Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
Данная презентация и конспект урока составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov_serebryanoe_kopyttse.pptx | 1.71 МБ |
novikova_o.s._konspekt_k_uroku_lit.cht_._skaz_serebryanoe_kopyttse.docx | 25.34 КБ |
zadaniya_k_uroku_raspechatat.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Павел П етрович Бажов «Серебряное копытце »
«Добро существует там, где его постоянно творят» ( восточная мудрость )
Павел Петрович Бажов
Ключ к тесту ( 1-б, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5- а, 6 – в,7 – а ) Без ошибок - « 5» 1-2 ошибки - « 4» 3-4 ошибки - «3
Кквн , Дрнк , Мрнк , кзл ???
«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.»
Подумайте: Рассказ? Сказка?
Рассказ Сказ Сказка Повествование , описывающее реальный жизненный случай, эпизод из жизни г ероев. Волшебство , фантастический в ымысел. Литературный жанр, описывающий реальную жизнь героев, в которой происходят необыкновенные , фантастические , волшебные события.
Характеристика героев.
Особенный козлик… В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те, и другие имели рога.
Подумайте: Косуля ? Олень?
Кто такой Серебряное копытце? Сибирская косуля Благородный олень Размер: маленький олень Рожки: не более 2-3 отростков Сбрасывает рога осенью Размер: средний и крупный олень Рога: от 5 и более отростков Всю зиму ходит в рогах, сбрасывает рога весной
Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце ? Герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни , и зажить богато? Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. или
Те самые хризолиты… Необработанный хризолит Хризолиты, после огранки Обработанные хризолиты в ювелирных изделиях
Пословицы 1.Семь раз отмерь – один раз отрежь. 2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. 3. Родина – мать, умей за нее постоять.
Синквейн 1.Даренка 2. Маленькая добрая 3. Ж ивет, помогает, радуется 4. Смогла увидеть Серебряное копытце. 5.Девочка 1. Кокованя 2. Б ородатый добродушный 3. З аботится, бродит, охотится 4. Мечтал увидеть Серебряное копытце 5.Охотник
Домашнее задание -Написать сочинение, как сложилась судьба понравившегося героя.
Интернет ресурсы https://www.google.ru/search?q=картинка+ручка+и+тетрадь https://www.google.ru/search?q=картинки+хризолита&newwindow https://www.google.ru/search?q=портрет+павла+бажова&newwindow https://www.google.ru/search?q=иллюстрации+к+книге+серебряное+копытце&newwindow
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Автор: Новикова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Луговская СОШ» п.Луговое Гурьевского городского округа Калининградской области
Класс: 4 «А»
Дата проведения: 29.11.2017
Тема: П.П.Бажов. «Серебряное копытце. Анализ сказки, характеристика героев» ( продолжение)
Цели.
- обучение умению характеризовать поступки и качества героев;
- развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
- формирование навыка анализа художественного произведения;
- развитие навыка работы в группах;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств.
- Знакомство с новым литературным жанром «Сказ»
Ход урока
I.Орг .момент
II. Мотивационно-ориентированная часть:
«Добро существует там, где его постоянно творят» (восточная мудрость)
-Как вы понимаете эти слова?
-В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.
IV.Постановка учебной задачи
— Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством
П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».
Проверка домашнего задания
-Расскажите , что запомнили из биографии П.П. Бажова(по предложению)
-Дома вы перечитали произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.
-У вас на партах тесты, ответьте на вопросы
Тест
- Сколько лет было Даренке?
а)8
б)6
в) 7
2. Какого цвета была Муренка?
а) серая
б) белая
в) бурая
3. Из скольких веточек были рога у козлика?
а) 5
б) 2
в) 6
4. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя
б) правая передняя
в) обе передние ноги
5. Какое полное имя было у Даренки?
а) Дарья Григорьевна
б) Даренка Григорьевна
в) Даша Георгиевна
6. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
а) 5
б) 3
в) 2
7. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке?
а) зеленые
б) фиолетовые
в) голубые
Ключ к тесту
( 1-б, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5- а, 6 – в, 7 – а)
Без ошибок - «5»
- ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3
2.Целеполагание
-Угадайте слова, добавив пропущенные буквы:
Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)
-Если мы назвали героев, то чем будем заниматься на уроке? (Давать характеристику героям, описывать их).
-Прочитайте предложение, записанное на доске.
«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.»
Чтение:
-про себя, медленно, скороговоркой, с вопросительной интонацией,
выделите букву О.
- Почему при чтении я попросила вас выделить букву О? (На Урале окают)
- Какое отношение имеет Урал к теме нашего урока? (Бажов родом с Урала)
3. Работа с жанром «сказ»
- Ребята, как вы думаете, в каком жанре написано произведение «Серебряное копытце» - это рассказ или сказка?
рассказ + сказка = ?
- Что общего в этих словах?
Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
- А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.
