Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Корецкая Любовь Станиславовна

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx25.11 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx17.4 КБ
Файл prilozhenie_1.docx321.34 КБ
Файл prilozhenie_3.docx11.16 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учащихся по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; учить характеризовать героев сказки на основе их поступков; учить находить слова, которые рисуют образ героев  сказки

Личностные результаты:

 - воспитывать у учащихся любовь к родному языку; развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим; воспитывать чувство справедливости.

Развивающие:

-развитие коммуникативных умений: обеспечивать социальную компетентность и учет позиции одноклассников; развивать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Развитие познавательных умений: извлекать информацию из схем, иллюстраций; выявлять сущность особенности объектов; совершенствование уровня развития речи.

Развитие регулятивных умений: принимать и осознавать учебную задачу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Этапы урока

                                       Содержание этапа

Задачи этапа

Методы и формы

I

Орг. Момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Давайте наш урок начнем с пожелания добра. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Словесный

Беседа учителя

II

Речевая разминка

Посмотрите перед вами на столах лежат разноцветные листочки. Положите перед собой  синий листочек. (Приложение 1)

- Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Ответа он ждал моря у долго.

Воротился старухе к дождался не

Землянка ним перед опять :глядь

Старуха сидит его пороге на

Корыто разбитое ней перед а

Положите перед собой зеленый листок. Усложняем задачу. Читаем  строчки,  наоборот, по буквам: написанное прочитываем  справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Оглод у яром  ладж но атевто,

Ен ясладжод, к ехуратс яслиторов-

Ьдялг : ьтяпо дереп мин акнялмез

Ан егороп оге тидис ахуратс

А дереп йен еотибзар отырок

Снова усложняем задачу. Возьмите красный листочек. Первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Долго у яром ждал он атевто,

Не ясладжод к старухе яслиторов-

Глядь: ьтяпо перед мин землянка;

На егороп сидит его ахуратс,

А перед йен разбитое отырок.

Из какого произведения взяты эти слова? (Из сказки о рыбаке и рыбке)Правильно ребята! И сегодня сама рыбка пришла к нам на урок, чтобы узнать, как вы поработали со сказкой о ней.  (Заношу аквариум с золотой рыбкой)

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

III

Проверка домашнего задания  (Приложение 1)

- Вы дома работали со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, мы поиграем в «Пинг-понг», только вы будете не перебрасывать мяч, а задавать друг другу вопросы по содержанию сказки.

Практический метод-игра

Работа в парах.

IV

Постановка темы и целей урока

Молодцы, хорошо поработали с текстом сказки. А теперь внимание на экран. Рыбка отправила нам послание.  Кто изображен на экране? (Дед, Бабка, Рыбка). (Приложение 2)

- Кем они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)

- Как вы думаете, что это за послание, и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с ними.)

- Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)

- Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику главным героям сказки)

Формирование умения определять тему урока и ставить цели

Беседа.

Фронтальная форма работы

V

Основной этап урока

5.1 Разделение класса на группы

Вы абсолютно правы. А для того чтобы вам было легче работать вы разделитесь на группы.

Вы знаете,  что такое мозаика?  

У каждого из вас на столе лежит элемент мозаики. Выйдите  к доске. Соберите свою мозаику.

Ребята , у которых получилась рыбка, садятся за стол, где на рисунке изображена рыбка.

Ребята ,  у которых получился старик, садятся за стол , где на рисунке изображен старик.

Группа,  у которой получилась старуха, садится за свой стол.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что каждый член группы понимает цели и задачи, стоящие перед ним

4. Лидер группы следит за временем.

5. Работать дружно и учитывать мнения каждого.

5.2 Работа над образами героев (Прием «Фишбоун» (Приложение 1))

Перед вами на столе лежат рисунки ваших героев, а также таблички, на которых написаны черты характера каждого из них. Вам нужно выбрать те качества, которые соответствуют вашему герою. Оформить свой проект. После того как вы закончите работу, вам нужно будет ее представить. (Приложение 3)

5.3 Представление мини-проектов (Приложение 4)

Какая группа закончила работу. Кто будет представлять?

Старик.

(Мы считаем, что старик добрый, трудолюбивый, уступчивый но безвольный и  бесхарактерный. Потому что….)

Может ребята из других групп хотят, что то добавить? А вам нравится старик? Почему?

Старуха

(Мы думаем, что старуха ненасытная, жадная, злая, вспыльчивая, сварливая. Потому что…)

Дети, а вы согласны с мнением ребят?

Рыбка

(Мы решили, что рыбка добрая, щедрая, справедливая, потому что…)

Может ребята из других групп хотят что- то добавить?

Формировать умение работать в группе, умение анализировать характеры героев, устанавливать причинно следственные связи.

Групповая форма работы.

