Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_ya.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
«Звуки [й’а], [а].
Буквы Я, я»
Автор:
учитель начальных классов
ГБОУ «СОШ № 182»
г. Санкт-Петербург
Бажановой М.А.
2021год
Тема урока «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
- формировать умение находить в словах букву Я;
- знать, какие звуки она обозначает;
- читать слова с этой буквой;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдем.
В страну знаний попадем.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришел в школу с хорошим настроением.
- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
2.Актуализация знаний.
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак…..
- звуки бывают гласные и … (согласные)
твердые и … (мягкие)
звонкие и … (глухие)
- Звуки мы слышим, буквы … (пишем)
- В слове столько слогов, сколько … (гласных)
- После твердых согласных пишутся гласные … (а, о, ы, у)
- После мягких согласных пишутся гласные … (и, е)
- Какие буквы мы называем хитрыми? И почему? (е)
4.Проверка изученного на прошлых уроках. Перед вами слова. Прочитаем их. (Слайд) Внимательно слушаем задание.
- Найдите слова, которые состоят из одного слога (стал, дом)
- Найдите и назовите слова, которые состоят из 3-х слогов (молоко)
- Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог (дело, ели, лает, космос)
- В каком слове имеется хитрая буква? (Ели, лает) Почему? (обозначает 2 зв.)
-Ребята сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд
- С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
- А что мы произносили? (звуки)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем, а звуки проговариваем и слышим)
- Назовите только согласные буквы этого слова. («эр», «эс», «эс»)
- Назовите гласные буквы этого слова. (о, и)
III.Сообщение темы урока.
-Какую букву в слове «Россия» мы не знаем? Это буква Я.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками. (Слайд)
- Это буква Я
IV.Открытие нового
- Посмотрите, как пишутся печатные и письменные буквы «Я». Чем похожи и чем отличаются печатные и письменные буквы?
Откройте тетрадь, отступите 5 клеточек вниз, сбоку 1 клеточку, поставьте точку, здесь мы будем писать. Давайте напечатаем главную и строчную букву «Яя»
- Буква Я – хитрая.
2) Открываем первый секрет буквы «Я». (Слайд)
- На какой вопрос нам надо ответить?
- К какой группе букв относится буква «я»?
- Давайте послушаем букву. (й-ааааааа)
- Тянется? (да) Какая это буква? (гласная)
- Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
-Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает мягкость согласного)
- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
- Давайте еще раз послушаем букву. (и-аааааа) Сколько звуков слышим (2)
Какие? (йа) Запишем звуки в тетрадь. Что это? (слияние) Какое? (мягкое) Как закрасим слияние (зеленым, красным)
Вывод:
- Итак давайте подведем итог.
- Какая это буква? (гласная)
- Сколько звуков у буквы я? (2)
- Какие? (йа)
3) Открываем второй секрет буквы я. Слайд:
- В каких случаях буква я обозначает два звука?
Фонетический разбор слов «яблоко», «Рая»
- Где в слове стоит буква я? (вначале слова)
Вывод:
- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (в начале слова)
Фонетический разбор слова «Рая»
- Посмотрите на слово. Где в слове стоит буква я? (после гласной)
Вывод:
- Итак в каких случаях буква я обозначает 2 звука? (после гласной)
Буква я обозначает 2звука: (й) и (а) в начале слова и после гласной буквы.
Физкультминутка.
- Если в слове, которое я произнесу, есть я – приседают мальчики, если нет – девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия.
- Открываем третий секрет буквы я. Слайд:
- Какую работу выполняет буква я в слиянии? Прочитаем слоги с буквой «я»
Чтение слогов-слияний с буквой я.
- Посмотрите на экран. Слайд со слиянием.
- Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой я?
Вывод:
- Итак какую работу буква «я» выполняет в слиянии.
Буква я обозначает один звук и мягкость согласного звука в слиянии.
V. Закрепление
- Обобщите, что вы знаете о букве «я».
(обобщаем по трем предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)
V.Первичное закрепление.
Чтение слов в тексте из учебника (работа в паре)
- Найдите текст в учебнике. Прочитайте. Найдите в словах букву я.
- Подумайте, обсудите в каких словах буква я обозначает два звука, а в каких один?
- Прочитайте слова, где буква я обозначает 2 звука.
- Прочитайте слова, где буква я обозначает 1 звук и мягкость согласного в слиянии.
- Подведем итог.
- Кто больше всех получил яблочек? Давайте похлопаем ребятам, которые хорошо потрудились на уроке.
VI.Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Прочитайте вывод урока в учебнике.
- Его надо выучить дома.
- Дома составьте рассказ о букве «я».
- Нарисуйте рисунки о букве «я».
- Прочитайте слова в столбиках в Азбуке.
- Кому сегодня было сложно?
- У кого все получилось?
Рефлексия.
- Ребята, у вас на парте лежат яблоки. Если вам понравился урок и вы все запомнили, закрасьте яблочки красным цветом. А если вы еще что то не усвоили и надо еще подучить, закрасьте зеленым. Приклеим ваши яблочки на яблоню.
- Вы, сегодня все молодцы!
- Спасибо за урок.
- Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Повторение и закрепление. Буква е."
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классепо учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. ПронинойОбразовательная система «Школа 2100»Учитель: Коваленко Е.В.Тема: «Повторение и за...
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Звуки [б],[б^], буквы Б б."
Конспект урока по литературному чтению для первого класса.Предлагаемые задания разнообразны, быстро сменяют друг друга, заинтересовывая учащихся и настраивают на учебный процесс....
Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс
Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс ПНШ...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х...
конспект урока по литературному чтению 1 класс "Буква Чч"
конспект урока по литературному чтению 1 класс "Буква Чч"...
Презентация к уроку литературного чтения 1 класса «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»
Презентация к уроку литературного чтения 1 класса «Россия- Родина моя. Буквы Я, я»...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»
Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему: «Гласный звук [а], буквы А, а.»Цель: познакомиться с буквами А,а; формировать умение выделять звук [а] из речи.Задачи: Узнавать, наз...