-Где происходят события?
- Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.
Характеристика главных героев (работа в парах)
1.Назовите главных героев сказа
У вас во 2 задании перепуталась характеристика главных героев и я не могу ничего разобрать. Помогите мне. 1 варианту надо выбрать описание Коковани, а другой Дарёнки.
(карточка № 1)
Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)
а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).
б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).
- Что общего вы заметили в их описании? (Доброта, ласка, трудолюбие, мечта, любовь к природе, одиночество.)
Оба героя добрые, трудолюбивые, ласковые, ценят красоту, природу – именно эти качества и объединяют Даренку и Кокованю .Они одинокие и оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.
У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
Работа в парах.
-Восстановите текст. Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед ______________, ______________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили — ___________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на ____________ уходил, Дарёнка в избе _____________, похлёбку да ___________- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –
мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ______________ им.
Так и стали жить вместе, дед Кокованя , сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили — поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –
мышей ловила . К вечеру соберутся, и весело им.
2.Найдите и прочитайте описание Мурёнки стр.181
3.-А теперь попробуйте описать козлика стр.184 чтение по ролям
Козлик этот____________.
У него на правой _____________ ноге копытце. Ростом он не выше __________, ножки __________, головка ____________. А рожки у козлика ___________, пять веточек. Шерстка у него летом _____________, а зимой __________. Кормится ________________________________________________________.
Козлик этот особенный.
У него на правой передней ноге копытце. Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А рожки у козлика отменные, пять веточек. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая. Кормится травой да листиком, да сеном зимой в стожках подъедает.
4.Идея произведения
-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется?( Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).
-Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?
( Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.)
Ответив на вопрос «Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?» мы определим идею текста:
а) человек должен любить животных;
б) очень важно быть скромным
в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены
5.Обобщение
Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки,а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.
Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания. Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем.
Только чистым душою людям открываются настоящие чудеса.
Будьте и Вы такими – верьте в свою мечту и она обязательно сбудется!
Синквейн
Я предлагаю в паре вам написать синквейн на тему «Любимый герой сказа»
Козлик • Особенный, волшебный • Скачет, прыгает, копытцем бьёт • Из-под копыт драгоценности сыплет • Счастье | Кокованя бородатый добродушный бродит охотится заботится Мечтал увидеть Серебряное копытце Охотник | Даренка Маленькая добрая проказничает, веселится, радуется Увидеть Серебряное копытце смогла. Озорница |
Д/З
-Урок я закончу вопросом: Какова дальнейшая судьба этих героев?
-Предлагаю вам д.з.: изобразить понравившегося героя и написать, как сложилась его судьба.
4.Работа над сказом (продолжение)
- Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Даренка?
-Чему удивлялись соседи?
-Почему собаки подняли лай, когда девочка с дедушкой шли из завода?
-Почему Даренка не смогла поймать кошку?
- А теперь самый главный вопрос, на который вам нужно ответить
-Почему именно Коковане и Даренке удалось увидеть Серебряное копытце?
Задание
— Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.
1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
Предварительный просмотр:
Тест
- Сколько лет было Даренке?
а)8
б)6
в) 7
2. Какого цвета была Муренка?
а) серая
б) белая
в) бурая
3. Из скольких веточек были рога у козлика?
а) 5
б) 2
в) 6
4. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя
б) правая передняя
в) обе передние ноги
5. Какое полное имя было у Даренки?
а) Дарья Григорьевна
б) Даренка Григорьевна
в) Даша Георгиевна
6. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
а) 5
б) 3
в) 2
7. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке?
а) зеленые
б) фиолетовые
в) голубые
Оценка_______________________________-
2 задание
Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)
Оценка_______________________________-
3 задание
Так и стали жить вместе, дед ______________, ______________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили — ___________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на ____________ уходил, Дарёнка в избе _____________, похлёбку да ___________- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –
мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ______________ им.
Оценка_____________________
4 задание
Козлик этот____________.
У него на правой _____________ ноге копытце. Ростом он не выше __________, ножки __________, головка ____________. А рожки у козлика ___________, пять веточек. Шерстка у него летом _____________, а зимой __________. Кормится ________________________________________________________.
Оценка_____________________
5 задание
-Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.
1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
-Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?
а) человек должен любить животных;
б) очень важно быть скромным
в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.
6.Синквейн на тему «Любимый герой сказа»
1 слово – понятие или тема (существит.). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме. Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. | 1. 2. 3. 4. 5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.
Тема урока: «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока: формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...
Презентация к уроку литературного чтения .М.Пляцковский Помощник. 1 класс
Сделать урок эмоционально насыщенным, полноценным, наиболее наглядным помогает мультимедийная презентация...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...
Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс
урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" т...
Презентация для ученика пропустившего урок литературного чтения "Городок в табакерке" 4 класс
Данный вид работы позволит ученику заполнить пробелы в знаниях во время болезни или пропуска урока....
Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!
Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...