Конспект урока по литературному слушанию в 1 классе « Произведения о детях. Е.Ильина « Шум и шумок».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
урок по литературному слушанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uro_k_politeraturnomu_slushaniyu_e._ilina_shum_i_shumok.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 23
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ.
Е. ИЛЬИНА «ШУМ И ШУМОК»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в группах.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Игра «Скороговорка».
Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише...», – слышно мне.
II. Работа с книгами о детях.
− Рассмотрите модели обложек. Определите тему и жанр каждой «книги». (Рассказы о детях, стихи о детях, сказки о детях.)
Вариант 1.
− Кто принес книги, соответствующие первой (второй, третьей) модели? Расскажите о своей книге по плану: фамилия автора; заголовок; жанр; тема.
Вариант 2.
Учитель может предложить для работы книги с выставки, подготовленной им самим. Например, стихи о детях: Барто «В школу»; Аким «Мой верный чиж»; Благинина «Тюлюлюй»; рассказы о детях: Баруздин «Человеки»; Пермяк «Пичугин мост»; Носов «Фантазёры»; Пантелеев «Буква „ты”»; Железников «История с азбукой»; сказки о детях: русские народные сказки «Привередница», «Гуси-лебеди»; Шарль Перро «Красная Шапочка» и др.)
− Рассмотрите книги на выставке. Прочитайте заголовок и фамилию автора. Определите, какие книги соответствуют первой (второй, третьей) модели. Объясните свой ответ.
III. Работа по теме урока.
1. Вступительная беседа.
− Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума моря; шума леса; шума детских криков, голосов.)
− Что вы услышали и представили? Какой шум не понравился? Почему? Где можно услышать этот шум? (На улице, в магазине, в школе.)
− Откройте учебник. Рассмотрите картинки и скажите, о чем пойдет речь в произведении? Как оно называется? Кто автор произведения?
Слово об авторе (информация для учителя).
Елена Ильина (настоящее имя − Лия Яковлевна Прейс, урождённая Маршак; 1901−1964) − русская советская писательница.
Сестра С. Я. Маршака. Окончила Ленинградский институт истории искусства. Печаталась с 1925 года. Автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Четвёртая высота» (о подвиге Гули Королёвой, 1945), «Это моя школа» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник» (1964). Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста. Занималась переводом иностранной литературы на русский язык.
2. Слушание произведения, беседа после чтения.
Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай*».
− Какое чувство вызвало это произведение? Как вы думаете, почему автор так его назвала? Каким представляете Шум в рассказе? Как на Шум подействовало слово «тихо»? Хотите узнать, куда спрятался Шумок? Читаем дальше.
3. Работа с учебником. (Самостоятельная работа.)
− Прочитайте предложения в учебнике. Выполните задания на карточках.
Карточка 1.
– С помощью стрелок укажите, где какой шум живет.
Морской шум | в лесной чаще |
Зеленый шум | в городе |
Шум улицы | у берегов |
Шум ветра | в городе |
Шум голосов | в поле |
Карточка 2.
– Подберите подходящие слова и запишите их.
Например: Шум моря (какой?) тихий, приятный, нежный, ласковый.
Шум листьев (какой?) ________________________________
Шум улицы (какой?) _________________________________
Шум ветра (какой?) __________________________________
Проверка выполненной работы.
4. Повторное чтение текста.
− О каком Шуме идет речь в тексте? Какие слова использует автор, называя его?
На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.
− Как вы думаете, почему названия разные? От чего это зависит? Кто помогает рождению Шума? Чего боится Шум? Когда он снова появляется? Почему?
− Как вы понимаете предложение: «Тут Шумок под шумок подобрался к ребятам»?
5. Работа по тетради.
Слайд: «Где много шуму, там мало толку».
− Прочитайте, подчеркните пословицу. Объясните её.
− Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок? Как от него избавиться?
6. Моделирование обложки.
Слайд: три модели жанров.
− Определите, какая модель обложки подходит к нашему произведению. Почему третья модель? Каким цветом раскрасим прямоугольник? (Рассказ о детях, поэтому прямоугольник − жёлтый.)
IV. Итог урока.
− С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»? Можно ли сказать, что этот рассказ о вас? Чему учит рассказанная автором история? (Где много шуму, там мало толку.)
Игровой момент.
Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Угомон».
УГОМОН
(отрывок)
Что случилось нынче в школе:
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся третий класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша,
Он сказал: «Ребята, тише!»
«Тише!» – крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
«Тише! Тише!» – закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
«Тише! Тише! Тишина!» –
Крикнул Вася из окна.
«Замолчите!» – на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился УГОМОН.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
«Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам».
С. Маршак
Для самостоятельной работы (по желанию учащихся): придумать свою историю с героями Шум, Шумок и Угомон; найти и принести в класс книги о детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"
Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...
план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)
План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Литературное чтение 3 классТема «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...
Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»
Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа XXI века»Цель: создать условия для знакомства детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...
Урок - визуализация по литературному чтению по теме "Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»
Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...