Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бажанова Мария Александровна

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а].  Буквы Я, я». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

«Звуки [й’а], [а].
Буквы Я, я»

Автор:

учитель начальных классов

ГБОУ «СОШ № 182»

г. Санкт-Петербург

Бажановой М.А.

2021год

Тема урока «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

  • формировать умение находить в словах букву Я;
  • знать, какие звуки она обозначает;
  • читать слова с этой буквой;
  • совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

1.Включение в учебную деятельность

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдем.

В страну знаний попадем.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

2.Актуализация знаний.

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак…..

  • звуки бывают гласные и … (согласные)

твердые и … (мягкие)

звонкие и … (глухие)

  • Звуки мы слышим, буквы … (пишем)
  • В слове столько слогов, сколько … (гласных)
  • После твердых согласных пишутся гласные … (а, о, ы, у)
  • После мягких согласных пишутся гласные … (и, е)
  • Какие буквы мы называем хитрыми? И почему? (е)

4.Проверка изученного на прошлых уроках. Перед вами слова. Прочитаем их. (Слайд) Внимательно слушаем задание.

- Найдите слова, которые состоят из одного слога (стал, дом)

- Найдите и назовите слова, которые состоят из 3-х слогов (молоко)

- Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог (дело, ели, лает, космос)

 - В каком слове имеется хитрая буква? (Ели, лает) Почему? (обозначает 2 зв.)

-Ребята сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

- С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

- А что мы произносили? (звуки)

- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, а звуки проговариваем и слышим)

- Назовите только согласные буквы этого слова. («эр», «эс», «эс»)

- Назовите гласные буквы этого слова. (о, и)

III.Сообщение темы урока.

-Какую букву в слове «Россия» мы не знаем? Это буква Я.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками. (Слайд)

- Это буква Я

IV.Открытие нового

  1. Посмотрите, как пишутся печатные и письменные буквы «Я». Чем похожи и чем отличаются печатные и письменные буквы?

Откройте тетрадь, отступите 5 клеточек вниз, сбоку 1 клеточку, поставьте точку, здесь мы будем писать. Давайте напечатаем главную и строчную букву «Яя»

- Буква Я – хитрая.

2) Открываем первый секрет буквы «Я». (Слайд)

- На какой вопрос нам надо ответить?

- К какой группе букв относится буква «я»?

- Давайте послушаем букву. (й-ааааааа)

- Тянется? (да) Какая это буква? (гласная)

- Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

-Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает мягкость согласного)

- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

- Давайте еще раз послушаем букву. (и-аааааа) Сколько звуков слышим (2)

Какие? (йа) Запишем звуки в тетрадь. Что это? (слияние) Какое? (мягкое) Как закрасим слияние (зеленым, красным)

Вывод:

- Итак давайте подведем итог.

- Какая это буква? (гласная)

- Сколько звуков у буквы я? (2)

- Какие? (йа)

3) Открываем второй секрет буквы я. Слайд:

- В каких случаях буква я обозначает два звука?

Фонетический разбор слов «яблоко», «Рая»

- Где в слове стоит буква я? (вначале слова)

Вывод:

- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (в начале слова)

Фонетический разбор слова «Рая»

- Посмотрите на слово. Где в слове стоит буква я? (после гласной)

Вывод:

- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (после гласной)

Буква я обозначает 2звука: (й) и (а) в начале слова и после гласной буквы.

Физкультминутка.

- Если в слове, которое я произнесу, есть я – приседают мальчики, если нет – девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия.

- Открываем третий секрет буквы я. Слайд:

- Какую работу выполняет буква я в слиянии? Прочитаем слоги с буквой «я»

Чтение слогов-слияний с буквой я.

- Посмотрите на экран. Слайд со слиянием.

- Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой я?

Вывод:

- Итак какую работу буква «я» выполняет в слиянии.

Буква я обозначает один звук и мягкость согласного звука в слиянии.

        V.        Закрепление

- Обобщите, что вы знаете о букве «я».

(обобщаем по трем предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V.Первичное закрепление.

Чтение слов в тексте из учебника (работа в паре)

- Найдите текст в учебнике. Прочитайте. Найдите в словах букву я.

- Подумайте, обсудите в каких словах буква я обозначает два звука, а в каких один?

- Прочитайте слова, где буква я обозначает 2 звука.

- Прочитайте слова, где буква я обозначает 1 звук и мягкость согласного в слиянии.

- Подведем итог.

- Кто больше всех получил яблочек? Давайте похлопаем ребятам, которые хорошо потрудились на уроке.

VI.Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Прочитайте вывод урока в учебнике.

- Его надо выучить дома.

- Дома составьте рассказ о букве «я».

- Нарисуйте рисунки о букве «я».

- Прочитайте слова в столбиках в Азбуке.

- Кому сегодня было сложно?

- У кого все получилось?

Рефлексия.

- Ребята, у вас на парте лежат яблоки. Если вам понравился урок и вы все запомнили, закрасьте яблочки красным цветом. А если вы еще что то не усвоили и надо еще подучить, закрасьте зеленым. Приклеим ваши яблочки на яблоню.

- Вы, сегодня все молодцы!

- Спасибо за урок.

- Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Повторение и закрепление. Буква е."

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классепо учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. ПронинойОбразовательная система «Школа 2100»Учитель: Коваленко Е.В.Тема: «Повторение и за...

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Звуки [б],[б^], буквы Б б."

Конспект урока по литературному чтению для первого класса.Предлагаемые задания разнообразны, быстро сменяют друг друга, заинтересовывая учащихся и настраивают на учебный процесс....

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х...

конспект урока по литературному чтению 1 класс "Буква Чч"

конспект урока по литературному чтению 1 класс "Буква Чч"...

Презентация к уроку литературного чтения 1 класса «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»

Презентация к уроку литературного чтения 1 класса «Россия- Родина моя. Буквы Я, я»...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.Задачи: Узнавать, наз...