Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока на тему
Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа XXI века»
Цель: создать условия для знакомства детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки [л, л].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения | 1.66 МБ |
урок математики | 19.04 КБ |
урок русского языка с учетом гендерных особенностей | 20.25 КБ |
урок математики по теме Число 0 | 18.91 КБ |
урок окружающего мира | 27.66 КБ |
урок русского языка речевой этикет | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал из опыта работы методическая разработка урока
по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму
Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс
по программе «Начальная школа XXI века»
подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 г. Строитель» Шахматенко Ж. Г.
Тема: Учимся уму-разуму
Е. Ильина
«Шум и шумок»
Знакомство с буквой Л (л).
Цель: создать условия для знакомства детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки [л, л].
Задачи:
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7. Формируем умение находить ответы на вопросы .
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других;
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
4. Формируем умение работать в парах, в группах.
Регулятивные УУД
1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД
1. Формируем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование : презентация, учебник «Букварь» (Журова Л. Е., Евдокимова А. О),. Звуковые схемы слов «луна», «лиса», фишки – звуки
Ход урока.
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Прoверьте, все ли готoвo к началу урока ?
Садитесь.
- Прикoснитесь ладошками друг к другу.
- Поддержим друг друга перед предстoящей
работой.
-Улыбнитесь друг другу, чтoбы наш класс напoлнился cветом, улыбками.
- Что подарили своему соседу?
- Опустите ладошки.
2.Подготовка к введению нового материала.
а) Фонетическая зарядка.
- Как поют песенку без слов?
- Какой звук услышали?
- б) Чистоговорка
- – Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.
- Ло-ло-ло – на улице тепло.
- Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
- Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
- Оль-оль-оль – мы купили соль.
- в) Игра « Кто больше?»
- – Послушайте правила игры.
- Класс делится на 2 команды.
- –Ваша задача: назвать слоoва, обозначающие предметы со звуками [л], [л’], которые находятся в нашем классе. Чья команда назовёт больше слов со звуками [л], [л’] – та и победит. Победителями стала – команда.
- – Молодцы, много слов назвали. (Лампа, люстра, листок, мел, стул, стол, стёкла…)
На местах встанут те ребята, у кого в имени, фамилии встречаются звуки [л], [л’]. Остальные ребята сидят на своих местах.
оценивание команд ( смайлик)
3.Сообщение темы урока
- откройте учебник
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
- Что поможет? (оглавление)
- Тема нашего урока знакомство с новыми звуками [ л, л.]
- Сформулируйте цели урока?
Определим этапы урока?
( у доски восстанавливают цепочку условных знаков)
4. Зарядка для глаз.( смена поз)
Работа с картинами природы ( картины развешаны по классу )
- Посмотрите на картины
- Найдите глазами картину посмотрев на которую мы окажемся в лесу.
- Для чего ходят в лес?
- Но мы отправимся туда за звуками и буквами.
- Для этого возьмем две корзины : 1- для букв, 2- невидимая для звуков.
- Почему не видимая
5. Работа со звуками Презентация
1-слайд
- Я что – то нашла.
Белые горошки
на зеленой ножке.
Ландыш – лечебный дикорастущий цветок.
Из него изготавливают ландышевые капли для людей которые болеют сердечными заболеваниями.
Поэтому его нужно беречь И не срывать бездушно.
А ещё он ядовитый!
-Произнесите слово ландыш.
Фонетический анализ слова:
- Назовите первый звук ? Произнесите.
- Что можем сказать об этом звуке?
Какой звук cледует за ним ? [ а]
- Что приказывает этoт звук?
- Значит звук [ л] – твёрдый.
- Закроем ушки
- Что cлышим когда прoизнoсим ?
- Значит звук звонкий.
- Я что – то ещё нашла.
2 слайд:
У мостoчка, под кусточком
Две лисички , две сестрички.
-О каких лиcичках идет речь?
3 слайд:
(лиcички – грибы
лисички – животные)
- Одно слово имеет неcколько значений.
Такие слoва называются многoзначными.
- Произнесите слово лисички
- Назовите первый звук.
- Сравните его сo звуком [л]
- Чем пoхожи ?
- Чем oтличаются?
- Какие звуки лежат в нашей невидимой кoрзинке?
- Пора положить и в другую корзинку что –то.
- Кто из вас знает какой буквoй обозначаются звуки [л], [л]
4 слайд:
- Буква эль
- На что пoхожа буква эль?
- 5 слайд:
Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
Алфавит прoдолжим наш
Буква Л – леcной шалаш.
Сравнение печатных букв: заглавнoй и строчной.
– Чем похожи буквы?
– Чем различаются?
– Из cколькиx элементов coстоят?
– Найдите эту букву у cебя.
– Замените буквами первые фишки в cxемах cлов.
– Какие буквы нужно выбрать – заглавные или строчные?
– Почему?
– Сравните cxемы слoв.
– Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые? (Потому, что твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначают одной буквой Л)
Оценивание ответoв ( смайлик)
Вывод :
- С какими звуками познакомились ?
6. Физ . минутка
7. Работа по учебнику :
Отгадайте загадку:
Над домом у дoрожки
Висит куcок лепёшки. (Луна)
– Как догадались?
Звуковой анализ слова луна. .
