение – свет, а неученье – тьма. В тесноте, да не в обиде.
Предварительный просмотр:
Тема: «Русская народная сказка «Рукавичка»
Цели:
- познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
Задачи:
- обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;
- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты:
- Учащиеся обучаются прогнозировать тему урока, ставить цели; научатся пересказывать сказку по схеме, определять последовательность событий в сказке, сравнивать народную и литературную сказки: находить общее и различное; находить способы решения поставленной проблемы , отгадывать загадки на основе ключевых слов. Работать в паре, договариваться друг с другом, проверять и оценивать чтение друг друга, работая в паре.
Оборудование:
- На доску: таблички СКАЗКИ
АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ (перевернуть) Тема : Р.Н.С. «Рукавичка»
Карточки : дед мышка(2) лягушка(2) зайка(2) лисичка(2) волк кабан медведь
Пожелание – напутствие на парты
“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг
Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение…
Чтоб умным человеком стать-
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.
- Для чего нужны уроки чтения в школе?
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
- Итак, в добрый путь! Подготовимся к чтению.
Речевая разминка (СЛАЙД 1)
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ - О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)
-Определите тему урока. (Мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»)
- Откройте учебник на с. 38. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?
- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем р-н? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)
-Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)
Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор .
(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)
Разыгрывается проблемный диалог
1 лисичка: -Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?
2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!
2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)
- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника?
- Какие цели вы ставите перед собой?
- Какую работу вы должны провести, чтобы достичь поставленных целей? (Прочитать сказку и сравнить её со сказкой «Теремок»)
-Что можно сравнить? (героев, события, чему учит сказка)
- Работа по теме урока.
а). Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
(Слайд 2)
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
(Слайд 3)
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Об-ро-нил
Спра-ши-ва-ет
Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Под-хо-дит
Ра-зор-вёт-ся [ца]
По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении этого слова)+ поработать со словарём
Физминутка для глаз
б). Первичное знакомство со сказкой.
Читает учитель.
в). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- Назовите героев.
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок).
(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)
- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.
(Работа выполняется в парах , 2 ученика выполняют на доске)
Сказка «Теремок» | Мышка Лягушка Заяц Лисичка |
Сказка «Рукавичка» | дед мышка лягушка зайка лисичка волк кабан медведь
|
- Проверим, как ребята выполнили задание.
- В чём заключалось задание? Какая была цель?
- Тебе удалось достичь поставленной цели?
-Ты справился правильно или с ошибкой?
- Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.
- Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод? (Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).
ФИЗМИНУТКА
(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» ) Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.
г). Повторное (выборочное) чтение сказки
-Задайте друг другу вопросы по тексту.
- Можно ли эту сказку назвать сказкой-цепочкой? Почему?
-Какие ещё сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)
д). Закрепление изученного.
Игра «Найди нужный сюжет в сказке»
(Слайд 4,5,6…)
(Учитель открывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике)
IV. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка»
-Предлагаю вам продолжить сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».
а). Заполнение таблицы в рабочей тетради (с.32)
1 | 2 | |
Название сказки | «Теремок» | «Рукавичка» |
Герои сказки (разные или одинаковые) | ||
События сказки (разные или одинаковые) | ||
Конец сказки (разный или одинаковый) |
б). Соотнесение пословиц со сказками.
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке «Теремок» . К сказке «Рукавичка». Объясните своё решение.
- Одинакова ли главная мысль сказок?
-Чему учит сказка «Рукавичка»?
V. Итог урока
-С какой сказкой познакомились? Одинаковые или разные были сказки?
-В чём отличие сказок?
-Почему сказки-цепочки так легко рассказывать?
VI. Рефлексия деятельности.
- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока?
- Удалось ли достичь целей?
- Каким способом решали проблему?
(работа в паре, с помощью учителя и т.д.)
-Кому вы можете рассказать эти сказки?
-Почему вы так быстро запомнили их?
-В чём отличие сказок? В чём их сходство?
VII. Оценка деятельности
- Оцените свою работу на уроке. (по памятке)
- Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Мне приятно было с вами работать. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению. 1 класс. Русская народная сказка "Рукавичка"
Урок разработан для УМК "Школа России"....
Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...
Презентация к уроку "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка "РУКАВИЧКА"
Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты:...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...
открытый урок Русская народная сказка "Рукавичка" 1 класс
1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».2. Тип урока: Открытие нового знания.3. Представление о результатах:- личностные результаты: проявление познавательных...
урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова
урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...