Урок - визуализация по литературному чтению по теме "Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_shum_i_shumok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Педагог: Самойлова А.Н.   

Тема урока: Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.

   Планируемые результаты (УУД):

личностные:  осознают значимость чтения;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия, познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные:  научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения).

Оборудование:

Компьютер, музыкальная презентация, карточки для индивидуальной работы, модели обложек.

 

Ход урока.

  1. Игра «Скороговорка»

- Сегодня на уроке мы не раз услышим часто повторяющийся звук. Встречается он и в скороговорке, которую будем произносить, чётко проговаривая слова. Какой это звук, сейчас узнаем.

Шелест шелестит листвой.

Шёпот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише…», - слышно мне.

- Какой звук слышался чаще других?

- Охарактеризуйте звук (согласный, глухой, твёрдый).

  1. Работа с моделями обложек

Работа в парах.

- На партах модели обложек. Рассмотрите их. Определите тему и жанр.

(рассказ, сказка, стихотворение о детях)

Раскрываю модели обложек на доске.

                                                 

 

     

рассказ                                   сказка                       стихотворение

- Ранее на уроках литературного чтения вы прочитали много разных произведений. Вспомните их. Можно воспользоваться учебником. И к каждой модели обложки подберите по одному произведению.

Расскажите о нём по плану:

Фамилия автора,

заголовок,

жанр,

тема.

Объясните свой ответ.

              В. Железников «История с азбукой», рассказ о детях.

              Леонид Пантелеев «Буква «ты», рассказ о детях.

- Чем характерен жанр рассказа?

В рассказе описана реальная история.

              Шарль Перро «Красная шапочка», сказка о девочке.

              - Сравните жанры рассказа и сказки. В чём их отличие?

              В сказке много вымысла, животные разговаривают, нереальные события.

              Агния Барто «В школу», стихотворение о мальчике.

              Елена Благинина «Тюлюлюй», стихотворение о мальчике.

              - Сравните жанры рассказ и стихотворение. Чем они похожи?

- Молодцы. Справились с заданием.

  1. Работа по теме урока

1.Вступительная беседа.

- Теперь предлагаю немного расслабиться, закрыть глаза и прислушаться к звукам.

Звучит запись шума моря, шума леса, шума детских криков, голосов)

- Что вы услышали и что представили?

- Какой шум не понравился? Почему?

- Где можно услышать этот шум? (на улице, в магазине, в школе)

- Откройте учебник. Рассмотрите картинки и скажите:

- О чём пойдёт речь в произведении?

- Как оно называется?

- Кто автор произведения?

2.Слушание произведения, беседа после чтения.

Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай».

- Какое чувство вызвало это произведение?

- Как вы думаете, почему автор так его назвала?

- Каким представлен Шум в рассказе?

- Как на Шум подействовало слово «тихо»?

- Хотите узнать, куда спрятался Шумок?

Читаем дальше.

Далее читают хорошо читающие ученики.

- Куда же спрятался Шумок? Найдём ответ в тексте.

Музыкальная физминутка.

3.Чтение  текста с остановками хорошо читающими учениками.

Чтение отрывка 1.

- О каком Шуме идёт речь в тексте?

- Какие слова использует автор, называя его?

На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.

- Как вы думаете, почему названия разные?

- От чего это зависит?

Чтение отрывка 2.

- Кто помогает рождению Шума?

Чтение отрывка 3.

- Чего боится Шум?

Чтение отрывка 4.

- Когда он появляется снова? Почему?

4.Работа в тетради (стр. 15, задание 3).

- Прочитайте, подчеркните пословицу. Объясните её.

- Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок?

- Как от него избавиться?

- Закрыли тетрадь. Положили на край парты.

5.Моделирование обложки.

- Перед вами на партах находятся карточки с тремя моделями жанров.

- Определите, какая модель обложки подходит к произведению.

- Почему третья модель?

На доску вывешивается модель обложки.

- Каким цветом раскрасим прямоугольник? (Рассказ о детях, поэтому прямоугольник – жёлтый)

- Раскрасим его.

- На модели обложки есть 2 знака вопроса. Что напишем на месте верхнего прямоугольника? (фамилию автора)

- Что должны указать в нижнем прямоугольнике? (название произведения)

6.Работа с учебником. (Самостоятельная работа) ЗАПАСНОЕ

- Прочитайте предложения в учебнике самостоятельно.

- На партах перед каждым находятся карточки. Напишите свою фамилию и выполните задания.

- С помощью стрелок укажите, где какой шум живёт.

Морской шум                                в лесной чаще

Зелёный шум                                в городе

Шум улицы                                  у берегов

Шум ветра                                 в городе

Шум голосов                              в поле

- Выполните взаимопроверку.

  1. Итог урока

- Какой звук на уроке звучал чаще других?

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»?

- Можно ли сказать, что этот рассказ о вас?

- Помогает шум в учёбе?

- Чему учит рассказанная автором история? (Где много шуму, там мало толку).

  1. Домашнее задание

По желанию учащихся придумать свою историю с героями Шум, Шумок и Угомон; найти и принести в класс книги о детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Познакомить детей с данным произведением, обеспечить осмысление, восприятие и запоминание материала....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...