– Давайте «прочтём слово луна, ведя указкой по «домикам» для звуков.
– Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».
(Л-лу-ун-на-а)
– Сколько звуков в слове л-лу-ун-на-а? (4 звука)
– Читаем слово, интонационно выделяя только первый звук. Л-л-луна. (Ребята долго тянут первый звук, указка задерживается только в первой клеточке, быстро проходя остальные).
– Кто из вас услышал – какой звук живёт в первом «домике», какой первый звук в слове «л-л-л-уна?
– Выделим первый звук.
– Дайте характеристику звуку, обозначьте фишкой. (Звук согласный, твёрдый, звонкий).
– Обозначьте фишками все остальные звуки. (Ребята работают со схемой в учебнике).
– Аналогичная работа проводится со словом лиса. (На доске схема звукового состава слова).
Оценивание ответов ( смайлик)
8. Игра Живые звуки» (В этой игре роль звуков выполняют дети)
– Правила игры. Вы будете «живыми» звуками слова лиса. (послушайте правила игры )
оценивание ( смайлик)
9. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Л(с.69.)
работа в паре
– Прочитайте слоги с буквой Л, используя пособие «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.
– Прочитайте слова. Значение каких слов вам непонятно? (Объяснение значений непонятных слов).
оценивание пар ( смайлик)
10. Работа с текстом (с.70)работа в группах
а) – Прoчитайте предложения. Coставляют ли эти предложения раccказ? Докажите.
б) Выборoчное чтение.
– Прочитайте только те предложения, к которым есть иллюстрация.
оценивание групп ( смайлик)
11.Итог урока
- С какими звуками сегoдня познакoмились?
- Какой буквой обозначают эти звуки?
Дидактическая игра: « Поcади cлово»
( под крышу дома нужно посадить живoтное , но пoселиться могут только те животные в названии которых есть звуки [л],[ л]
5 слайд:
6 слайд:
Молодцы , xoрoшо пoтрудились на уроке
12. Рефлексия
- Если вам понравилось на уроке поднимите ладошку пальчики вверх..
- Если не понравилось пoднимите ладошку пальчики вниз..
Используемая литература:
1. Учебник «Букварь» (Журова Л. Е., Евдокимова А. О). 2011
2. «Занимательное азбуковедение »( Волина В.) 1994
2. Материалы сайтов: http://detsad47.ucoz.ru/publ/skazki/ckazka_pro_bukvu_l/3-1-0-4
http://www.razvitierebenka.com/2011/09/blog-post_30.html#.UKAA0mJWWIU
http://www.koshki-mishki.ru/clear-pronouncing.html
http://www.kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm
Предварительный просмотр:
Тема: Умножение и деление на 2. Половина числа. Урок практикум.
Цели: Воспроизводить наизусть результаты табличного умножения для любых однозначных чисел; выполнять деление, используя таблицу умножения; находить долю величины, также величину по её доле. Решать простые задачи на табличное умножение и деление. Развивать у детей умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Воспитывать в детях умение видеть красоту зимней природы.
Планируемые результаты: предметные: научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения
и деления на 2, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи,
находить половину числа делением на 2.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 2; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
Сценарий урока
I.Организация класса. (создание эмоционального настроя)
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Мы пришли сюда (учиться), не лениться, а (трудиться).
Работаем (старательно), слушаем (внимательно).
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу.
Математика пришла,
Занимай свои места. (Посадить детей)
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
– Как вы понимаете выражение “ломать голову”? (Стараться думать, понять что – нибудь сложное, трудное)
II.Сообщение темы урока.
Откройте учебник с 99
Прочитайте тему урока
Сегодня на уроке мы изучение таблицы умножения и деления на 2, используя таблицу умножения, будем находить половину числа, будем решать интересные задачи, ждут вас и игры.
III.Устный счёт. Любая в математике работа,
не обходится без устного счёта.
рассмотрите узор.
1)Геометрическое задание.
– На что похож узор? (солнышко).
– Из чего состоит это солнышко? (геометрические фигуры).
– Какие геометрические фигуры вы видите?
–На какие группы можно разложить эти фигуры? (прямоугольники и круги – по форме, большие и маленькие – по размеру, жёлтые и белые – по цвету, с углами и без углов).
– О какой фигуре вы сказали, что она с углами? (прямоугольник)
2). Проблемное задание. (Работа в парах). Слайд 3.
– Возьмите такой же прямоугольник у себя на столе.
– Что вы знаете об этой фигуре?
– Покажите половину этого прямоугольника.
– Что вы сделали, чтобы показать половину данной фигуры? (Сложили пополам на две равные части)
– Какие геометрические фигуры получились? Сделайте вывод.
Вывод. Чтобы получить половину прямоугольника, надо сложить его на две равные части. Теперь вы умеете на практике находить вторую часть фигуры.
С 102 учебника Правило рассказывает как арифметически найти половину числа.
Прочитайте
Возьмите свои доски
3)Рассмотрите и прочитайте запись внимательно. Замените сумму одинаковых слагаемых произведением двух чисел, где это возможно. Прочитайте эти примеры, Запишите результат. В каком примере можно найти половину.
2 + 2 + 2 + 2 + 2
5 + 5 + 5 + 4
– Как вы находите половину числа?
