С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…». СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". Урок разработан в соотвествии ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_esenin.docx | 110.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…».
СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с текстом стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», для формирования представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов; совершенствовать умение находить образные средства языка (олицетворение, сравнение), анализировать средства художественной выразительности; способствовать развитию умений наблюдать за передачей настроения мастерами живописи и музыки; развивать эмоционально-чувствительное отношение к поэтическому слову; воспитывать любовь к природе, поэзии |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные: научится интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного); находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор); получит возможность научиться читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении художественного текста; познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; выполнять правила безопасного поведения в школе |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит... | Сообщают о готовности к уроку | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении | Педагог организует речевую разминку с развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. – Произнесите быстро и четко чистоговорки: • Тридцать три огромных рака, все в нарядных красных фраках. • Рожь яровая – культура зерновая | Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Наблюдение. Устные ответы |
III. Подготовка | Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Определе- | Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уров- | Обсуждают тему урока. Отвеча- | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; работают с не- | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ведения. Сообщение темы урока | ние целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением | нем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло • Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.) – Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев. Что же мы знаем об этом времени года? На доске таблицы с шифровкой. – Какое слово зашифровано? (Есенин.) – Знакомо ли вам оно? Почему появилось на нашем уроке? | ют на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя опреде- | сколькими источниками информации (учебной книгой, текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? | ляют задачи чтения и составляют план чтения | |||||
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. – Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные | Осуществляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении. Познавательные: работают с дополнительной литературой. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; производят оценку своего за- | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа с толковым словарем |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
автором в стихотворении. – Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. – Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? – Какие слова требуют разъяснения? Объясните их значение, используя толковый словарь. Нива – засеянное поле. Дремлет – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. Запрягся – соединялся с повозкой, санями упряжью. Сжаты – срезаны под корень | Работают с толковым словарем | дания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | ||||
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения. Решение проблемной задачи | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). – Если Маяковский был громовой трубой, то Есенин – ее золотой флейтой. Оба эти го- | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зре- | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или про- | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
лоса всегда будут звучать для читателей будущего... Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. Поэт быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Короткое время Есенин служил в царской армии. В 1919–1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым), побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США, в 1924–1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – | ния. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста. Осуществляют выборочное чтение | слушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
основное в моем творчестве», – говорил Есенин. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, С. А. Есенин был большим и смелым мастером стиха. – Прочитайте стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». – Какие строчки стихотворения запомнились? Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки. – По какой причине дорога становится взрытой? Почему взрытая дорога мечтает о зиме? Почему поэт называет чащу звонкой? – Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте: герою-рассказчику нравится поздняя осень? О чем он мечтает? (Герой-рассказчик тоже мечтает о зиме. Слова «Ах, и сам я…» следуют сразу за строфой, где рассказывается о том, что примечталось дороге. Слова «Ах, и сам я…» означают: «И я тоже, как и дорога…».) – С помощью каких приемов неодушевленные предметы и явления становятся живыми и одушевленными? (Поэт пользуется приемом олицетворения: дорога дремлет, мечтает о зиме; месяц запрягается в сани; солнце называется тихим, и оно скатывается «колесом за сини горы».) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Физкультминутка | Руки как ветки, А мы как деревья, Теперь мы как будто в лесу. Мы руки поднимем И резко опустим, Как ветер сбивает росу. Чуть в стороны руки – И плавно помашем, Так в небе летят журавли. И как они сядут, Мы тоже покажем – Крылья сложить мы должны. | Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления | Личностные: проявляют положительное отношение к двигательной активности; соблюдают правила здорового и безопасного образа жизни | Наблюдение учителя | |
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов – О чем стихотворение Сергея Есенина? – Какие настроения автора вы почувствовали? Учитель проводит работу со «Словарем настроений». | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют главную мысль произведения под руководством учителя. Выпол- | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находят выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; работают с несколькими источниками информации (учеб- | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые ответы на вопросы. Работа с ил- люстрацией |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Какие образы создает поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? – Перечитайте первую строфу. Какой образ раскрыл поэт? (Образ солнца.) – Перечитайте вторую строфу. Какой образ создал Есенин? (Образ дороги.) | няют творческое задание. Работают с иллюстрацией к произведению. Анализируют музыкальное произведение | ной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивиро-ванно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | к произведению. Анализ музыкального произведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Перечитайте третью строфу. Какой образ создал поэт? (Образ месяца.) – Пометим эти слова в тексте. Какой образ кажется вам самым интересным и почему? К каким приемам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение.) – Найдите в тексте олицетворения; сравнения. – Лирическому герою жалко, что прошло лето? Можно сказать, что лирический герой мечтает о том, чтобы лето вернулось? – А может, он мечтает о том, чтобы наступила зима? Кто же мечтает о зиме: дорога или лирический герой? – Обратите внимание на слова «примечталось», «совсем, совсем немного ждать... осталось» – они раскрывают образ дороги или мир ожиданий самого героя? – Как понять такое восклицание «Ах, и сам я...»? – Почему месяц «запрягался в сани», ведь Есенин говорит об осени? – Послушайте произведения А. Скрябина Прелюдия № 4 ми-минор, П. Чайковского «Осенняя песня» и поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Давайте вновь вернемся к стихотворению Сергея Есенина. Попытайтесь напеть мелодию, подходящую, на ваш взгляд, по звучанию к этому стихотворению. Многие стихотворения Сергея Есенина композиторы переложили на музыку. Сейчас вы послушаете романс в исполнении вокального трио «Реликт». Автор музыки В. Гаврилин. (Прослушивание музыкальной записи.) – Выразите возникшие у вас чувства. А каково настроение у композитора? Удалось ли композитору музыкой усилить настроение Есенина? | ||||||
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Педагог проводит беседу по вопросам: – Что мы сегодня исследовали? – Для чего нам нужно это знать? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания. • Чуть-чуть неясно… • Ещё придётся потрудиться… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, | Индивидуаль- ная, фронтальная. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку результатов работы. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Оценивание работы обучающихся на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
• Урок полезен и понятен… • Да, трудно всё-таки учиться… – Если вы считаете, что вам удалось прочувствовать настроение поэта, прожить его ощущения, проникнуться образами, созданными автором, то выложите на парте красный листок. Если вы недостаточно прочувствовали переживания поэта, не смогли представить образы, не слишком удовлетворены своей работой, то выложите листок коричневого цвета. – В заключение урока мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихотворений С. Есенина | рефлексию | |||||
Рекомендации к выполнению домашнего задания | Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание. Домашнее задание: – Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить? Предлагаю на выбор: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения, стремясь передать настроение автора и ваше личное отношение. 2. Выучить наизусть стихотворение. 3. Нарисовать иллюстрацию. 4. Сочинить музыку к стихотворению | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...
С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"
Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы.."" 3 класс
УМК"Начальная школа 21 века"...
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».
Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения....
Конспект урока. Тема: Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
3 класс...
Конспект урока по литературному чтению "Выразительные средства в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Урок по УМК "Школа 21 века"...
технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."
Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века"....