Гласный звук (у), буквы У, у
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
План-конспект урока на тему: "Гласный звук (у), буквы У, у"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14._glasnyy_zvuk_u_bukvy_u_u.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 15
Тема: Гласный звук [у], буквыУ, у.
Стр.36-39
Цель:
1. познакомить с новым звуком [у] и буквами Уу;
2. развивать знания о звуках и буквах, память, мышление, логику;
3.воспитывать интерес к чтению.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети научатся выделять звук [у] в речи;
различать звучание согласных в слогах-слияниях с различными гласными звуками;
закрепят знания о назначении заглавных букв при составлении схем предложений, имён людей и кличек животных; закрепят знания о словах, состоящих из одного звука у, и, о.
Оборудование: буквы: Аа, Оо, Ии, ы, Уу, схемы звуков, алфавит.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний.
1.Повторение о звуках.
- Какие бывают звуки?
- Как произносятся гласные звуки? Сколько их?
- Сколько гласных звуков?
- Как произносятся согласные звуки?
- Назовите их.
2. Повторение алфавита.
III. Работа по теме.
1.Самоопределение деятельности.
- Ребята, перед уроками я получила письмо:
«Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я:
Удивительный ребенок,
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать». Слайд 2
- Кто же этот таинственный гость?
Предполагаемый ответ: утенок.
- Как догадались, что это утенок?
Предполагаемый ответ: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.
- Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия.
- Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.
-Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?
2. Выделение звука [у].
-Как зовут маму утёнка?(утка) Слайд 3
Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой на с. 37
-В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].
3.Игра «Не ошибись».
-Хлопать если есть в слове звук у.
Кукушка, клюшка, кружка, утюг, ложка, мошка, дружок,курица.
-Найти 8 слов со звуком у.
ПРИЛОЖЕНИЕ
-Назовите слова, чтобы звук у стоял вначале слова, в середине слова, в конце слова.
4.Буква у.
-Звук [у] на письме обозначается какой буквой?
Учитель показывает карточку с изображением буквы Уу.
– Как воет волк? (У-у-у-у…)
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
-Как вы думаете, буква у будет гласная или согласная?
– На что похожа буква Уу?
5.Печатание буквы у.
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 36-37.
-Откройте стр.36.
1)-Рассмотрите иллюстрацию .
- Назовите, кто изображён на иллюстрации (с. 36). (Утки, гусь, утята, индюк, петух, курица.)
- Как их всех можно назвать одним словом? (Это птицы.)
- Все ли птицы, изображённые на картинке, одинаковые?
-В чём вы видите их различие? (Одни птицы могут плавать в воде, а другие нет.)
- Кто умеет плавать в пруду, в озере, в реке?
- Как называют таких птиц? (Водоплавающие птицы.)
- Назовите птиц, не умеющих плавать.
- Как называют птиц, не умеющих плавать? (Не водоплавающие птицы, сухопутные.)
- Кто из вас знает, к какому произведению выполнена иллюстрация (с. 36)? («Гадкий утёнок»).
- Кому из вас читали эту сказку?
- Кто смотрел мультфильм?
- Вспомните отрывок из сказки «Гадкий утёнок».
-Для чего собрался весь птичий двор? (Они хотели посмотреть на утку с утятами.)
-Зачем утка привела своих детей на показ высшему обществу? (Она хотела, чтобы их приняли в это общество, приняли в общество птичьего двора.)
- Все ли утята понравились высшему обществу? Почему? (Не понравился один утёнок. Он был очень некрасивый.)
- Утка жалела гадкого утёнка, и она защищала его.
-Чем же закончилась эта сказка? (Гадкий утёнок превратился в красивого белого лебедя.)
— Назовите семейство утки. Дополните слова, образованные от слова утка, так, чтобы получилось словосочетание: пух (чей ?)..., охота (какая ?)...,лапки (чьи?)...
- Есть животное, у которого нос очень похож на утиный, и прозвали его... (Утконос.) Слайд 4
Утконос — водоплавающее млекопитающее, живущее только в Австралии. Является родственником ехидны. Утконос имеет длину тела около 35 см, хвост около 12 см и вес до 2 кг. На ногах утконосов находятся шпоры, из которых может выделяться яд. Самец утконоса использует этот яд во время брачных поединков с конкурентами.
- В каких словах мы слышали сегодня звук [у]? (В словах утята, утиный, утконос).
- А вот ещё одна птица прилетела к нам —удод. Слайд 5
Удод — красивая небольшая птичка с задорным хохолком. Второе название удода — лесной пастушок. Удоды — достаточно трусливые птицы, они боятся кошек, собак и других животных, при этом не боятся людей.
Эти птицы питаются жучками, а также достают с помощью длинного языка из норок личинки и насекомых. Удодов иногда называют «вонючими птицами», поскольку при выращивании птенцов, они никогда не убирают за ними отходы.
- Обратите внимание на других птиц. Есть ли в их названиях звук [у]?
-В каком слоге? (Петух — во втором слоге, курица — в первом слоге, гусь — [у] слышится в середине слова.)
-Произнесите слоги-слияния из всех слов, (ту, ку, гу)
-Какая буква понадобится нам для написания её в середине слова? (Маленькая буква у.)
-Как слышатся согласные звуки, если после них идёт буква у? (Согласные читаются твёрдо.)
-Как вы думаете, на какой этаж ленты букв мы поселим букву у? (На верхний, так как согласные с ней читаются твёрдо.)
-Перечислите все гласные верхнего этажа, (а, о,у, ы.)
-Придумайте по иллюстрации предложение из 2 слов? Из 3 слов.
-Составьте схему предложения: «Утка выгуливает утят.»
Дети по очереди читают пословицы из «Азбуки» (с. 36).
2)— Что вы можете сказать? (Первая пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать. Вторая пословица хвалит работящих людей. Четвёртая пословица учит людей делать хорошие добрые дела.)
-Выберите пословицу, которая подходит к данной иллюстрации. (Умный себя винит, а глупый — своего товарища.)
-Почему эта пословица хорошо подходит ко всем жителям птичьего двора? (Они не приняли в своё высшее общество утёнка, который был на них не похож. Они невзлюбили его, щипали, обижали. А себя они не видели.)
- Составьте предложения по схеме. (Утята гуляют гуськом.) Составьте предложение из пяти слов. (Утята и гусята гуляют гуськом.)
- Назовите маленькое слово. (Слово и.)
- А может ли звук [у] быть самостоятельным словом?
- Составьте предложение. (У утят красные лапки...)
-Составьте схему предложения. Как воет зимой ветер в трубе? (У-у.)
- Как кричит заблудившийся человек в лесу? (Ау!)
-Как плачет маленький ребёнок? (Уа.)
- В каком слоге слышен звук [у] в слове азбука?
-Может ли звук [у] образовывать слог? (Да.А-у! У-тята. У-дод. У-литка.)
- Дайте характеристику звука [у]. (Звук [у] — гласный, в слоге-слиянии согласные читаются твёрдо.)
IV. Итог.
V. Рефлексия учебной деятельности
— Какие звуки могут образовывать целые слова? (Гласные а, о, у.)
- Оцените свою деятельность на уроке ( с помощью смайлов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....