Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основные этапы урока построены в соответствии с разработками уроков литературного чтения во 2-м классе (Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.Я. Яковлева. Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 320 с.).
Конспект урока обеспечен разработкой презентации (автор презентации Батурина Ж.А.).
Каждый слайд создан с помощью анимационных картинок. Также использованы аудиофайлы (песни), которые запускаются путем нажатия на ссылку, которая выделена на слайде. Вывод информации на слайде происходит постепенно, с помощью дополнительного «клика» на мышь или клавишу «пробел». Важно: не удалять аудиофайлы из папки, в которой расположена презентация!
Данные анимационные слайды повышают интерес у учащихся к изучению материала, позволяют сделать урок более занимательным, привлекательным, и, что немало важно, позволяют эффективно подготовиться педагогу к уроку, тем самым сэкономить время для подготовки к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
Батурина Жанна Анатольевна
Учитель начальных классов
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 5», г. Норильск
Конспект разработки.
Тема «Зачем поют колыбельные песни»
I. Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне»
- Слышали ли вы колыбельные песни?
- Где? Кто их исполнял? О чем эта песня?
- Уточним значение слова. Задание 1 в тетради на с.38
II. Рассказ учителя о колыбельных песнях.
Слайд 2 Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже - просто убаюкивать. Главный секрет народной колыбельной песни - её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа.
Слайд 3 Их придумывали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка. Слайд 4
III. Работа с авторским текстом.
- Рассматривание иллюстрации в учебнике.
- Чтение авторского текста.
- Вопросы после чтения:
- Из каких слов песни видно, что это колыбельная?
- Что вы узнали о быте норвежской семьи?
IV. Чтение колыбельных песен.
- Задание 2 в тетради на с. 38.
- Сравнение прозвучавших песен. Слайд 5
- Чем похожи эти песни? (Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами...)
- В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих песен связан с качанием детской колыбели.
V. Работа с текстами литературных колыбельных песен.
1. Работа с текстом до чтения.
- Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...»
2) Обсуждение прочитанного:
- Какие картины вы представили? Расскажите.
- Почему так много картин?
3) Чтение вслух по строфам.
1-я строфа.
- Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.)
- Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать.)
- В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)
- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый.)
2-я строфа.
- Почему мальчику не надо ничего бояться?
3-я строфа.
- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.) А что значит «звери, лёгкие на роздых...»? (Они легко засыпают.) Почему заканчивается многоточием?
- О чём просит мама сына? (Заснуть.)
3. Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы после чтения.
- Какие чувства надо постараться передать при чтении? {Любви, по
коя, тепла, готовности защитить.)
2) Упражнение в выразительном чтении.
VI. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?».
1. Чтение стихотворения про себя.
- Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребёнка.)
- Что ответила мама?
- Почему дрёма днём обнимает совят? (Совы днём спят. Это ночная птица.)
2. Чтение вслух.
- Где живёт герой песни?
- Как это в дверь стучится дрёма? (Хочется спать, человек начинает дремать.)
После 2-3-го четверостишия.
- Почему ребёнок не хочет впускать дрёму? (Он хочет задать маме
вопрос. Он придумал живую дрёму.)
После 4-го четверостишия.
- Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку.)
3. Чтение по ролям.
VII. Сравнение авторских колыбельных песен.
- Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (Да. Они добрые, наполнены любовью.)
- Чем различаются песни? (Первая - песня матери, вторая - песенка-фантазия ребёнка.)
VIII. Итог урока.
- Как появились колыбельные песни?
- Почему они относятся к устному народному творчеству?
- Для чего же и кого поются колыбельные песни?
IX. Домашнее задание.
Выучить наизусть народную или авторскую колыбельную песню, проиллюстрировать её. Можно предложить детям расспросить мам, бабушек, какие колыбельные песни они пели своим малышам, и выучить «домашнюю» колыбельную.
Краткие рекомендации к использованию
Данный конспект и презентация предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основные этапы урока построены в соответствии с разработками уроков литературного чтения во 2-м классе (Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.Я. Яковлева. Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 320 с.).
Конспект урока обеспечен разработкой презентации (автор презентации Батурина Ж.А.).
Каждый слайд создан с помощью анимационных картинок. Также использованы аудиофайлы (песни), которые запускаются путем нажатия на ссылку, которая выделена на слайде. Вывод информации на слайде происходит постепенно, с помощью дополнительного «клика» на мышь или клавишу «пробел». Важно: не удалять аудиофайлы из папки, в которой расположена презентация!
Данные анимационные слайды повышают интерес у учащихся к изучению материала, позволяют сделать урок более занимательным, привлекательным, и, что немало важно, позволяют эффективно подготовиться педагогу к уроку, тем самым сэкономить время для подготовки к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению по теме Е. Шварц "Два брата" 4 класс по ОС "Школа 2100"
Открытый урок...
Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...
Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель: Создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные: Формиров...
Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс по программе " Школа России ".
Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс поп программе " Школа России "....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...