Вывод: Чтобы найти половину числа, надо число разделить на 2.
4) Слайд 5. Сделайте теперь наоборот, пример на умножение замените примером на сложение. Прочитайте эти примеры. Запишите результат. Найдите половину числа
4 x 4 (4 + 4 + 4 + 4 = 16)
3 x 2 (3 + 3 = 6)
– Как вы находите половину числа? Сделайте вывод.
Вывод: Чтобы найти половину числа, надо число разделить на 2. Надо знать таблицу умножения
III.Минутка чистописания с заданием .Слайд 6.
1) 18, 16, 14, …, …, …, …, …, 2.
– Рассмотрите запись на слайде. Спишите красивым, каллиграфическим почерком. Продолжите цепочку цифр от 18 до 2. Проверка по слайду.
– Что происходит с числами при записи? (Числа уменьшаются на 2, числа делятся на 2).
Как называются такие числа? ( чётными )
Следующее задание:
IV. Арифметический диктант.
1. по3 взяли 2 раза. (6). Проверим. (Переворачивается кружок с цифрой 6 у солнышка)
2. 4 умножить на 2. (8)
3. Первый множитель 10, второй множитель 1. Чему равно произведение?(10)
4. Запишите число, состоящее из 1 десятка и 2 единиц. (12)
5.Решите задачу: На семи ладошках по 2листочка. Сколько листочков на всех
ладошках? (14)
– Как одним словом можно назвать, что вы видите? (Чётные числа ;натуральные числа ;числа, которые делятся на 2, числа кратны двум)
– На какие две группы можно разложить эти числа? (Однозначные и двузначные числа)
– Как записаны эти числа, что с ними происходит? (Числа увеличиваются на 2)
3) Запишите половину данных чисел в тетрадь.
6 ,8, 10, 12, 14.
Взаимопроверка: сверьте свои результаты с числовым рядом своего соседа по парте. Назовите результат.
– Как вы находите половину числа? Сделайте вывод.
Вывод: Чтобы найти половину числа, надо число разделить на 2.Надо знать таблицу умножения.
Физминутка
сколько пятен видим в круге, столько раз поднимем руки.
-сколько елочек зеленых, столько сделаем поклонов.
-сколько видим мы кружков, столько делаем прыжков.
-дружно звездочки считаем, столько вместе приседаем.
Тихо сели.–
А сейчас время размяться. Потому что…
Таблица умножения
Достатка уважения.
Поработаем в парах Игра «Круговые примеры». (. Ответ решённого примера – будет началом следующего примера.
Проверка
VI.Работа с учебником с.103, № 19.
– Прочитайте задачу про себя, вслух.
Вывод: – А как найти половину числа
IV.Самостоятельная работа. Работа в группах
Следующее задание ,задание из рубрики вспомним пройденное .Выполним его работая в группах.
Вспомним правила работы в группах.
На столе задание
(45+38) -54 = (100-67 )+15 = (27+17) -18 =
96- (63-36 = 74+(8 +18) = 34 +(63 -18) =
Проверка
VI. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки.
– Чем мы учились на уроке? (Сегодня на уроке мы закрепляли
знания таблицы, научились делить на 2, находить половину числа)
– Что вам понравилось на уроке?
– В чём возникли затруднения?
– Удалось ли их преодолеть?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 2 классе
Тема | «Слово» | |
Цель темы | Создать условия для расширения представления учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся. различать слово и предложение; составлять схемы слов; осуществлять контроль за смысловой и грамматической правильностью речи; | Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать. мотивировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; выражать интерес к познанию нового Регулятивные: научатся воспринимать слово как материал для анализа; соотносить слово с его схемой; удерживать цель деятельности до получения намеченного результата. Освоить способы речевого общения. Познавательные: систематизировать знания о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета. |
I этап. Мотивация к деятельности Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты – Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Проверка готовности девочек к уроку. | |||
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках русского языка . | Откройте учебник с 48 Где найдем № страницы Прочитайте тему урока -Сегодня на уроке вы узнаете, что такое слово. Сформулируем цели урока Урок начинается с рубрики давай подумаем Над чем же заставляют подумать авторы учебника Проблемная ситуация - Я хочу напомнить вам одну сказку, послушайте её. Жил-был на свете маленький цыплёнок. Как-то раз солнечным утром он вышел на прогулку поискать себе друзей, а ему навстречу — котёнок. Захотелось цыплёнку поиграть с его пушистым хвостиком, и стал он за ним бегать. А котёнок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты невежливый!» — развернулся и ушёл. Не понял цыплёнок, почему он остался один, и пошёл дальше. Видит, навстречу ему бежит весёлый щенок. Захотелось цыплёнку поиграть с ним в догонялки, и стал он за ним бегать. А щенок посмотрел на него и сказал: «Фу, какой ты невежливый!» — и убежал от него. Потом он встретил утёнка, затем телёнка, и все говорили ему: «Фу, какой ты невежливый!» Цыплёнок так и не понял, почему с ним никто не захотел играть. Можем ли мы помочь цыплёнку подружиться с героями сказки? Что для этого надо знать? - Почему с цыплёнком никто не захотел играть? Вывод: Человек живёт не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, играет, работает. Свой мир люди наполнили вещами, которые делают жизнь интереснее, веселее. Людей окружает мир природы: растения, животные. С этим разнообразным миром надо уметь общаться с помощью слов. | ||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | ||
1. Слово и его роль в нашей речи | |||
