Тема урока: «С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор»
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема урока: «С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создание условий для знакомства новыми направлениями творчества поэта – деятельностью переводчика, редактора Самуила Яковлевича Маршака, формирование умений работать с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;
Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 5 |
5 | Основная часть | 28 |
6 | Рефлексия + подведение итогов | 2 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Орг. Момент | - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок. (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.) | Личностные: приучение к порядку |
Мотивация к учебной деятельности | Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. | Познавательные: Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
Актуализация знаний | - Творчеству, какого писателя посвящена статья, которую вы читали дома? - Прочитайте III абзаца статьи. Как понимаете эти строки? - Найдите, в чем была сила жизни Пришвина? - Что поражало Маршака в произведениях Пришвина? - С кем сравнивал Маршак талант Пришвина? - Какие черты привлекали Маршака в Пришвине? - Прочитайте следующий абзац. Объясните, как понимаете эти строчки? - К какому жанру творчества Маршака можно отнести эту статью? (Критическая) | |
Постановка проблемы | - Какое из этих понятий – критик, поэт, переводчик, редактор – вам наиболее знакомо? (поэт) - Кто же такой поэт? (Поэт – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений) - Когда мы впервые встречаемся с Маршаком? (В раннем детстве) - Какие детские стихи Маршака вы знаете? - Узнайте, из каких произведений эти строки? - А что еще, кроме стихов, для детей писал Маршак? (загадки) - Мы с вами отметили в творчестве Маршака стихи, загадки, пьесы. А что еще писал Маршак? (сказки) - Какие сказки Маршака вы знаете? (Сказка о глупом мышонке, Сказка про короля и солдата, Старуха, дверь закрой!) - О какой деятельности Самуила Яковлевича мы узнаем из этого раздела? (О Маршаке – редакторе) - Расскажите, что вам известно о деятельности Самуила Яковлевича Маршака в должности редактора? Кто работал вместе с ним? Какая атмосфера царила в редакции? – Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение темы урока.) | |
Беседа до чтения | – Что знаете о самом Маршаке? – Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98). – Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак-редактор.) Рассказ о Маршаке-редакторе (по материалам учебника, с. 58–59). – Где и когда работал? – Каков был стиль его работы? – Что говорили о Маршаке-редакторе? – Как Маршак отбирал будущих детских писателей? – Кого переводил Маршак? | |
Беседа во время чтения | Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга. – Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.) – В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.) Чтение стихотворения Р. Бёрнса. – Какая строка повторяется? Почему? – С чем прощается герой стихотворения? – Какую клятву даёт? – Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя? Чтение стихотворения Р. Киплинга. – О чём мечтает герой этого стихотворения? – Чем привлекает его солнечная Бразилия? – Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое? Выразительное чтение стихотворений. Стихотворение Бёрнса – стихотворение-прощание, клятва, стихотворение Киплинга – стихотворение-мечта. После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой Амазонке» (муз. В. Берковского, М. Синельникова) в исполнении Т. и С. Никитиных. | |
Беседа после чтения | – Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак? – Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так думаете? – Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.) – Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и латышскую народную поэзию. – Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика? Поисковые задания. – Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них написано Бёрнсом, какое – Киплингом. Если в стёклах каюты Зелёная тьма, И брызги взлетают До труб, И встают поминутно То нос, то корма, А слуга, разливающий Суп, Неожиданно валится В куб, Если мальчик с утра Не одет, не умыт, И мешком на полу Его нянька лежит, А у мамы от боли Трещит голова, И никто не смеётся, Не пьёт и не ест. Вот тогда вам понятно, Что значат слова: Сорок норд, Пятьдесят вест! (Р. Киплинг) Был честный фермер мой отец. Он не имел достатка, Но от наследников своих Он требовал порядка. Учил достоинство хранить, Хоть нет гроша в карманах. Страшнее – чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных! Я в свет пустился без гроша, Но был беспечный малый. Богатым быть я не желал, Великим быть – пожалуй! Таланта не был я лишён, И вот решил по мере сил пробить себе дорожку. и т.д. (Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец») | |
Рефлексия + подведение итогов | Активно работали на уроке … Красиво и правильно выражали свою мысль … Внимательно слушали одноклассников … Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Маршак - сказочник, поэт, драматург, переводчик"
Урок литературного чтения 4 классТема: С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчикЦели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я. Маршака.Задачи:Образовательные: способствовать формировани...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
конспект урока...
1 класс тема: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"
1 класс конспект на тему: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"...
С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.
Цель: • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака.Задачи:• учить обобщать и делать выводы; • развивать умения работать со словарём; • расширять круг...
С.Я. Маршак – редактор, критик, поэт, переводчик.Презентация
Презентация к уроку С.Я. Маршака...
«Корней Иванович Чуковский - русский писатель, критик, литературовед, переводчик».
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковск...
Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4
Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...