Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Сопоставление звуков Д-Т по звонкости, глухости»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Горюнова Виктория Викторовна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopostavlenie_zvukov_d_t.docx47.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 33
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ
[Д], [Т]
ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ

Цели деятельности педагога: помочь практически освоить понятие «звонкость-глухость звуков», овладеть умениями сопоставлять звуки [д], [т] по звонкости-глухости и находить решение поставленной учебной задачи, обобщать и систематизировать знания по теме; способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков ([д] – [т]), формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития связной логической речи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают понятие «звонкость-глухость звуков»; умеют сопоставлять звуки [д] – [т] по звонкости-глухости и находить решение поставленной учебной задачи, составлять схемы слов и выполнять анализ звуков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных и прослушанных произведений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; осуществление классификации слов; рассуждения о значении понятий «корт», «атлас».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Живут в согласии буквы-сестрички.

В букварь забежали они на странички.

На доске записаны буквы: д, г, с, т, к, з.

– Найдите пару каждой букве. (г – к, з – с, д – т.)

– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.

II. Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку:

На доске рисуем дом.

(Учитель чертит схему слова «дом».)

В доме дремлет добрый…

                            Л. Колодяжная

– Кто живёт в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.

– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)

– Расскажите всё о первом звуке. (Это звонкий согласный, над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)

– Каким звуком заменим [д]? ([т].)

– Прочитайте новое слово. (Том.)

– Теперь мы знаем, кто живёт в доме. Кто же Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или ещё кто-то).

– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)

– Что означает красный колокольчик над буквой д в слове «плоды»?(Звук [д] – звонкий.)

– Назовите парный согласный по звонкости-глухости звуку [д]. ([т].)

– Прочитайте новое слово. (Плоты.)

– Что изменилось? (Значение слова.)

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».

Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.

Карточка 1.

Задание: закончите предложения словом на букву д.

Назовём мы книжку «том»;

Для жилья построим … (дом).

Вот тележка. Это – тачка;

Дом в саду зовётся … (дачка).

По реке плывут плоты;

Зреют на ветвях … (плоды).

Карточка 2.

Задание: закончите предложения словом на букву д.

Хорошо танцуют Таня

И её братишка … (Даня).

Город называем «Тверь»;

В доме открываем … (дверь).

Я в тетрадке ставлю точку;

Мама любит свою … (дочку).

Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д.

Нитку сматывай с катушки;

Воду черпай из ... (кадушки).

Соловей выводит трель;

Слесарь в сеть включает … (дрель).

Архитекторы-творцы

Строят чудные … (дворцы).

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».

2. Чтение слов.

– Прочитайте столбики слов.

– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы д и т. Одна буква изменила и смысл слова.)

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.

– Прочитайте имена.

– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)

– Прочитайте предложения с некоторыми из этих слов. (Предложения записаны на доске.)

Тома у дома.                Тима и Дима.

3. Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.

– Прочитайте слова по стрелочкам.

– Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?

– Прочитайте слова соседу.

– Послушайте чтение соседа. (Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – тёрка.)

4. Сравнение слов в парах. Шарада.

Буквы, буквы… Дай им волю –

Нашалятся буквы вволю!

Читающие учащиеся читают стихи.

Т над ёлкой подшутила:

ЁЛКУ в ТЁЛКУ превратила…

– Му-у! – сказала ёлка вдруг

И пошла гулять на луг.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день ОЛЕНЬ.

О из слова укатилась,

ЛЕНЬ на поляне поселилась.

Играла я на все лады,

Пела, напевала,

Оказалась у воды –

И букву потеряла.

(Дудочка – удочка.)

– Какие слова в стихах отличаются только одной буквой? (Ёлка – тёлка, олень – лень, дудочка – удочка.)

5. Словарно-лексическая работа (по учебнику).

– Прочитайте первую пару слов.

– Сравните слова.

– Что изменилось? ( В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)

– Что значит слово «лад» («клад»)?

Лад – согласие, мир, порядок. На что и клад, когда у мужа с женой лад. (Пословица.)

Клад – деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте.

Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.

– Найдите пару, в которой слова начинаются с парных согласных д и т. (Дом – том.)

6. Чтение стихотворения А. Шибаева.

– Послушайте стихотворение.

– С какими словами «играет» автор? (Со словами «кот» и «крот».)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Сме-хо-та – смехота.

Сва-ли-лась – свалилась.

Под-зем-ный – подземный.

– Какое слово «спряталось» в слове КРОТ? (Рот.)

7. Дифференцированная работа по учебнику и тетради «Я учусь писать и читать».

1-я группа (слабоуспевающие учащиеся) под руководством учителя работают со словами Дима – Тима, удочка – уточка. 

Затем выполняют задание в учебнике.

– Прочитайте новые слова, меняя одну букву.

– При необходимости напечатайте слова в клеточках.

(Ром – сом – лом – ком – дом – дым.)

(Ворота – ворона – корона – корова.)

(Порт – корт – торт – тост – мост.)

2-я группа (успевающие учащиеся) самостоятельно работают в тетради «Я учусь писать и читать».

– Запишите новые слова, меняя одну букву.

(Сок – сор – сыр – сын – сон – тон – ток.)

(Рот – рок – рак – лак – люк – лук – сук.)

(Ноты – нота – рота – роса – коса – кора – нора.)

8. Фронтальная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1) Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

2) «Сообрази». Найдите букву, которой различаются слова. Напишите ее в клеточку. (Рисунок, тиски.)

3) Прочитайте слова в столбиках.

– Назовите одинаковую часть в словах каждого столбика. (В первом столбике  одинаковая часть – «лес», а во втором – «лис».)

– Найдите слова, которые различаются только одной буквой. (Лес – лис, леса – лиса.)

4) Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки. Пронумеруйте картинки. (1, 3, 2.)

9. Чтение текста Е. Чарушина «Томка».

– Прочитайте название рассказа.

– Кто автор?

– Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чём рассказ. (Ответы учащихся.)

Подготовка к чтению текста.

Чтение рассказа учителем и читающими учениками.

– Оправдались ваши предположения?

– О чём рассказ?

– Один щенок был ленивым, другой – злым, а Томка?

– Почему охотник выбрал Томку?

III. Итог урока. Игра «Звук заблудился».

Назовите парные согласные.

– С какой парой мы познакомились сегодня?

Мама с точками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил дочку (точку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. "Звук и буква Д,д"

 Урок литературного чтения 1 класс. Тема: «Звук и буква Д, д». Цель урока: Знакомство с буквой Д, звуком [д ]. УМК «Начальная школа 21 века» авт. Н. Ф. Виноградова. Класс в 2010 году является участник...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а].  Буквы Я, я»....

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса "Звук [й\'], буква й"

Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификации прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очеви...