Конспект урока литературного чтения "Богатырская сказка про Илью Муромца"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Любина Татьяна Юрьевна

Анаиз богатырской сказки. Работа ад понятиями: былина, богатыри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.

- Высока ли высота поднебесная,

Глубока ли глубина океан – моря

Быстры – светлы реки русские

А и сильные, могучие,

Богатыри на славной Руси.

Сегодня на уроке я предлагаю объединиться в дружины, за работу вы будете получать жетончики, а в конце урока подведем итог, какая же дружина самая сильная, самая активная.

Садятся на места, настраиваются на урок.

(слайд 1 - «Гусляры»)

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

(слайд 2 – «Три богатыря»))

Сообщение темы и целей урока.

- Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем?

(«Сказочные богатыри»)

Методический прием «Корзина понятий»

 (На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", условный значок корзины с вопросом).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей?

Введение в эпоху. Живая картина.

Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких местах могли только сильные, выносливые люди. Среди них были и наши предки – славяне. Славяне  старались жить с соседями мирно: вести торговлю, не конфликтовать. Но в истории государств войны неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые русские земли. И славянам приходилось отражать многочисленные набеги врагов. Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение. Что нам понадобится?

Отвечают на вопросы

Одевают богатыря

Цель: вспомнить изученный материал, приготовить учащихся к обобщению материала.

Лук и стрелы,   колчан,  копьё,  меч,  секира, боевой  топор, палица, булава,

щит, шлем, кольчуга.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Ребята, в разделе «Сказочные богатыри» мы читали былины. Кто может дать определение, что такое былина?

(выдержка из авторского текста:

«Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами»)

- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины?  (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте)

- Кто был героем русских былин?

 (богатыри)

- Назовите, каких богатырей вы знаете.  (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…….)

А какие еще виды устного народного творчества вы знаете?

По какой же из этих дорог нам предстоит отправиться? Прочитайте название произведения. Какой вопрос у вас возник?

Отвечают на вопросы.

Заполнение кластера

Почему сказка, а не былина?

– Какое отношение имеет сказка к богатырям

Цель: повторить определение былины, исполнителей былин и героев.

(слайд 3 – определение былины и иллюстрации богатырей)

Картинка богатыря на коне, камень, дороги.

Убрать другие карточки, оставить только две(былина, сказка)

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Выполняют упражнения.

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых во время урока.

(слайд 4 – текст физкультминутки)

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать богатырскую  сказку, чтобы у вас было ещё больше знаний о подвигах русских богатырей.

Отвечают на вопросы.

Читают произведение.

Цель: Учить анализировать, рассуждать, обобщать.

(слайд 5 – тексты произведений, которые читают дети)

Фронтальная

раюбота.

– Прочитайте заглавие.

– Что мы будем читать?

– Кто такой Илья Муромец?

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец.

Чтение сказки по частям с комментариями.

После чтения 1-й части:

– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?

– Что огорчало родителей?

- Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу силушку вашу великую

Чтение 2-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?

– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни?

– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

– Какой наказ ему дали?

 Чтение 3-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять – помогать.

Работа со словарной картой

- Подбери к устаревшим словам современную “пару”

Уточняющие вопросы:

– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело?

Почему вы так думаете?

– Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?

– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?

– Как напутствовали Илью отец с матерью?

Что значит – благословить?

– На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

– Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

– Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир.

обсуждают содержание прочитанного, составляют текст – ответ.

Обсуждение в парах  и ответы на вопросы.

Словарная работа

Цель: повышение учебной и познавательной мотивации, снижение уровня тревожности.

(слайд 6 – вопросы для групп:

(слайды 7 – 11ответы для проверки

Раздать жетоны)

Обобщение и систематизация понятий.

-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье

Вернемся к главному вопросу:

- А чем отличаются былины от богатырских сказок?

Сказки: в них есть волшебные силы и персонажи,  троекратный повтор,  не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству, сказки написаны в прозе

 Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, основаны на исторических событиях; а богатырские сказки написаны в прозе

Составление кластера

(слайд 12 – доспехи и оружие)

Домашнее задание.

- Домашнее задание выберите сами – на мече, шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где  написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне.

Задание на дом:

Меч –Прочитать богатырскую «Сказку Про Илью Муромца». Подобрать и записать 3-5 пословиц о Родине, и придумать  вопросы по тексту.

Шлем – Прочитать богатырскую «Сказку Про Илью Муромца» .составить кроссворд по сказке.

Щит –Письменно ответить на вопросы:

1)Есть ли богатыри в наше время? Докажи.

2)О ком в наши дни можно сказать: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую»

Цель: дать домашнее задание, объяснить, как его выполнять. Задание носит творческий характер, нацелен на формирование умения работать с дополнительными источниками информации.

(слайд 13 – домашнее задание)

Итог урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились с новым произведением, повторили понятие «былина» нашли отличие былины  от сказки, говорили о герое былин и богатырских сказок Илье Муромце. Подведем итог. Подсчет жетонов.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Дети читают стихотворение.

Цель: подвести итог урока.

(слайд 14 – последние строки стихотворения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Сказки Андерсена. "Дикие лебеди"

Данный урок является уроком-закрепления в теме "Творчество Ганса Христиана Андерсена"...

Конспект урока литературного чтения Сказка Н. Сладкова Медведь и Солнце

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме:Сказка Н. Сладкова "Медведь и Солнце"...

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения " Сказка о царе Салтане"

Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о...

Конспект урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; совершенствование умения давать характеристику геро...

Конспект урока литературного чтения «Сказка, загадки, небылицы» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о жанрах устного народного творчества: сказках, загадках, небылицах; формирование интереса к устному народному творчеству; совершенство...

Конспект урока литературного чтения «Сказка «Петух и собака»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»; формирование представлений о русских народных сказках; формирование читательского интереса к устному наро...