Цель формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице. | 1. Введение понятия «слово». – Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его. (Ответы детей.) – Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. - Слова, ваши девочки были не совсем понятны. Но ваши родители вас понимали . Поиграем в игру. (П). Игра «Пойми меня» только поменяемся местами представьте что я ребёнок , а вы взрослые. Учитель показывает жестами и мимикой какой-либо предмет или действие (шар, взмах крылом, прыжок, крыша и т.д.). Дети угадывают. - Можно ли только жестами и мимикой объяснить то, о чём желаешь сказать? Видели ли вы когда-нибудь человека, общающегося без слов? - Не всегда можно объяснить мимикой или жестом что-либо, нужны слова для объяснения. - Без слов общаются на языке жестов только глухонемые люди. 2. Установление различий между предметом и обозначающим его словом. Игра «Угадай слово». – Здание, где учатся дети. (Школа.) – Первый день недели. (Понедельник.) – Суп из свежей рыбы. (Уха.) – Отгадайте загадку: То я в клетку, то в линейку – Написать по мне сумей-ка! Можешь и нарисовать. Кто такая я?.. (Тетрадь.) Учитель показывает тетрадь. – Как вы думаете, предмет тетрадь и слово «тетрадь» – это одно и то же или нет? (Возможный ответ детей: «Одно и то же».) – Проверим. Что можно сделать с тетрадью? в тетради? (В тетради можно рисовать, писать; из листка тетради можно сделать цветок, зайчика; тетрадь можно положить в портфель.) – А теперь попробуйте (учитель прячет тетрадь за спину) убрать в портфель слово «тетрадь», – Какое открытие мы сделали: слово, называющее предмет, и сам предмет – это одно и то же или нет? (Нет.) – Для чего нужны предметы, разные вещи, понятно: чтобы мы могли ими пользоваться. А зачем нужны слова и нужны ли они? (Словами мы называем предметы.) – Словами человек называл все, что видел вокруг и что создавал сам. Показ иллюстраций: кит, муравей. – Кто это? Что вы о них знаете? – А теперь сравните слова – названия этих предметов. Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот. – Приведите еще примеры. (Дом – избушка.) Мы найдем слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Н. Шилов – Пока мы не научились писать, каждое слово будем обозначать схемой. – С помощью слов можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит, а худое – калечит» - Как понимаете это выражение? «Ласковое слово что солнышко». - Как понимаете это выражение? Задядка для глаз Моделирование Прежде чем начнем писать, проверим посадку. Ручки? – на месте. Ножки? – на месте. Локти? – у края. Спинка? – прямая. Учебник, с. 49, № 1. Работа в группах помогая друг другу. - Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя. - При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда. Вывод :каждое слово имеет значение. |
2. Слово и его значение | ||
Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли. | Обратимся к рубрике Что за рубрика Прочитайте Сведения о языке - Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Можно ли назвать словом бессмысленный набор звуков? С чем можно сравнить слово? - Назвать словом просто набор звуков нельзя, слово имеет смысл. - Слово можно сравнить с звуком, который звучит. - Правильно, звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества. На стр. 51 есть еще одна рубрика Что за рубрика, как ее найти Посмотрите по классу ,прочитайте данные слова , - Используете ли вы в речи эти слова А если не используем то как узнать что они обозначают? В тетрадь записать названия песенок и слова от которых эти названия образовались. Проверка. Физкультминутка Переходим в следующую рубрику Работа в парах помогая друг другу. - Вспомним правила работы в парах. Упр. 3с 51 Проверка. Итог урока . - Что такое «слово»? Рефлексия. На столе у вас лежат смайлики. - Если вам было интересно на уроке возьмите смайлик который улыбается, если не понравилось возьмите огорчившего смайлика. Спасибо за урок |
Предварительный просмотр:
Материал из опыта работы
методическая разработка урока по ФГОС по математике с
учётом гендерных особенностей девочек
по теме: «ЧИСЛО И ЦИФРА 0» 1 класс
по программе «Начальная школа XXI века»
подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 г. Строитель» Шахматенко Ж. Г.
Цели: создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью-цифрой 0; учить выполнять вычисления с нулем; закреплять навык счета в пределах первого десятка; формировать умения сравнивать группы предметов; развивать внимание и математическое мышление.
Задачи:
Предметные: знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь соотносить число 0 и цифру 0,; читать, записывать число и цифру 0.
Личностные УУД: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико - математической деятельности.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Оборудование: учебник «математика » тетрадь №2 (В. Е. Кочурова В. Н. Рудницкая), ленточка для моделирования цифры, лента цифр, маркерная доска, цифры на геометрических фигурах.
Ход урока
I Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
Начинается урок.
Он пойдет девчатам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя новые знания.
II. Подготовка к введению нового материала. Устный счет
Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? Может, это вредно для здоровья? (Ответы детей.)
- Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики.
-Посчитайте от 1 до 10 (1 ряд).
-Посчитайте от 10 до 1 (2 ряд).
-Посчитайте от 4 до 12 (3 ряд).
Возьмите доску для индивидуальной работы и покажите только ответ.
