Урок - визуализация по литературному чтению по теме "Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_shum_i_shumok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе.
Педагог: Самойлова А.Н.
Тема урока: Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия, познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения).
Оборудование:
Компьютер, музыкальная презентация, карточки для индивидуальной работы, модели обложек.
Ход урока.
- Игра «Скороговорка»
- Сегодня на уроке мы не раз услышим часто повторяющийся звук. Встречается он и в скороговорке, которую будем произносить, чётко проговаривая слова. Какой это звук, сейчас узнаем.
Шелест шелестит листвой.
Шёпот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише…», - слышно мне.
- Какой звук слышался чаще других?
- Охарактеризуйте звук (согласный, глухой, твёрдый).
- Работа с моделями обложек
Работа в парах.
- На партах модели обложек. Рассмотрите их. Определите тему и жанр.
(рассказ, сказка, стихотворение о детях)
Раскрываю модели обложек на доске.
рассказ сказка стихотворение
- Ранее на уроках литературного чтения вы прочитали много разных произведений. Вспомните их. Можно воспользоваться учебником. И к каждой модели обложки подберите по одному произведению.
Расскажите о нём по плану:
Фамилия автора,
заголовок,
жанр,
тема.
Объясните свой ответ.
В. Железников «История с азбукой», рассказ о детях.
Леонид Пантелеев «Буква «ты», рассказ о детях.
- Чем характерен жанр рассказа?
В рассказе описана реальная история.
Шарль Перро «Красная шапочка», сказка о девочке.
- Сравните жанры рассказа и сказки. В чём их отличие?
В сказке много вымысла, животные разговаривают, нереальные события.
Агния Барто «В школу», стихотворение о мальчике.
Елена Благинина «Тюлюлюй», стихотворение о мальчике.
- Сравните жанры рассказ и стихотворение. Чем они похожи?
- Молодцы. Справились с заданием.
- Работа по теме урока
1.Вступительная беседа.
- Теперь предлагаю немного расслабиться, закрыть глаза и прислушаться к звукам.
Звучит запись шума моря, шума леса, шума детских криков, голосов)
- Что вы услышали и что представили?
- Какой шум не понравился? Почему?
- Где можно услышать этот шум? (на улице, в магазине, в школе)
- Откройте учебник. Рассмотрите картинки и скажите:
- О чём пойдёт речь в произведении?
- Как оно называется?
- Кто автор произведения?
2.Слушание произведения, беседа после чтения.
Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай».
- Какое чувство вызвало это произведение?
- Как вы думаете, почему автор так его назвала?
- Каким представлен Шум в рассказе?
- Как на Шум подействовало слово «тихо»?
- Хотите узнать, куда спрятался Шумок?
Читаем дальше.
Далее читают хорошо читающие ученики.
- Куда же спрятался Шумок? Найдём ответ в тексте.
Музыкальная физминутка.
3.Чтение текста с остановками хорошо читающими учениками.
Чтение отрывка 1.
- О каком Шуме идёт речь в тексте?
- Какие слова использует автор, называя его?
На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.
- Как вы думаете, почему названия разные?
- От чего это зависит?
Чтение отрывка 2.
- Кто помогает рождению Шума?
Чтение отрывка 3.
- Чего боится Шум?
Чтение отрывка 4.
- Когда он появляется снова? Почему?
4.Работа в тетради (стр. 15, задание 3).
- Прочитайте, подчеркните пословицу. Объясните её.
- Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок?
- Как от него избавиться?
- Закрыли тетрадь. Положили на край парты.
5.Моделирование обложки.
- Перед вами на партах находятся карточки с тремя моделями жанров.
- Определите, какая модель обложки подходит к произведению.
- Почему третья модель?
На доску вывешивается модель обложки.
- Каким цветом раскрасим прямоугольник? (Рассказ о детях, поэтому прямоугольник – жёлтый)
- Раскрасим его.
- На модели обложки есть 2 знака вопроса. Что напишем на месте верхнего прямоугольника? (фамилию автора)
- Что должны указать в нижнем прямоугольнике? (название произведения)
6.Работа с учебником. (Самостоятельная работа) ЗАПАСНОЕ
- Прочитайте предложения в учебнике самостоятельно.
- На партах перед каждым находятся карточки. Напишите свою фамилию и выполните задания.
- С помощью стрелок укажите, где какой шум живёт.
Морской шум в лесной чаще
Зелёный шум в городе
Шум улицы у берегов
Шум ветра в городе
Шум голосов в поле
- Выполните взаимопроверку.
- Итог урока
- Какой звук на уроке звучал чаще других?
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор?
- Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»?
- Можно ли сказать, что этот рассказ о вас?
- Помогает шум в учёбе?
- Чему учит рассказанная автором история? (Где много шуму, там мало толку).
- Домашнее задание
По желанию учащихся придумать свою историю с героями Шум, Шумок и Угомон; найти и принести в класс книги о детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»
Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Урок- проект по литературному чтению для 4 класса "За что любят дети сказки А.С. Пушкина"
конспект урока и приложение творческих работ ....
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Познакомить детей с данным произведением, обеспечить осмысление, восприятие и запоминание материала....
Конспект урока по литературному слушанию в 1 классе « Произведения о детях. Е.Ильина « Шум и шумок».
урок по литературному слушанию...
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.
Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...