Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Тема: «Звуки [з], [з'].Буква З,з»
Цели урока :
- знакомство со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает;
- формирование навыка чтения слогов, слов;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной устной речи учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
- формировать умение работать коллективно,в парах;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: конверт с условными обозначениями звуков, фотографии животных , лента букв ,таблица «Буква З, з »
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Поэт Р. Рождественский когда-то сказал:
… небо без птиц – не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля.
-Эти слова наводят меня на мысль, что школа без детей, это не школа. Поэтому я рада видеть вас всех сегодня в школе.
2. Эмоционально- волевая регуляция.
- Какую работу в школе вы выполняете с удовольствием?
3. Развитие речевого аппарата.
1) Артикуляционная разминка .
Учитель:
-Разогреем свой речевой аппарат.
Упражнение: « Лягушка и слон »
- Лягушка - широкая улыбка.
-Слон – трубочка.
(Чередовать 5-6 раз)
2) Дыхательная гимнастика .
Упражнение: «Магазин цветов»
Учитель:
-Глубокий вдох через нос, выдох через рот со звуком
(А-А-А-Х) (3-4 раза)
3) Работа над дикцией.
(У каждого ребёнка листок , на котором напечатана скороговорка)
Учитель:
Расставьте ударение .
-Купила бабуся бусы Марусе.
Учитель:
-Прочитайте, выделяя голосом подчеркнутое слово .
Купила бабуся бусы Марусе.
Купила бабуся бусы Марусе.
Купила бабуся бусы Марусе.
Купила бабуся бусы Марусе.
4. Актуализация знаний .
( На листочках записаны буквы и слова)
И О Ё Е У Э А ы
К М Т Г Л Р Н П Б
МЯЧ, ИГОРЬ, ЭТО, СВЕЧА, БАНАН, АНЯ, УЖИН.
Учитель читает задание для каждой строки.
1)Обведите красным буквы, обозначающие мягкость согласного звука.
2)Зеленым цветом обведите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
3)Подчеркните слова, в которых слог состоит из 1буквы.
- Мотивационно - целевой этап.
-Отгадайте загадку .
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают,
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Учитель:
-Кто из вас знает, что такое зоопарк?
Обучающиеся:
-Зоопарк- это место, где содержат животных.
Обучающиеся:
Зоопарк – это «живая лаборатория» для ученых, это убежище для редких животных.
Учитель:
Кто из Вас был в зоопарке?
-Мы сегодня совершим путешествие в зоопарк.
-Сядьте удобно, приготовьтесь слушать загадки и отгадывать их.
- Разноцветный петушок,
Серой курочки дружок,
Там, где травка, где бурьян,
Ищет зернышки ….. (Фазан)
(Вывешиваю фотографию)
- С бородой, как старый дед,
В шубу теплую одет.
Целый день траву жует,
Никогда не устает.
До чего упрям и зол, старый бабушкин….(Козел)
(Вывешиваю фотографию)
- Изрисована лошадка,
Будто школьная тетрадка…..(Зебра)
(Вывешиваю фотографию)
- Пестрая веревка
Мышат хватает ловко…..(Змея)
(Вывешиваю фотографию)
- Бык в лесу живет лохматый
Рогом острым чешет дуб
Головастый, бородатый
Сильный, быстроногий…..(Зубр)
(Вывешиваю фотографию)
Учитель:
Произнесите еще раз отгадки ЗООПАРК, ФАЗАН, КОЗЁЛ, ЗЕБРА, ЗМЕЯ, ЗУБР.
Учитель:
-Что объединяет слова- отгадки?
-Чем похожи эти слова?
Обучающиеся:
- В них есть звуки [з], [з']
Учитель:
-Давайте попробуем определить, что это за звуки.
- Работа по теме урока.Знакомство со звуками [з], [з'] .
Учитель:
- Я предлагаю Вам поработать со словами ЗУБР , КОЗЁЛ , чтобы составить полную характеристику звукам [з], [з'] .
Дети работают на местах , я у доски
(Как только первый звук [з], в слове ЗУБР выделили вывешиваю слова-помощники :
согласный звонкий твердый )
Продолжить дальше звуковой анализ слова
Учитель:
-Делаем звуковой разбор слова КОЗЁЛ.
- В какой части слова находится новый звук [з'] ?
(Как только выделили новый звук вывешиваю слова-помощники
Согласный звонкий мягкий).
7.Физминутка.
8. Знакомство с буквой З.
Значит звуков два [з], [з'] , а буква одна- З.
-Вывешиваю табличку с новой буквой.
Учитель:
-На что похожа буква З?
(Стихотворения рассказывают заранее подготовленные ученики)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
(С. Маршак)
В звезде найдёшь ты букву «3»,
И в золоте и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога…
(Е. Тарлапан)
«З»- девица мастерица,
С закорючками роднится.
З не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
(В. Степанов)
Учитель:
- А может быть, буква З есть в фамилиях наших детей, или в названиях улиц?
- Давайте поселим нашу букву на ленту букв.
- На каком этаже будет жить наша буква З?
- Докажите!
Обучающиеся:
- Буква З обозначает звонкий согласный звук .
Учитель:
- Обратите внимание над какой буквой мы поселили букву З.
- Почему?
Обучающиеся:
- Буква З это парный согласный звук .
( Вывешиваю слово парный, там где висят слова-помощники).
9.Первичное закрепление
Учитель:
- Перечислите постоянные признаки звуков [з], [з'] .
Обучающиеся:
-согласный
-звонкий
-парный
Учитель:
-Значит звуки [з], [з'] парные по глухости и звонкости.
10. Физминутка.
11. Чтение слогов и слов.
Игра «Дополните до целого слова».
Чтение слов
-Значение какого слова Вам не понятно?
12.Рефлексия.Итог урока.
(У каждого ребёнка листок с заданием)
Зина и Лиза пошли в магазин. Зина с корзиной, а Лиза с рюкзаком.
Помоги девочкам выбрать продукты.
Зефир
Зина Арбузы
Зельц
Лиза Кукуруза
Изюм
Заправка для борща
Кизил
Козинак
Учитель:
-Прочитайте предложения.
Почему Зине дали корзину, а Лизе рюкзак?
- Прочитайте задание и выполните?
- Поменяйтесь с соседом, проверьте.
-Покажите свое место на горке и я сразу пойму, как каждый из вас чувствовал себя на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...