-число, предыдущее числу 3;
- Что это значит ?
-какое число мы называем при счете после числа 7?
-число, следующее за числом 8;
III. Сообщение темы урока.
Трое девочек катались на коньках.
Убежала домой Машенька,
А потом ушла и Вика
И Анюта вслед за ними.
Сколько на катке осталось девочек?
Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)
– По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?
- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Знакомство с числом и цифрой 0
Сформулируем цель нашего урока? - Чему мы будем учиться? (Получать число 0.Писать цифру 0.)
IV. Зарядка для глаз
V. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник. Кто уже открыл, скажите какую стр. нужно открыть 50 ?
Где найдем номер стр.? Какие условные обозначения помогут выполнить? Что это значит?
2.Моделирование. Работа с фишками
Что видим ? Посчитайте Сколько пирожков на тарелке?
Выложите столько красных фишек
Все пирожки съели . Сколько осталось на тарелке?
Продемонстрируйте с фишками .
Какое предложение у нас получится? Сформулируйте.
3. Работа с цифрой
Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».
На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
4..Моделирование цифры на столе лежит ниточка, попробуйте изготовить цифру 0
Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».
Нарисуйте цифру и раскрасьте её как представляете.
Покажите какие цифры у вас получились.
Следующие задание выполним с фишками. Рассмотрите что видите?
- Сколько уток плавало в пруду сначала ?Что случилось? Прочитайте какое предложение получится? (Аналогично)
5.. Работа с линейкой №3. с 51.Кто помогает выполнить задание. Перед вами линейка поставьте палец в число 4
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка.
Найдите и покажите число 0.– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.– Сколько шагов от числа 0 до числа 4? (Четыре шага)
У доски Юля К какому числу пришагали?
-Как вы думаете, где будет стоять число 0 в числовом ряду? (Перед числом 1) Почему? (Ноль меньше 1).
Как мы получили ноль (Из одного вычли один)
-Навели порядок на рабочем месте, убрали кружочки, продолжим работу по учебнику.
Итак Ноль – это сколько предметов?
- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?
- Найдите ноль в ряде чисел, расположенных на стене .
VI. Физкультминутка.
- Я называю число, а вы должны топнуть правой ногой столько раз, сколько надо добавить до 9. 5 (4 раза)
- Я называю число, а вы должны хлопнуть в ладоши столько раз, сколько надо добавить до 8. 2 (6 раз)
- Я называю число, а вы должны громко крикнуть столько раз, сколько надо добавить до 3. 3(0 раз)
- Я называю число, а вы должны прыгнуть столько раз, сколько надо добавить до 7. 4(3 раза
- Я называю число, а вы должны присесть столько раз, сколько надо добавить до 6. 2
VII. Работа в паре
Девиз следующего задания:
«Ум хорошо, а два лучше»
-Как понимаете это высказывание?(высказывают своё мнение)
Следующее задание выполним в паре. №4
Мы пока только учимся. Какие правила работы знаем? задание парам
-Рассмотреть рисунок, посчитать сколько предметов ,Составить вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».
– Сколько кукол на рисунке? (3.) Цветов ромашек? (4.) Маков? (6.)
–Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».
Проверка
IX. Работа в печатной тетради.
Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 0.
Письмо цифры 0: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.
Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.
Составление разных вопросов со словом «сколько?» по заданному рисунку.
Поиск треугольников в фигуре.
X. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цифру научились писать?
– Что обозначает число 0?
– Сравните понятия «число» и «цифра».
XI. Рефлексия
Используемая литература:
1. Кочурова. В. Е, Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 2 часть. М.: «Вентата-Граф», 2011
2. Кочурова. В. Е, Рудницкая В. Н. - М.: Вентана-Граф . Математика: 1 класс Рабочая тетрадь (2часть)/ «Математика» 2013
3. Волина В. Праздник числа. – М.: «Новая школа», 1994
4.Самсонова Л. Ю. Устный счёт. Сборник упражнений.1 класс. – М.: «Экзамен», 2010.
Предварительный просмотр:
Тема: Кремлёвские города
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с кремлёвскими городами, вошедшими в Золотое кольцо России;
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся воспроизводить, достопримечательности России. Расширят кругозор учащихся в области достопримечательности городов. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб).
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве.
- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют ценностное отношение к России, интерес к ее духовному наследию.
Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Каждый день - всегда , везде
На занятиях, в игре
Смело , четко говорим
и тихонечко сидим
2. Сообщение темы.
- Тема нашего урока Кремлёвские города
- Поставим цель урока
( познакомимся с кремлевскими городами , узнаем о их достопримечательностях.)
- Д/З было узнавали о Кремлевских городах, проводили опрос среди учащихся.
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- На прошлой недели вы провели опрос среди учащихся нашей школы , чтобы узнать что они знают о Кремлевских городах, выяснили не все знают.
- Сейчас мы сядем в воображаемый автобус и отправимся на заочную экскурсию .
- А как вы считаете что такое экскурсия ? Ваше мнение ?
- При подготовке вы разбились на 4 группы и каждый из вас готовил задание
- Займите свое место в группе
( рассаживаются по группам)
- У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия
( лист у каждого)
Очутившись в новом городе, вы должны будете выслушать выступление группы, запомнить его название и достопримечательности, о которых вы узнаете, соединить путь с предыдущим городом
4. Изучение нового (Слайд 3).
