С. Есенин «Нивы сжаты»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "С. Есенин "Нивы сжаты", 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_53_esenin_nivy_szhaty.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 53. С. Есенин «Нивы сжаты».

Цель. Научить анализировать лирическое произведение, используя стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты.

Задачи.

  1. Составление таблицы отличий лирики и эпоса.
  2. Составление образов персонажей по описанию и поступкам.
  3. Описание места действия, характеристика образов-персонажей, описание действий героев как способа выражения идеи произведения.
  4. Обсуждение финала и заголовка как способа подчеркнуть идею произведения.

Урок 52.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

О чём говорили на прошлом уроке? Где происходят события?

В этом доме, после продолжительных прогулок по лесу, после общения с природой, при свете керосиновой лампы, под мерное постукивание ходиков «рождались полные поэзии строки о любви и понимании природы земли Русской».

О том, как рождаются эти строки, К. Паустовский написал в повести «Золотая роза». Хотите узнать, кому на самом деле принадлежит старый дом?

«Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного  в

свое время гравера  Пожалостина.  Там  одиноко  доживала  свой  век  дряхлая

ласковая старушка - дочь Пожалостина.

   Я занял одну комнату в гулком, большом доме  с  почернелыми  ревенчатыми

стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было  проходить  через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами.

   Кроме старушки и меня, в доме больше никто  не  жил.  Дом  этот  считался

мемориальным.

   Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру  большой  и  такой  же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

   Я приехал работать и первое время писал  у  себя  в  комнате  с  утра  до

темноты.  Темнело  рано.  В  пять  часов  надо  было  уже  зажигать   старую

керосиновую лампу с абажуром в виде тюльпана из матового стекла.

   Но потом я перенес  работу  на  вечер.  Было  жаль  просиживать  немногие

дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по  лесам  и  лугам,

уже готовым к приходу зимы.

   Я бродил подолгу и видел  много  примет  осени.  По  утрам  в  лужах  под

стеклянной коркой льда были видны пузыри  воздуха.  Иногда  в  таком  пузыре

лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный  лист  осины  или березы. Мне нравилось  разбивать  лед,  доставать  эти  замерзшие  листья  и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая  куча  таких листьев.

Лучше всего  было  в  лесах.  По  лугам  дул  ветер,  а  в  лесах  стояла

похрустывающая ледком сумрачная тишина. Может быть, в  лесах  было  особенно тихо от темных облаков. Они так низко нависали над землей, что  кроны  сосен закутывались подчас туманом.

   Иногда я ходил удить рыбу на протоки Оки.

   Много было примет осени, но я не старался  запоминать  их.  Одно  я  знал

твердо - что  никогда  не  забуду  этой  осенней  горечи,  чудесным  образом

соединенной с легкостью на душе и простыми мыслями.

   Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле  мокрые,  обтрепанные  подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.

   Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала.

А все, что называется материалом,  -люди,  события,  отдельные  частности  и

подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до  времени

где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому  ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и  перейдет  на бумагу».

Проверка д/з.

Выставка картин, обсуждение. Пересказ.

А мы переходим к творчеству Сергея Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895г. в селе Константиново, Рязанской губернии в крестьянской семье. Первые стихотворения поэта были напечатаны в 19 лет.

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое. Стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности и любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них – произведение «Нивы сжаты, рощи голы…», написанное в 1917 году.

К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

Нива – поле, где выращивают пшеницу, рожь.

Роща – густой лес.

2

Целевая установка на слушание

Часто стихотворения исполняют в виде песни. Послушаем стихотворение С. Есенина в исполнении Светланы Пантелеевой. Какой период осени описывает С. Есенин?

3

Первичное восприятие

Прослушивание песни.

4

Выявление специфики восприятия

Создалось ли настроение сказки?

5

Постановка учебной задачи на анализ

Давайте посмотрим почему у нас сложилось ощущение сказки и что хотел рассказать нам поэт.

6

Перечитывание и анализ

О каком периоде времени идёт речь? Докажите по тексту. Конец осени, поздняя осень. «Совсем недолго ждать зимы седой осталось».

Составим картинный план и партитуру чувств.

Картинный план                                           Партитура чувств

«Нивы сжаты, …» 2 строки-----------------грусть, тоска

«Колесом…»-----------------------------------тихий восторг, печаль

«Дремлет…»-----------------------------------мечтательность, надежда

«Ах, и сам я…»-------------------------------уныние, надежда

«Рыжий месяц…»----------------------------бодрость, шутка, надежда

Чтение отрывков и обсуждение по тексту (во время написания).

Есть ли образные слова или все слова простые?

От какой воды туман и сырость? (дожди, осенняя слякоть)

Какая картина у вас перед глазами? Какое настроение вы испытываете?

3-4 строка.

Какие слова использует С. Есенин характеризуя солнце? (Колесом, тихо скатилось).

Как вы себе это представляете?

О каком периоде суток идёт речь? (закат)

В какие цвета поэт окрашивает картину? (Красное солнце, синие горы). Контраст цветов.

Почему горы синие? (в далеке, в дымке).

Чем отличаются первые две строки от 3-4 по применению слов? (В первой строке слова простые, во второй автор использует образно-выразительные слова - олицетворение)

Какое ощущение вызывают эти строки?

Почему грусть? (Солнце скатилось, конец дня, конец чего-то).

5-8 строка.

О ком идёт речь? (о дороге)

Почему я спросила о ком, а не о чём? (олицетворение).

Как автор описывает дорогу? (дремлет, взрытая, примечталось).

Что такое взрытая? (распутица, грязная дорога разрытая от движения транспортных средств по ней).

Что же ей примечталось?

Почему дорога мечтает о снеге? (подморозит, сделает более крепкой, красивой).

Вспомните свои ощущения первого снега?

Почему автор говорит именно примечталось, а не мечталось?

Какое ощущение вызывают данные строки?

9-12 строка.

Куда был направлен взгляд поэта раннее и куда он обращается сейчас?

Что увидел поэт?

Действительно ли увидел? (нет, шутит).

Как описывает чащу? Звонкой.

От чего чаща звонкая?

Есть выражение в звенящей пустоте, тогда как преобразится картина: «Ах, и сам я в чаще звонкой, увидал вчера в тумане»? (описание звенящей пустоты осеннего леса, погружённого в туман, серость, влагу, промозглость).

11-12 строка.

Как вы понимаете?

Когда увидал? Вчера, а не сегодня; сегодня поэт наблюдает сегодняшнюю картину, но вспоминает вчерашнее, как пророчество).

Что такое месяц?

Какое слово и почему поэт употребляет для месяца?

Что же делает месяц?

Когда запрягали сани и зачем? Когда выпал снег, для передвижения, покататься.

Можно ли сказать, что месяц действительно запрягался в сани поэта?

Возможно, месяц заволкло снежными тучками, как будто он действительно запрягался в сани. Ощущение надвигающегося первого снега).

Почему автор применяет именно такое олицетворение?

Какие ощущения оно вызывает?

Как можно заменить? Останется ли первоначальное ощущение?

Почему поэт шутит в конце? (Надежда для всего, ведь увидал вчера в тумане надежду, хотя сегодня ещё эта же грусть поздней осени, можно перенести на жизнь. Возможно ещё, что первый снег осенью тает, и вчера действительно погода собиралась на снег, возможно, он выпал, но растаял, создав опять эту «воду», но поэт напоминает о приближении настоящей зимы как нечто радостного, долгожданного изменения и отдохновения).

Выразительное чтение.

Д/з

Выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...

С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…». СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО

Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". Урок разработан в соотвествии ФГОС....

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».

Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения....