технологическая карта урока " Каша из топора"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Хомутова Надежда Андреевна

Цель:   Сформировать представление о бытовых сказках.

 Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

                   2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной  компетентности.

                   3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_kasha_iz_topora.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Минеральные Воды

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе

Тип урока: комбинированный

Учитель Хомутова Надежда Андреевна – молодой специалист

Победитель школьного этапа конкурса « Учитель года  России 2018» в номинации « Педагогический дебют»

       

                                                           В рамках школьного этапа  конкурса урок был дан 27.октября 2017г. во «2 В» классе.

Тема: Русская народная сказка «Каша из топора».                                                       

Цель:   Сформировать представление о бытовых сказках.

 Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

                   2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной  компетентности.

                   3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Тип урока : комбинированный урок 

Технология . Личностно – ориентированного  обучения, направленного на культурологический подход.

Методы и приемы. Проблемный , диалоговый , опорных знаков, словесные, наглядные, работа с текстом.

                                                         Ход урока.

Этап урока

Время

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Орг.момент

2 мин.

Жили-были
Старик и старуха…
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

 -Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались , чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс  и рассаживаются по местам.

 2. Проверка домашнего задания

3 мин.

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Ребята, оцените работы друг друга.

-Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

2 мин.

 - Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет  домой – растянется.

-Отгадайте её.

-Научитесь читать её скороговоркой.

 -Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

- Это загадка.

- Это топор.

 Дети читают.

- Это была сказка.

4.Создание проблемной ситуации

1-2 мин

Какие вы знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке? Давайте вспомним какие сказки по жанру бывают. А потом определим жанр новой сказки?

5. Введение в тему.

4 мин.

- Сегодня мы на нашем уроке продолжим знакомиться  с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

 - А что вы знаете о сказках?

- На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

-К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

А сейчас поработаем со словарем.

- Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

- Давайте вспомним, с каким  бытовым, деревенским предметом  вы уже сегодня встречались?  

- По предложенным картинкам определите, как называется сказка. 

-  Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы , поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь 

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

 - Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

- Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной,  покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

- Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные.

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

- Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение  понятия «бытовая сказка»

- Это был топор.

«Каша из топора»

- Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а  за тем каждая группа дает пояснение  по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь  - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.  

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

6. Первичное чтение текста

3 мин.

   -Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

- А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

- Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

7.Вторичное чтение текста

4 мин.

- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята , где происходили события этой сказки?

 - Кто является главным героем сказки?

 -Вы без труда дадите правильные ответы , если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

 Ребята читают сказку жужжащим чтением.

8. Первичная ступень анализа сказки.

2 мин.

 Хорошо мы пожужжали и ,конечно, всё узнали.

 - Где происходили события сказки?

 - А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу  последовательность действий и событий в сказке.

-Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе.

- Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

9. Вторичная ступень анализа сказки.

5мин.

-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

-Почему он постучался именно в эту избу?

-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

- Как обратился он к старухе?

-С какой  интонацией надо это прочитать?( Прочитайте)

- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте)

- Как вы понимаете слово сирота?

- Что придумал солдат?

 - Как он это сделал?

-Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

- А сейчас поработав в парах,  определите черты характера старухи и черты характера  солдата.

 -Шёл солдат на побывку.(  Выборочное чтение.)

-Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

- А нет ли у тебя ,хозяюшка, перекусить чего?

-Он назвал её хозяюшкой.

-С уважением ,почитанием.

- У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-  Человека, который живёт один  и никто ему не помогает , называют сиротой.

- Он решил сам сварить кашу.

-Он видел ,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

-Он внимательный, сообразительный.

-Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке)

10.Обобщение. Анализ произведения.

3 мин.

- Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

- Кто вам больше нравится и почему?

-Как вы относитесь к старухе, к солдату?

- Что бы вы посоветовали героям сказки?

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей.

- А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность.

-Мне нравиться  неунывающий солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он  не обижает человека.

 Старуха мне не нравиться. Она жадная , умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

- Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку , а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Сметка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

11. Вырази-

тельное чтение

10 мин.

- А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией , жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 ( на слайд) . Каким  способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами  текст каждого героя и автора.

 - Сколько человек для этого нужно?

- С какой интонацией читает каждый герой  сказки?

 Аналогично ведётся работа по странице 45.

- Чтение по ролям.

 - Три . Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата.

 - Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки.

- Слова солдата приветливо , с просьбой?

- Слова старухи спокойно, без эмоции.

- Дети читают, затем анализируют чтение.

12. Рефлексия

Домашнее задание.

2 мин.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

- Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Что у вас получились? А что нет?

- С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

- А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома  чтение по ролям. Стр.44-46.

-Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

- Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Про хлеб и кашу,про чай и кофе" УМК "Перспектива"

Рассказать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов....

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора" УМК "Планета знаний"

Цели урока:1.     Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;2.     Отрабатывать навыки выразительного чтения...

презентация к уроку " Каша из топора"

презентация к уроку " Каша из топора"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...