Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».
Юранева Людмила Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ» Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»
Для учащихся 3 класса (9-10 лет)
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева, С. К. Есенина,, аудиозапись Александра Матюхина « Нивы сжаты, рощи голы»
Карточки:
Зеленая - согласен:
Красная - не согласен
! – хочу ответить сам
? – у меня есть вопрос
Лист рефлексии (см. приложение)
Цели:
Предметные:
- осознанно правильно и выразительно читать
- видеть в тексте художественные средства, эпитеты, олицетворения
Личностные универсальные учебные действия:
- умение воспринимать красоту природы, которую воспевает С.Есенин
- чувствовать красоту художественного слова
Регулятивные УУД
- самостоятельно формировать цели и цели урока
Познавательные УУД
- осуществлять анализ стихотворения
- строить рассуждения по прочитанному
Коммуникативные УУД
- высказывать и обосновывать свою точку зрения
- умение слушать и слышать других
- Организационный момент
Настрой на работу. Вслух хором дети читают отрывок из стихотворения
Книга – учитель
Книга – наставник
Книга – надежный товарищ и друг
Ум как ручей высыхает и старится
Если ты выпустишь книгу из рук…
У.: Какой раздел изучаем?
Д: Изучаем раздел: «Глухая пора листопада»
У.: Какие произведения понравились? Учили наизусть?
У.: Прочитайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина
Д: Унылая пора, очей очарованья
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданья
В багрец и золото, одетые леса…
У.: Прочтите отрывок стихотворения Константина Бальмонта
Д: Поспевает брусника
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
Стало только грустнее…
У.: Прочтите отрывок из стихотворения Ф.Тютчева
Д: «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера
У.: Что объединяет эти стихи?
Д.: Они все об осени.
II Определение основного вопроса урока. Постановка целей.
У.: Откройте стр. 189 учебника « В одном счастливом детстве»
У.: С каким произведением познакомимся сегодня?
Д. С .Есенин, стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы»
У.: Знаком ли нам поэт?
Д.: да, мы изучали стихотворение, учили наизусть «С добрым утром»
У.: Кто хочет прочитать отрывок?
Д: Задремали звезды золотые
Задрожало зеркало затона
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона…
У.: Итак, что сегодня будем изучать? Какая сегодня тема?
Д.: Мы знакомимся с замечательным стихотворением С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
У.: Какие цели поставим?
Д.: Познакомиться с новым стихотворением.
- научиться читать его выразительно
- найти художественные средства
- почувствовать красоту природы
У.: Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопрос:
- Какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение?
Д.: Автор любил это время года- осень. Все умел замечать, любовался природой.
У:Прочитайте стихотворение про себя, чтобы прочувствовать стихотворение, отметьте непонятные слова и выражения.
У.: Какие слова непонятны?
Словарная работа: Нивы – обработанные поля, пашня, посевы.
III Работа над содержанием стихотворения:
У.: Прочитайте стихотворение вслух. Прочитаем 1 строфу.
У.: Какое время года описывает поэт? Докажите!
Д.: Поэт описывает позднюю осень.
Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось.
- А почему у Есенина солнце тихое?
Д. оно светит и греет мало.
У.: Прочитаем вторую строфу. О чем вторая строфа?
Д.: О дороге.
У: - Что такое дорога?
Д Это путь.
У: А почему дорога ждет зимы?
Д.: Потому, что не будет грязи.
У.: Прочитайте 3 строфу. Сравните настроение поэта в 1 строфе и 3. Что можно сказать?
Д – Поэт употребляет междометие Ах! Он восхищается.
У - Какие слова об этом говорят?
Д.- Ах? (звонкой)
У - Когда мы говорим Ах!
Д.: Когда удивляемся. Когда восхищаемся.
У. - Чему удивлялся Есенин?
Хором прочитаем вместе удивимся.
V Физминутка
Где ты, где ты, отчий дом (поднимаем руки над головой)
Гревший спину под бугром ( Спинку выгибаем)
Синий, синий мой цветок! (рисуем в воздухе цветок)
Неприхоженный песок ( топчемся на месте)
Где ты, где ты, отчий дом (поднимаем руки над головой)
IV Работа в группах
У.: А теперь поработаем в группах.
1 группа – Найдите в стихотворении эпитеты.
Д: ответ: рыжий месяц, сини горы, солнце тихое
2 группа: найдите олицетворение
Д: солнце скатилось, дремлет дорога, месяц запрягся, дороге примечталось, зима седая, запрягся жеребенком
3 группа: Сравнение
Д: солнце – колесо
Месяц- жеребенком
Проверка
У: - Какая была цель работы в группах?
- Что такое эпитет?
- Что такое олицетворение?
У.: А теперь в группах поработайте над выразительностью чтения стихотворения
Что значит выразительное чтение?
Д - расставить паузы
- расставить логические ударения
- выбрать нужный темп (медленный, быстрый, умеренный)
V Самооценивание
Проверка. Читаем выразительно. Оцениваем детей по критериям.
У. Ребята, многие композиторы обратили внимание на мелодичность этого стихотворения, искреннюю любовь к родному краю. Стихи С Есенина затронули их душу. И они написали музыку на эти стихи. Это композиторы:
Л.Накаряков, С.М. Шабунин, А. Матюхин.
Я предлагаю послушать музыку Александра Матюхина.
VI Итог урока
У: - Какие цели ставили на уроке?
- Про рефлексируем свою работу. Лист рефлексии
- Какое будет домашнее задание, как вы думаете?
Д. Мы хотим выучить наизусть произведение С. Есенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Лист рефлексии
Сегодня я узнал | |
Было интересно | |
Было трудно | |
Я выполнил задания | |
Я понял, что.. | |
Теперь я могу.. | |
Я почувствовал, что | |
Я приобрел | |
Я научился | |
У меня получилось | |
Я смог | |
Я попробую | |
Меня удивило | |
Урок дал мне для жизни | |
Мне хотелось |
Сергей Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...
С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"
Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...
С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…». СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". Урок разработан в соотвествии ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы.."" 3 класс
УМК"Начальная школа 21 века"...
Конспект урока. Тема: Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
3 класс...
Конспект урока по литературному чтению "Выразительные средства в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Урок по УМК "Школа 21 века"...
технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."
Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века"....