Конспект урока литературного чтения " Сказка о царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о жизни и творчестве поэта; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;
-уметь читать правильно и выразительно вслух;
-уметь анализировать содержание текста с помощью плана.
Личностные:
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saltan_2_pechat.docx | 28.28 КБ |
pushkin_skazka_o_tsare_saltane.pptx | 662.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Этап самоопределения к деятельности Метод: Психологический настрой, организация урока. | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения. Эпиграф к уроку “Что за прелесть эти сказки! - Каким бы вы хотели видеть наш урок? | Эмоционально настраиваются на работу. (Интересным, творческим...) (Внимательность, активность, старательность...) | Л: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя Р: организация своего рабочего места под руководством учителя |
Актуализация знаний Методы: словесный, учебный диалог. | 5 мин | - Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Вопросы викторины: - Где и когда родился А.С. Пушкин? - Как звали мать поэта? Отца? - На каком языке говорили в семье Пушкина? - Кто занимался воспитанием маленького Александра? - От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. - Что узнали из этих строк? - Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки. - Сколько всего сказок написал Пушкин? | (Как Александр Сергеевич слушал сказки.) | Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; |
Постановка учебной задачи Методы: словесный, учебный диалог. | 5 мин | - Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? - Кто написал эту сказку? - Кто знает полное название сказки ? -Давайте поставим цели на урок. - Сегодня мы продолжим работу по этой сказке. | Р: отслеживание цели учебной деятельности; | |
Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог | 3 мин | — На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они? -Давайте составим план в помощь к следующему заданию. 1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4) Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове. — Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты». — С чего же начинается сказка? — Найдите вторую часть. — Найдите и прочитайте третью часть. — Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? — А каково героям в этом путешествии? — Как вы понимаете эти слова? — Как спаслись герои? Прочитайте. Физкультминутка - Изобразите волны, набегающие на берег. - Летящую царевну Лебедь - Гвидона, натягивающего лук. - Танцующую белку, поющую песенки. - Богатырей, выходящих из моря — Продолжаем работу. Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». — Где оказались мать и сын? — О чем сын подумал, выйдя на волю? — Что значит «добрый ужин»? — Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? — А какая сцена напоминает волшебную сказку? Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв. — Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове». — Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? Град - город. Колымага — большая старинная телега. Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор. — Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? — Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? - Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите. - Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками? - Что у неё общего с народными сказками?
- В чём отличие? | (Дети читают до слов «В те поры война была...».) (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.) (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».) (До слов «Мать и сын теперь на воле...».) (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.) (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...) (Значит, растет очень быстро.) (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».) (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...) (Он подумал об ужине.) (Хороший.) (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.) (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.) (Она подарила ему целый город, где он стал князем.) (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.) (Он захотел увидеть отца.) (Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.) (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; |
Рефлексия деятельности Методы и приемы: Словесный, самооценивание | 1 мин | - Какая работа для вас была самая интересная? -Какое задание оказалось самым трудным? - Чему учились на уроке? - О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке? Запишите домашнее задание: Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки. | Оценивают свою деятельность на уроке. | П: рефлексия способов и условий действий. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Дата: 9.04.2020г Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.
Школа: МАОУ «СОШ №91» Ф.И.О. студента: Карпова А. В.
Класс: 3 «В» Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: «А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»»
Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о жизни и творчестве поэта; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;
-уметь читать правильно и выразительно вслух;
-уметь анализировать содержание текста с помощью плана.
Личностные:
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Тип урока: урок «рефлексии».
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник литературного чтения 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины.
Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна.
И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы ... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы
Сказочный мир А.С.Пушкина!
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Толкование слов Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв. Град - город. Колымага — большая старинная телега. Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор.
Сказка о царе Салтане Сходства Зачин, развитие событий и концовка. Народные слова и выражения. Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне … Победа добра над злом. Живет и чудо, и реальность. Отличия Стихотворная форма. Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.
Самое интересное задание… Самая трудная работа на уроке… Я хочу узнать …
Домашнее задание: Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение "Сказка о царе Салтане..."
Конспект урока «Литературное чтение» + презентация Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ...
презентация к уроку литературного чтения "Сказка о Царе Салтане..."
материал содержит последовательные иллюстрации к сказке для составления плана...
Конспект урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; совершенствование умения давать характеристику геро...
Тест по литературному чтению "Сказка о царе Салтане"
Проверяется понимание учеником сюжета сказки....
Рабочий лист по литературному чтению "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ"
Рабочий лист по литературному чтению "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ"...
открытый урок по литературному чтению "Сказка о царе Салтане..."
Урок с ознакомлением со сказкой " Сказка о царе Салтане..."...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....