Конспект урока литературного чтения "Богатырская сказка про Илью Муромца"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Анаиз богатырской сказки. Работа ад понятиями: былина, богатыри.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент | - Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам. - Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан – моря Быстры – светлы реки русские А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси. Сегодня на уроке я предлагаю объединиться в дружины, за работу вы будете получать жетончики, а в конце урока подведем итог, какая же дружина самая сильная, самая активная. | Садятся на места, настраиваются на урок. | (слайд 1 - «Гусляры») Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу. (слайд 2 – «Три богатыря»)) |
Сообщение темы и целей урока. | - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») Методический прием «Корзина понятий» (На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", условный значок корзины с вопросом). - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей? Введение в эпоху. Живая картина. Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких местах могли только сильные, выносливые люди. Среди них были и наши предки – славяне. Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю, не конфликтовать. Но в истории государств войны неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые русские земли. И славянам приходилось отражать многочисленные набеги врагов. Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение. Что нам понадобится? | Отвечают на вопросы Одевают богатыря | Цель: вспомнить изученный материал, приготовить учащихся к обобщению материала. Лук и стрелы, колчан, копьё, меч, секира, боевой топор, палица, булава, щит, шлем, кольчуга. |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | - Ребята, в разделе «Сказочные богатыри» мы читали былины. Кто может дать определение, что такое былина? (выдержка из авторского текста: «Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами») - Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте) - Кто был героем русских былин? (богатыри) - Назовите, каких богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…….) А какие еще виды устного народного творчества вы знаете? По какой же из этих дорог нам предстоит отправиться? Прочитайте название произведения. Какой вопрос у вас возник? | Отвечают на вопросы. Заполнение кластера Почему сказка, а не былина? – Какое отношение имеет сказка к богатырям | Цель: повторить определение былины, исполнителей былин и героев. (слайд 3 – определение былины и иллюстрации богатырей) Картинка богатыря на коне, камень, дороги. Убрать другие карточки, оставить только две(былина, сказка) |
Физкультминутка | Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо, и еще Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки Наклонились влево, вправо Получается на славу! | Выполняют упражнения. | Цель: обеспечить кратковременный активный отдых во время урока. (слайд 4 – текст физкультминутки) |
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. | - Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать богатырскую сказку, чтобы у вас было ещё больше знаний о подвигах русских богатырей. | Отвечают на вопросы. Читают произведение. | Цель: Учить анализировать, рассуждать, обобщать. (слайд 5 – тексты произведений, которые читают дети) |
Фронтальная раюбота. | – Прочитайте заглавие. – Что мы будем читать? – Кто такой Илья Муромец? – Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. Чтение сказки по частям с комментариями. После чтения 1-й части: – Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? – Что огорчало родителей? - Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу силушку вашу великую Чтение 2-й части. Словарная работа по ходу чтения: не прекословил – не спорил; тын – забор из брёвен или жердей; странник – человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы: – Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? – Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? – Какое чудо сотворили странники с Ильёй? – Какой наказ ему дали? Чтение 3-й части. Словарная работа по ходу чтения: обух топора – тупая сторона топора; подсоблять – помогать. Работа со словарной картой - Подбери к устаревшим словам современную “пару” Уточняющие вопросы: – Как мать с отцом узнали о силе своего сына? – Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? – Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? – Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? – Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит – благословить? – На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) – Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? – Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.) – Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. | обсуждают содержание прочитанного, составляют текст – ответ. Обсуждение в парах и ответы на вопросы. Словарная работа | Цель: повышение учебной и познавательной мотивации, снижение уровня тревожности. (слайд 6 – вопросы для групп: (слайды 7 – 11ответы для проверки Раздать жетоны) |
Обобщение и систематизация понятий. | -Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье Вернемся к главному вопросу: - А чем отличаются былины от богатырских сказок? Сказки: в них есть волшебные силы и персонажи, троекратный повтор, не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству, сказки написаны в прозе Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, основаны на исторических событиях; а богатырские сказки написаны в прозе | Составление кластера | (слайд 12 – доспехи и оружие) |
Домашнее задание. | - Домашнее задание выберите сами – на мече, шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне. Задание на дом: Меч –Прочитать богатырскую «Сказку Про Илью Муромца». Подобрать и записать 3-5 пословиц о Родине, и придумать вопросы по тексту. Шлем – Прочитать богатырскую «Сказку Про Илью Муромца» .составить кроссворд по сказке. Щит –Письменно ответить на вопросы: 1)Есть ли богатыри в наше время? Докажи. 2)О ком в наши дни можно сказать: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую» | Цель: дать домашнее задание, объяснить, как его выполнять. Задание носит творческий характер, нацелен на формирование умения работать с дополнительными источниками информации. (слайд 13 – домашнее задание) | |
Итог урока. | - Сегодня на уроке мы познакомились с новым произведением, повторили понятие «былина» нашли отличие былины от сказки, говорили о герое былин и богатырских сказок Илье Муромце. Подведем итог. Подсчет жетонов. А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! | Дети читают стихотворение. | Цель: подвести итог урока. (слайд 14 – последние строки стихотворения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Сказки Андерсена. "Дикие лебеди"
Данный урок является уроком-закрепления в теме "Творчество Ганса Христиана Андерсена"...
Конспект урока литературного чтения Сказка Н. Сладкова Медведь и Солнце
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме:Сказка Н. Сладкова "Медведь и Солнце"...
Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения " Сказка о царе Салтане"
Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о...
Конспект урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; совершенствование умения давать характеристику геро...
Конспект урока литературного чтения «Сказка, загадки, небылицы» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о жанрах устного народного творчества: сказках, загадках, небылицах; формирование интереса к устному народному творчеству; совершенство...
Конспект урока литературного чтения «Сказка «Петух и собака»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»; формирование представлений о русских народных сказках; формирование читательского интереса к устному наро...