VI

Динамическая пауза

Электронная физминутка «Золотая рыбка» (Приложение 2)

Снятие напряжения мышц, вызванное неподвижным состоянием, восстановление работоспособности  

Форма работы фронтальная.

V

Ребята вы хорошо поработали. Но в сказке есть еще один важный герой? Какой, вы узнаете посмотрев на доску? (Приложение 2)

Почему море можно назвать героем сказки, оно же не сказало не одного слова?  ( Да. У моря менялось настроение.)

Давайте посмотрим на экран и увидим, как может настроение моря меняться. (Видеозапись моря в разном состоянии)

От чего менялось настроение у моря? (От просьб старика)

Мы можем сказать, что настроение моря менялось вместе с настроением рыбки? (Да можем. чем больше просил старик у рыбки, тем больше разыгрывалось море)

Давайте все вместе охарактеризуем море.  (Прием «Фишбоун» (Приложение 3))

- А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки.

5.4 Инсценировка отрывка из сказки.

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
"Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле".
Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!"

Получилось у ребят передать характеры героев?

Формировать умение  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

Форма работы фронтальная.

Прием «Фишбоун»

YII

Контроль и оценка деятельности

Заканчиваем работу.

Перед вами оценочные листы. Оцените свою работу по названным критериям.  (Приложение 4)

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

Письменный самоконтроль, форма работы - индивидуальная

IX

Рефлексия  

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:   (Приложение 2)

1.     Сегодня я узнал…2.     Было интересно…3.     Было трудно…4.     Я выполнял задания…5.     Я понял, что…6.     Теперь я могу…7.     Я почувствовал, что…8.     Я приобрел…9.     Я научился…10.    У меня получилось …11.   Я смог…12.  Я попробую…13.    Меня удивило…14.   Урок дал мне для жизни…

Выявление уровня осознания содержания пройденного.

Монолог учителя.

Фронтальная, индивидуальная форма работы.

Х

Подведение итогов

Какую цель мы сегодня ставили? У нас получилось? Вы большие молодцы! Спасибо за урок!

Подводящий диалог.

Фронтальная форма работы



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема: « А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»»

Урок спланирован и разработан в  соответствии с программой, составленной на основе  требований Федерального компонента стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений,  авторов   Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  УМК «Школа России», содержанием учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение », часть 1, в соответствии со знаниями и умениями учеников, с учётом возрастных  психологических особенностей детского коллектива и реальных возможностей учеников класса.

На изучение литературного чтения  во втором  классе отводится 4 часа в неделю, 136

Данный урок входит в раздел учебника : «Русские писатели». часов в год.  

 Место урока в теме: обобщение и закрепление.

Этапы урока.

  1. Организационный момент
  2. Речевая разминка
  3. Проверка домашнего задания
  4. Постановка темы и целей урока
  5. Основной этап урока
  1. Деление класса на  группы.
  2. Работа над образами героев сказки
  1. Физминутка

  1. Представление мини-проектов
  2. Инсценировка отрывка из сказки
  1. Контроль и оценка деятельности
  2. Рефлексия
  3. Подведение итогов урока

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; парная; групповая; самостоятельная.

Средства обучения: мультимедиапроектор,  учебники, презентация к уроку, наглядный и раздаточный материал.

Для достижения целей и задач в уроке будут использованы такие методы обучения:

  •     Системно-деятельностный (дети сами определяли объект своей деятельности, способ решения, деятельность на уроке строилась «от детей»);
  • Практический: работа в группах, решение практической задачи;
  • Объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, наглядность);
  • Репродуктивный: повторение изученных сведений;
  • Частично-поисковый

Урок спланирован согласно дидактическим принципам  системно-деятельностного подхода.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

II. Речевая разминка

Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших  навыком правильного и беглого чтения.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

III. Проверка домашнего задания

Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу. Дети проверяли домашнее задание в парах в форме игры «Пинг-понг» поочередно задавая друг другу вопросы по содержанию текста.

V. Основной этап урока 5.1 Работа над образами героев сказки

               Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Слово «Фишбон» дословно переводится как  «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

            В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально . (Изображение «рыбного» скелета я видоизменила в связи с темой урока и возрастом учащихся)

http://www.playcast.ru/uploads/2016/08/16/19603969.pngG:\ocean-waves-clipart-clipart-panda-free-clipart-images-gb4pnF-clipart.jpgG:\ocean-waves-clipart-clipart-panda-free-clipart-images-gb4pnF-clipart.jpg

G:\ocean-waves-clipart-clipart-panda-free-clipart-images-gb4pnF-clipart.jpgG:\ocean-waves-clipart-clipart-panda-free-clipart-images-gb4pnF-clipart.jpg

  В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.      «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

 Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

 Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

 Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

Согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...

План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).

Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...