- Туристический маршрут от Москвы на Северо - восток через города Сергеев Посад, Переславль- Залеский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Плес, Суздаль, Владимир очень популярен в России .
- И мы сегодня по нему совершим заочное путешествие.
- Но на уроке успеем посетить только некоторые города.
Берет маршрут свое начало в столице нашей Родине - Москве.
Отправимся в путешествие
- На чем будем путешествовать ?( на автобусе)
Нам необходимо соблюдать правила дорожного движения.
6. Зарядка для глаз.
Найдите глазами цвет на который проезда нет.
Найдите цвет на который проезд открыт.
Найдите цвет на который нужно приготовиться к пути .
7. Выступление групп .
Заочная экскурсия. Слайд №4
- Первый город, который мы посетим- это Москва
Работа в группе
Ведущие возьмите задание. Выполните. Проверка
Выступление 1 группы
-Отправляемся в следующий город., это Сергиев Посад. Слайд №3 Соедините путь с предыдущим городом
Достопримечательности Сергиева Посада.
основателем города был Сергей Радонежский. Музей игрушек славится резьбой по дереву (Слайд 5) Основали в Москве в 1918, 1931 был переведён в Сергиев Посад. Там хранится богатая коллекция отечественных и зарубежных игрушек. В музее игрушек Сергиева Посада находится первая в России матрёшка, которую выточил из берёзы в конце XIX века Василий Звёздочкин. А расписал знаменитый художник Сергей Малютин. Матрёшка была круглолицей, и ясноглазой с аккуратно убранными под платочек волосами.
Выступление группы №2
- Отправляемся в следующий город – Ростов. (Слайд 6) Найдите его на карте. Соедините путь с предыдущим городом
История Ростова.
Ростов, один из самых древних городов России.(Слайд 7) Центр города образуется кремлем и прилегающими к нему постройками. Открывается панорама на весь город сразу, видны как церкви кремля, так и монастырей.
Легенда утверждает, что основатель города носил имя Роста и назвал город в свою честь.
В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому. Некоторое время Ростов оставался процветающим городом, через него проходил торговый путь на север в Ярославль, Вологду, Архангельск, Великий Устюг.
Сегодня мы можем видеть тихий, очень провинциальный город, где рядом с кремлем может прогуливаться корова.
Кремль Ростова. (Слайд8)
Ансамбль кремля складывается из церквей и хозяйственных зданий, обнесенных одиннадцати-башенной стеной. (Слайд 9) Специалисты утверждают, что стены эти строились не для обороны от врага, а как декорация.
Успенский собор.
Успенский собор (Слайд 10) - главная церковь города - лежит вне кремлевских стен, хотя и обнесена своей оградой, которая охватывает также и звонницу.
Интересное здание звонницы знаменито своими 13 колоколами (слайд№11) и представляет собой аркаду, стоящую на высоком основании с четырьмя главами. Самый большой колокол имеет вес 2000 кг.
Выступление группы №3
Слайд №11- Еще один город, который стоит на Волге – Кострома. (Слайд 13). Найдите его на карте соедините с предыдущим
Есть в России уголок на Волге,
Сердцу самый близкий и родной,
Городок уютный, хлебосольный
И зовётся город - Костромой.
Славен лесом, льном, грибами, рыбой,
Славен девушками, здесь невест - не счесть.
Славен храмами, старинными церквами,
Все красоты в нашем крае есть.
Будь же счастлив город мой любимый!
С днём рождения! Всех тебе щедрот!
Процветай, расти,а мы сумеем
Быть достойными твоих высот.
Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким. В местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение.
В 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II посетила Кострому. Встретив здесь восторженный прием, в благодарность за гостеприимство Екатерина пожаловала городу герб с изображением ладьи "Тверь", на которой она прибыла в Кострому. Легенда гласит, Что Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер - вот город и спланирован по веерной системе (Слайд 13). Центром Костромы стала полукруглая площадь, раскрытая к Волге. В радиальном направлении от нее расходятся улицы-лучи.
Сегодня Кострома - областной центр, в котором активно развиваются различные виды промышленности.
Церковь Воскресения.
Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, (Слайд 14) построенная в средине семнадцатого века. У неё богатая и пышная отделка. Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды. Они немного массивные, но от этого и выглядят царственно и торжественно Белокаменные разные выставке с изображением фантастических птиц и зверей навевают воспоминания о русских народных сказок. Внутренний интерьер интересен росписями 17 века. (Слайд 15) На стенах можно увидеть сюжеты из жития Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в честь которых освящён придел.
Музей Ивана Сусанина.
В Костроме находится единственный в мире музей подвига Ивана Сусанина. (Слайд 15) Известно, что сам Сусанин был уроженцем одной из деревень Костромы.
