технологическая карта урока " Каша из топора"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель: Сформировать представление о бытовых сказках.
Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.
2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.
3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_kasha_iz_topora.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Минеральные Воды
Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе
Тип урока: комбинированный
Учитель Хомутова Надежда Андреевна – молодой специалист
Победитель школьного этапа конкурса « Учитель года России 2018» в номинации « Педагогический дебют»
В рамках школьного этапа конкурса урок был дан 27.октября 2017г. во «2 В» классе.
Тема: Русская народная сказка «Каша из топора».
Цель: Сформировать представление о бытовых сказках.
Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.
2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.
3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.
Тип урока : комбинированный урок
Технология . Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.
Методы и приемы. Проблемный , диалоговый , опорных знаков, словесные, наглядные, работа с текстом.
Ход урока.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Орг.момент | 2 мин. | Жили-были В сказках, как в жизни, -Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались , чтобы новое узнать и себя показать. | Дети заходят в класс и рассаживаются по местам. |
2. Проверка домашнего задания | 3 мин. | Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним. Ребята, оцените работы друг друга. -Какие работы вам понравились и почему? | Дети читают отрывки и показывают свои рисунки. Дети анализируют и оценивают друг друга. |
3. Речевая разминка. | 2 мин. | - Прочитайте текст на доске и определите его жанр. Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. -Отгадайте её. -Научитесь читать её скороговоркой. -Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке? | - Это загадка. - Это топор. Дети читают. - Это была сказка. |
4.Создание проблемной ситуации | 1-2 мин | Какие вы знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке? Давайте вспомним какие сказки по жанру бывают. А потом определим жанр новой сказки? | |
5. Введение в тему. | 4 мин. | - Сегодня мы на нашем уроке продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения. - А что вы знаете о сказках? - На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок -К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика? А сейчас поработаем со словарем. - Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка» - Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались? - По предложенным картинкам определите, как называется сказка. - Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора? - В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы , поработав в группах, объяснить значение этих слов. Служивый Побывка Вдоволь Варево Чулан Сдобрить Котел Коли Этакую Сметка - Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их. - Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно. | - Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение. - Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки. Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка» - Это был топор. «Каша из топора» - Это не реально, но в сказках такое возможно. Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам. Служивый – солдат, военнослужащий. Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время. Вдоволь - достаточно. Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка. Чулан – помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса. Котел – большой металлический сосуд для варки пищи. Коли – если бы. Этакую – такую. Сметка – смекалка. Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками. |
6. Первичное чтение текста | 3 мин. | -Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать, - А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке? - Физкультминутка. Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях. Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку. | Ребята слушают и отвечают на вопрос. Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…» |
7.Вторичное чтение текста | 4 мин. | - Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята , где происходили события этой сказки? - Кто является главным героем сказки? -Вы без труда дадите правильные ответы , если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения. | Ребята читают сказку жужжащим чтением. |
8. Первичная ступень анализа сказки. | 2 мин. | Хорошо мы пожужжали и ,конечно, всё узнали. - Где происходили события сказки? - А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке. | -Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе. - Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат. |
9. Вторичная ступень анализа сказки. | 5мин. | -Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста. -Почему он постучался именно в эту избу? -Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога? - Как обратился он к старухе? -С какой интонацией надо это прочитать?( Прочитайте) - Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте) - Как вы понимаете слово сирота? - Что придумал солдат? - Как он это сделал? -Какой был солдат, что вы можете про него сказать? - Какой была старуха, что вы можете про неё сказать? - А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата. | -Шёл солдат на побывку.( Выборочное чтение.) -Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден. - А нет ли у тебя ,хозяюшка, перекусить чего? -Он назвал её хозяюшкой. -С уважением ,почитанием. - У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. - Человека, который живёт один и никто ему не помогает , называют сиротой. - Он решил сам сварить кашу. -Он видел ,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора. -Он внимательный, сообразительный. -Она жадная, скупая. Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке) |
10.Обобщение. Анализ произведения. | 3 мин. | - Подведите итог: назовите основные черты характера героев. - Кто вам больше нравится и почему? -Как вы относитесь к старухе, к солдату? - Что бы вы посоветовали героям сказки? - Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей. - А сейчас прочитайте пословицу. Как понимаете слово «сметка»? Как вы ее понимаете? Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность. | -Мне нравиться неунывающий солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека. Старуха мне не нравиться. Она жадная , умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь. - Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку , а завтра помогут тебе. Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными. Дают свои ответы. Сметка дороже богатства. Сметка – это смекалка. Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации. |
11. Вырази- тельное чтение | 10 мин. | - А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией , жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 ( на слайд) . Каким способом удобно читать сказку? Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора. - Сколько человек для этого нужно? - С какой интонацией читает каждый герой сказки? Аналогично ведётся работа по странице 45. | - Чтение по ролям. - Три . Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата. - Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки. - Слова солдата приветливо , с просьбой? - Слова старухи спокойно, без эмоции. - Дети читают, затем анализируют чтение. |
12. Рефлексия Домашнее задание. | 2 мин. | Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему? - Чему учились на уроке? - Чему научились? - Что у вас получились? А что нет? - С какой сказкой познакомились? – К какому виду сказок она относится? – Что вы узнали о бытовой сказке? - А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку. Дома чтение по ролям. Стр.44-46. -Спасибо вам за работу и помощь на уроке. | Ответы детей. Мы познакомились со сказкой «Каша из топора» - Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка Ребята показывают карточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС "Про хлеб и кашу,про чай и кофе" УМК "Перспектива"
Рассказать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов....
Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".
В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора" УМК "Планета знаний"
Цели урока:1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;2. Отрабатывать навыки выразительного чтения...
презентация к уроку " Каша из топора"
презентация к уроку " Каша из топора"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...