Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Сопоставление звуков Д-Т по звонкости, глухости»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 33
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [Д], [Т]
ПО ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ
Цели деятельности педагога: помочь практически освоить понятие «звонкость-глухость звуков», овладеть умениями сопоставлять звуки [д], [т] по звонкости-глухости и находить решение поставленной учебной задачи, обобщать и систематизировать знания по теме; способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализа звуков ([д] – [т]), формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития связной логической речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают понятие «звонкость-глухость звуков»; умеют сопоставлять звуки [д] – [т] по звонкости-глухости и находить решение поставленной учебной задачи, составлять схемы слов и выполнять анализ звуков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных и прослушанных произведений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; осуществление классификации слов; рассуждения о значении понятий «корт», «атлас».
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
Живут в согласии буквы-сестрички.
В букварь забежали они на странички.
На доске записаны буквы: д, г, с, т, к, з.
– Найдите пару каждой букве. (г – к, з – с, д – т.)
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.
II. Включение в систему знаний.
1. Работа по учебнику.
– Отгадайте загадку:
На доске рисуем дом.
(Учитель чертит схему слова «дом».)
В доме дремлет добрый…
Л. Колодяжная
– Кто живёт в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.
– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)
– Расскажите всё о первом звуке. (Это звонкий согласный, над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)
– Каким звуком заменим [д]? ([т].)
– Прочитайте новое слово. (Том.)
– Теперь мы знаем, кто живёт в доме. Кто же Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или ещё кто-то).
– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)
– Что означает красный колокольчик над буквой д в слове «плоды»?(Звук [д] – звонкий.)
– Назовите парный согласный по звонкости-глухости звуку [д]. ([т].)
– Прочитайте новое слово. (Плоты.)
– Что изменилось? (Значение слова.)
Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».
Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.
Карточка 1.
Задание: закончите предложения словом на букву д.
Назовём мы книжку «том»;
Для жилья построим … (дом).
Вот тележка. Это – тачка;
Дом в саду зовётся … (дачка).
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях … (плоды).
Карточка 2.
Задание: закончите предложения словом на букву д.
Хорошо танцуют Таня
И её братишка … (Даня).
Город называем «Тверь»;
В доме открываем … (дверь).
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою … (дочку).
Карточка 3.
Задание: закончите предложение словом с буквой д.
Нитку сматывай с катушки;
Воду черпай из ... (кадушки).
Соловей выводит трель;
Слесарь в сеть включает … (дрель).
Архитекторы-творцы
Строят чудные … (дворцы).
Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».
2. Чтение слов.
– Прочитайте столбики слов.
– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы д и т. Одна буква изменила и смысл слова.)
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.
– Прочитайте имена.
– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)
– Прочитайте предложения с некоторыми из этих слов. (Предложения записаны на доске.)
Тома у дома. Тима и Дима.
3. Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.
– Прочитайте слова по стрелочкам.
– Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?
– Прочитайте слова соседу.
– Послушайте чтение соседа. (Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – тёрка.)
4. Сравнение слов в парах. Шарада.
Буквы, буквы… Дай им волю –
Нашалятся буквы вволю!
Читающие учащиеся читают стихи.
Т над ёлкой подшутила:
ЁЛКУ в ТЁЛКУ превратила…
– Му-у! – сказала ёлка вдруг
И пошла гулять на луг.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день ОЛЕНЬ.
О из слова укатилась,
ЛЕНЬ на поляне поселилась.
Играла я на все лады,
Пела, напевала,
Оказалась у воды –
И букву потеряла.
(Дудочка – удочка.)
– Какие слова в стихах отличаются только одной буквой? (Ёлка – тёлка, олень – лень, дудочка – удочка.)
5. Словарно-лексическая работа (по учебнику).
– Прочитайте первую пару слов.
– Сравните слова.
– Что изменилось? ( В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)
– Что значит слово «лад» («клад»)?
Лад – согласие, мир, порядок. На что и клад, когда у мужа с женой лад. (Пословица.)
Клад – деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте.
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.
– Найдите пару, в которой слова начинаются с парных согласных д и т. (Дом – том.)
6. Чтение стихотворения А. Шибаева.
– Послушайте стихотворение.
– С какими словами «играет» автор? (Со словами «кот» и «крот».)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Сме-хо-та – смехота.
Сва-ли-лась – свалилась.
Под-зем-ный – подземный.
– Какое слово «спряталось» в слове КРОТ? (Рот.)
7. Дифференцированная работа по учебнику и тетради «Я учусь писать и читать».
1-я группа (слабоуспевающие учащиеся) под руководством учителя работают со словами Дима – Тима, удочка – уточка.
Затем выполняют задание в учебнике.
– Прочитайте новые слова, меняя одну букву.
– При необходимости напечатайте слова в клеточках.
(Ром – сом – лом – ком – дом – дым.)
(Ворота – ворона – корона – корова.)
(Порт – корт – торт – тост – мост.)
2-я группа (успевающие учащиеся) самостоятельно работают в тетради «Я учусь писать и читать».
– Запишите новые слова, меняя одну букву.
(Сок – сор – сыр – сын – сон – тон – ток.)
(Рот – рок – рак – лак – люк – лук – сук.)
(Ноты – нота – рота – роса – коса – кора – нора.)
8. Фронтальная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1) Подчеркните буквы, которыми различаются слова.
2) «Сообрази». Найдите букву, которой различаются слова. Напишите ее в клеточку. (Рисунок, тиски.)
3) Прочитайте слова в столбиках.
– Назовите одинаковую часть в словах каждого столбика. (В первом столбике одинаковая часть – «лес», а во втором – «лис».)
– Найдите слова, которые различаются только одной буквой. (Лес – лис, леса – лиса.)
4) Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки. Пронумеруйте картинки. (1, 3, 2.)
9. Чтение текста Е. Чарушина «Томка».
– Прочитайте название рассказа.
– Кто автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чём рассказ. (Ответы учащихся.)
Подготовка к чтению текста.
Чтение рассказа учителем и читающими учениками.
– Оправдались ваши предположения?
– О чём рассказ?
– Один щенок был ленивым, другой – злым, а Томка?
– Почему охотник выбрал Томку?
III. Итог урока. Игра «Звук заблудился».
– Назовите парные согласные.
– С какой парой мы познакомились сегодня?
Мама с точками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил дочку (точку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. "Звук и буква Д,д"
Урок литературного чтения 1 класс. Тема: «Звук и буква Д, д». Цель урока: Знакомство с буквой Д, звуком [д ]. УМК «Начальная школа 21 века» авт. Н. Ф. Виноградова. Класс в 2010 году является участник...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Класс -1 УМК «Школа России» Тема урока: «Гласный звук (а), буквы А, а.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»....
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса "Звук [й\'], буква й"
Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификации прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очеви...