Выступление группы №4
- Следующая остановке в городе Суздаль. (Слайд 16 ). Найдите его на карте соедините с предыдущим
Кремль
Главная достопримечательность Суздаля - Кремль, (Слайд 17) построенный в X веке. Когда-то вокруг него была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. Валы сохранились кое-где вокруг кремля до сих пор. А над стенами Кремля возвышается Рождественский собор (Слайд17) - выдающийся памятник белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Недалеко от Кремля, на левом берегу реки Каменки находится и Музей деревянного зодчества (Слайд 18) и крестьянского быта. С 1960-х годов на это место свозили деревянные постройки из разных районов Владимирской области. Так появился в музее дом зажиточного крестьянина и дом крестьянина-середняка с их атрибутами и обстановкой, колодец с подъемным механизмом, мельницы, амбары, Преображенская и Воскресенская церкви. В каждом предмете - от стен домов до резных ковшей - воплощен древний опыт русского народа, его представление о практичности и красоте.
Выступление группы №4
- И последний город, вошедший в наш маршрут – .Владимир. (Слайд 19). Найдите его на карте соедините с предыдущим
На высоких клязьминских холмах раскинулся древнерусский город Владимир. (Слайд 20) Веками Владимир заслонял Северо-Восточную Русь от врагов с юго-востока, отбивал их нападения, удерживал границы. Князь Владимир Мономах основал мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада — глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя — Владимир. Теперь Владимир развивающийся город, с увлекательной историей, известный туристический центр, входящий в состав популярного маршрута Золотое Кольцо.
Золотые ворота.
Укрепив свой столичный город, Андрей Боголюбский в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда. Великий князь назвал башню Золотыми Воротами. (Слайд 21) Легенда рассказывает, что когда работы подходили к концу - леса и кружала были разобраны, своды ворот вдруг упали и засыпали 12 человек. Все были уверены, что люди раздавлены насмерть. Но князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о несчастных. На место проишествия принесли чудотворную икону Богоматери, отправили молебное пение. А потом разобрали камень и мусор. Засыпанные оказались живы и даже невридимы. В память события Андрей приказал устроить над Золотыми Воротами церковь в честь Положения Ризы Богоматери во Влахерне.
Успенский собор.
Более 800 лет стоит владимирский Успенский собор, (Слайд 21) один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры.. Именно в Успенском соборе восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У алтаря Успенского собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен .
Владимирская роспись.
Владимирский край издавна славился художественными промыслами. (Слайд 22) Умельцев, создающих изделия из дерева, бересты, глины, камня, металла, в этом крае всегда было много. Сегодня на фабрике "Владимирские Узоры" возрождаются старинные ремесла, роспись и мастерство по дереву.
8. Физминутка
9. Закрепление полученных знаний.
- Вспомним все города, по которым мы сегодня путешествовали: (Слайд 23)
- Если посмотреть на наш маршрут на что он будет похож. ( кольцо)
- Туристический маршрут от Москвы на Северо - восток через города Сергеев Посад, Переславль- Залеский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Плес, Суздаль, Владимир называют Золотым кольцом России ..
- “Своя игра”слайд №24
- А теперь давайте поиграем. На экране номинации, в каждой номинации по 3 вопроса. Вы можете выбрать номинацию и номер вопроса на который будете отвечать.
- История.
Кто был основателем Сергиева Посада? (Сергий Радонежский)
В виде чего расположены улицы в Костроме? (В виде веера)
Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах)
- Достопримечательности.
Какой город знаменит своими колоколами? (Ростов)
Какая церковь является гордостью Костромы? (Церковь Воскресения)
При постройке какой достопримечательности придавило 12 человек? Где она находится? (Золотые ворота во Владимире)
- Народные промыслы.
Что такое финифть? Какой город ей славится? (Эмаль для покрытия металлических изделий. В Ростове)
Какой город славится резьбой по дереву? (Сергиев Посад)
В каком городе расписывалась деревянная посуда? (Во Владимире)
- Математика.
Через сколько входов можно попасть в кремль Ростова? (Через 2)
Каков вес самого большого колокола Ростова? (2000 г)
В 1960-ом году основали Музей деревянного зодчества в Суздале. Сколько лет ему исполнится в этом году? (50 лет)
Итог урока.
- Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
- Какие города Золотого кольца запомнили?
- Почему этот туристический маршрут называют кольцом? Золотым?
- Чьи ответы в группах вам сегодня запомнились?
- Что удалось на уроке?
- Что было самым трудным?
- Спасибо большое за отличную работу!!!
Выставление оценок
5. Домашнее задание.
- Подготовить вопросы для викторины по городам Золотого кольца.
6. Использованные ресурсы.
1. Учебник Н. Ф. Виноградова " Окружающий мир "
2. Современный словарь русского языка.
3. Ссылки из Интернета в презентации.
Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие. Но сегодня на уроке мы успеем посетить только некоторые из городов.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СИТУАЦИЯ ЗНАКОМСТВА.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; научить употреблять прописную (заглавную) букву в именах собственных, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в именах собственных, безошибочно списывать текст; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществление правильного выбора языковых средств в ситуации знакомства; усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение анализа речевых ситуаций, в которых необходимо называть имя и фамилию.
Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные: понимать отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; правильно использовать речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при общении в повседневной жизни.
Личностные: проявляют стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока (Л.).
Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?
− Какой смысл мы вкладываем в это слово, когда говорим его друг другу? (Мы желаем здоровья, хорошего настроения.) Какие ещё вы знаете слова которые поднимают настроение.?.
Как эти слова называются?
