Конспект урока по литературному слушанию в 1 классе « Произведения о детях. Е.Ильина « Шум и шумок».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Горюнова Виктория Викторовна

урок по литературному слушанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uro_k_politeraturnomu_slushaniyu_e._ilina_shum_i_shumok.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 23
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ДЕТЯХ.
Е. ИЛЬИНА «ШУМ И ШУМОК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в группах.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Игра «Скороговорка».

Шелест шелестит листвой.

Шепот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише...», – слышно мне.

II. Работа с книгами о детях.

− Рассмотрите модели обложек. Определите тему и жанр каждой «книги». (Рассказы о детях, стихи о детях, сказки о детях.)

Вариант 1.

− Кто принес книги, соответствующие первой (второй, третьей) модели? Расскажите о своей книге по плану: фамилия автора; заголовок; жанр; тема.

Вариант 2.

Учитель может предложить для работы книги с выставки, подготовленной им самим. Например, стихи о детях: Барто «В школу»; Аким «Мой верный чиж»; Благинина «Тюлюлюй»; рассказы о детях: Баруздин «Человеки»; Пермяк «Пичугин мост»; Носов «Фантазёры»; Пантелеев «Буква „ты”»; Железников «История с азбукой»; сказки о детях: русские народные сказки «Привередница», «Гуси-лебеди»; Шарль Перро «Красная Шапочка» и др.)

− Рассмотрите книги на выставке. Прочитайте заголовок и фамилию автора. Определите, какие книги соответствуют первой (второй, третьей) модели. Объясните свой ответ.

III. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

− Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума моря; шума леса; шума детских криков, голосов.)

− Что вы услышали и представили? Какой шум не понравился? Почему? Где можно услышать этот шум? (На улице, в магазине, в школе.)

− Откройте учебник. Рассмотрите картинки и скажите, о чем пойдет речь в произведении? Как оно называется? Кто автор произведения?

Слово об авторе (информация для учителя).

Елена Ильина (настоящее имя − Лия Яковлевна Прейс, урождённая Маршак; 1901−1964) − русская советская писательница.

Сестра С. Я. Маршака. Окончила Ленинградский институт истории искусства. Печаталась с 1925 года. Автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Четвёртая высота» (о подвиге Гули Королёвой, 1945), «Это моя школа» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник» (1964). Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста. Занималась переводом иностранной литературы на русский язык.

2. Слушание произведения, беседа после чтения.

Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай*».

− Какое чувство вызвало это произведение? Как вы думаете, почему автор так его назвала? Каким представляете Шум в рассказе? Как на Шум подействовало слово «тихо»? Хотите узнать, куда спрятался Шумок? Читаем дальше.

3. Работа с учебником. (Самостоятельная работа.)

− Прочитайте предложения в учебнике. Выполните задания на карточках.

Карточка 1.

– С помощью стрелок укажите, где какой шум живет.

Морской шум

в лесной чаще

Зеленый шум

 в городе

Шум улицы

у берегов

Шум ветра

в городе

Шум голосов

в поле

Карточка 2.

– Подберите подходящие слова и запишите их.

Например: Шум моря (какой?) тихий, приятный, нежный, ласковый.

Шум листьев (какой?) ________________________________

Шум улицы (какой?) _________________________________

Шум ветра (какой?) __________________________________

Проверка выполненной работы.

4. Повторное чтение текста.

− О каком Шуме идет речь в тексте? Какие слова использует автор, называя его?

На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.

− Как вы думаете, почему названия разные? От чего это зависит? Кто помогает рождению Шума? Чего боится Шум? Когда он снова появляется? Почему?

− Как вы понимаете предложение: «Тут Шумок под шумок подобрался к ребятам»?

5. Работа по тетради.

Слайд: «Где много шуму, там мало толку».

− Прочитайте, подчеркните пословицу. Объясните её.

− Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок? Как от него избавиться?

6. Моделирование обложки.

Слайд: три модели жанров.

− Определите, какая модель обложки подходит к нашему произведению. Почему третья модель? Каким цветом раскрасим  прямоугольник?  (Рассказ о детях, поэтому прямоугольник − жёлтый.)

IV. Итог урока.

− С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»? Можно ли сказать, что этот рассказ о вас?  Чему учит рассказанная автором история?  (Где много шуму, там мало толку.)

Игровой момент.

Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Угомон».

УГОМОН

(отрывок)

Что случилось нынче в школе:

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся третий класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша,

Он сказал: «Ребята, тише!»

«Тише!» – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

«Тише! Тише!» – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

«Тише! Тише! Тишина!» –

Крикнул Вася из окна.

«Замолчите!» – на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут  учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился  УГОМОН.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

«Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам».

           С. Маршак

Для самостоятельной работы (по желанию учащихся): придумать свою историю с героями Шум, Шумок и Угомон; найти и принести в класс книги о детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)

План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"

Литературное чтение 3 классТема  «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Урок - визуализация по литературному чтению по теме "Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...