Представьте что у вас в руках зеркало, все девочки любят собой любоваться вот и вы посмотрите в зеркало, скажите самой себе с ласковой улыбкой вежливое слово.
Вот я это сделаю...., а как вы?
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (Р.).
Тема сегодняшнего урока – «Знакомство».
О чём говорит название темы? (как правильно Знакомиться не только со взрослыми но и со сверстниками.)
Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответы девочек .)
Как вы думаете, знакомиться со сверстниками и со взрослыми надо одинаково?( Девочки высказывают своё мнение)
Откройте учебник с. 23
Где найдем номер стр.
Какой знак покажет наш урок?
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Учитель знакомит учащихся с книгой В. Драгунского «Денискины рассказы» (П. + К.).
− Дениска − простодушный, наивный, бескорыстный мальчик. Он думает, что он умеет знакомиться.
Найдите в тексте и прочитайте, как он думал познакомиться со взрослым человеком.
− Поделитесь своими впечатлениями. Правильно ли задан вопрос?
Как бы вы поступили? Надо ли знать имя собеседника? Зачем?
− В каких ситуациях вам нужно называть имя и фамилию?
− Оказывается, знакомство – целая наука.
Прочитайте вывод, который дан в рубрике «Обрати внимание».
- Девочки вы любите ходить в гости?
Представьте что вас подружка пригласила на день рождения.
- Какие правила знакомства вы будете соблюдать придя в гости?
-Давай составим правила знакомства.
• Первым должен называть имя тот, кого представляют.
• Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет гостей друг другу.
• Младших по возрасту представляют старшим.
• Если вы хотите познакомить кого-либо со своим другом,
скажите: «Знакомьтесь, пожалуйста» и назовите их имена друг другу.
Физкультминутка для глаз
Наблюдение над употреблением заглавной буквы (П.)
− Сегодня мы откроем ещё один секрет слов-названий, которые отвечают на вопрос кто? Для чего нам нужны большие буквы? Давайте отправимся в путешествие по стране больших букв.
Рубрика «Обрати внимание» (Р.).
– Прочитайте сочетания слов на с. 24.
− Смотрите, одни названия написаны с маленькой буквы, а другие – с большой.
- Откройте этот секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей и животных, пишутся с большой буквы?
Вывод: имена людей и клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы.
− Прочитайте в упражнении 2 на с. 25 предложения парами.
- Чем отличаются предложения в каждой паре?
- В каких предложениях информация более точная?
- Приведите свои примеры таких предложений.
− Прочитайте сведения о языке в рубрике «Тайны языка». Почему имена собственные пишутся с большой буквы?
Пальчиковая гимнастика (Л. + Р.)
А у нашей внучки маленькие ручки,
А на ручках пальчики –.
Дружно пальчики живут, их по имени зовут:
Пальчик Даша, пальчик Маша,
Вика, Галя и Соня,
Пальчик Женя, пальчик Аня,
Таня, Валя и Алёна.
Вот какие пальчики –
У Девочек принцесс .
Комментированное выполнение упражнения 3 (К. + Р.).
Работа в парах (упражнение 4). Знакомство с новым условным обозначением в учебнике.
− Повторите правила парной работы. Прочитайте и выполните задание в парах (К.).
Проверка
IV. Закрепление изученного работа в группах помогая друг другу. (П. + К.).
− Чему вы учились сегодня на уроке? Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве.
Я предлагаю поработать в группах.
- Какие правила работы в группе вы знаете?
Задание каждой группе девочек.
Прочитать предложение и представить ситуацию в которой вы могли бы сказать это предложение (6 групп)
● Разрешите познакомиться.
● Знакомьтесь, пожалуйста.
● Очень приятно.
● Я рада знакомству.
●Знакомьтесь, пожалуйста.
● Очень приятно.
− Разыграйте ситуации знакомства.( разыгрывает каждая группа)
Физкультминутка
Занимательная минутка (П.).
− Назовите имена, которые могут принадлежать и мальчикам, и девочкам. (Саша, Женя, Валя.)
- Как их надо написать? Почему? Запишите в тетрадь.
- Кто такие тёзки?
- Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила?
- Есть ли у нас в классе тёзки?
− Выполните самостоятельно упражнение 5.
Проверка
♦ Рубрика «Это интересно!» (П.).
− Самое длинное женское имя существует на Гавайских островах – в нём только согласных букв 65.
♦ Рубрика «Из истории имён» (П.).
В древние времена на Руси у людей сначала не было постоянных имён, отчеств, фамилий. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека.
Кто был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!..
(По С. Маршаку.)
Упражнение 6, с. 23 (К.).
− Прочитайте предложения. Какие слова написаны с большой буквы? Что они обозначают? Объясните происхождение этих фамилий.
Списывание предложений (Р.).
Проверка
V. Итог урока. Рефлексия деятельности (П. + К. + Р. + Л.).
− Какие сведения о языке вы узнали?
- Для чего нужны имена собственные?
– Какой секрет письменной речи вы раскрыли сегодня на уроке? (Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая буква в именах собственных.)
– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения? Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?
– А с помощью голоса, интонации можно ли показать большую букву в именах собственных?
Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)
Цель урока:- Познакомить с произведением В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;- Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, при...
Методическая разработка урока литературного чтения на тему: "Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?"
Методическая разработка урока литературного чтения...