Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_schitalochka.rar | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Считалочки в стране Считалия.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о считалках как малом фольклорном жанре, их предназначении, сюжетно-композиционном построении, наличии зашифрованных слов; способствовать развитию речи учащихся, памяти.
Планируемые результаты:
личностные УУД:
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;
метапредметные УУД:
регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу;
познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков;
коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; сотрудничать в парах, группах.
предметные УУД:
осознавая смысл прочитанного, различать малые жанры фольклора
получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (считалку) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация).
Программа: УМК « Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: фронтальная (беседа), работа в парах, работа в группах, работа с учебником, индивидуальная работа.
Оборудование: учебник «Азбука», карточки с текстами для выбора жанров, разрезные карточки с текстом для востанавления считалочки, презентация.
Использованные обучающие структуры: ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, ТАЙМД РАУНД РОБИН , ТАЙМД ПЭА ШЭА, сигналы для управления классом: сигналы тишины, МЭНЭДЖ МЭТ, таймер. Фразы и ТИМ ЧИР для выражения похвалы.
Ход урока.
- Орг момент.
- Проверьте ваше рабочее место. Всё ли готово к уроку?
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Литературное чтение у нас.
- Актуализация знаний.
- На предыдущем уроке мы с вами говорили о произведениях устного народного творчества.
- А почему творчество названо Устное народное?
( Произведения сочинил народ, передавались из уст в уста)
- С какими жанрами устного народного творчества мы уже знакомы?
( загадки, пословицы и поговорки, потешки, сказки)
- Кто может привести пример?
- Дома вы подбирали загадки для одноклассников.
ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН
- Встаньте те кто подготовил хотя бы одну загадку, две, три, четыре.
- Молодцы!
ТАЙМД ПЭА ШЭА
- Поработаем с портнёром по плечу. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Загадайте друг другу загадку по очереди. Ели выполнили задание. Покажите свою готовность.
- Загадывает первым тот, у кого на одежде больше пуговиц.
- Скажите своему партнёру:
- ТЫ ПОДГОТОВИЛ ОТЛИЧНУЮ ЗАГАДКУ
- И ТВОЯ ЗАГАДКА ИНТЕРЕСНАЯ
- Кто считает, что загадка партнёра по плечу была трудной, необычной, интересной и над ней нужно было подумать? ( Прошу загадать загадку нескольких ребят) ТИМ ЧИР
3. Работа над новой темой.
- Ребята вы перечислили жанры устного народного творчества. Но посмотрите на Солнышко. Возле одного лучика знак вопроса. Значит существует еще жанр. Попробуйте догадаться какой? ( Читаю считалочку)
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
- Догадались какой это жанр? ( Считалочки)
Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
- Постановка цели урока.
Сегодня на уроке нам нужно понять:
- что такое считалочка
- для чего нужна считалочка
- какие бывают считалочки
ТАЙМД РАУНД РОБИН
На столе у детей 4 карточки с разными текстами. Дети разбирают карточки. Зачитывают карточки по кругу. Определяют жанр произведения. Выбирают считалочку. Закончив работу подайте сигнал. Начинает партнёр под № 2. Идем по кругу по часовой стрелке.
- Прошу ребят зачитать считалочки.
- Понравилась считалочка? ТИМ ЧИР
- Какие ещё жанры встретились? Зачитать по одному. Запомните кому, что досталось. Чуть позже нам это пригодится.
- А мы продолжаем отвечать на поставленные вопросы. Поработаем с учебником.
Работа с учебником на стр.110. Чтение читалочек детьми.
- Ответим на первый вопрос: - Что такое считалочка?
- Это рассказ, стихотворение, большое произведение или маленькле?
- Естьли в считалочке рифма? А ритм?
Считалочка - рифмованный стишок с определенным ритмом.
- Для чего нужна считалочка? Как вы определяете в игре в прятки, кто в игре будет водить, а кто прятаться?
Считалочка нужна – для распределения ролей в игре.
- Какие бывают считалочки? - ( дети пречитывают считалочки)
- Какими словами заканчивается считалочка? На что указывает?
- выбор водящего ( тебе водить)
- У кого попалась такая считалочка? Прочитайте.
- выбывание из круга ( выйди вон)
- У кого попалась такая считалочка? Прочитайте.
- А как быть со считалочкой про царя и царевича?
- указание на определённую личность ( снами в салочки ИГРАЕТ)
Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалочки нужны для распределения роли в игре.
- Закрепление изученного.
КОНЕРС
- Дома вы приготовили карточки со считалочками. Достаньте. А так же я хочу, чтобы вы вспомнили, какой жанр устного народного творчества вам достался в предыдущем задании. Посмотрите еще раз на свой текст. Вспомнили. Возьмите счилочку и распределитесь по группам в соответствии с тем, какой текст озвучивали.
- Найдите пару в группе. Покажите, что готовы.
Задание: Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.
- Кому понравилась считалочка партнёра?
- Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР
- Перемешайтесь. и найдите себе пару из другой группы.
- Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.
- Кому понравилась считалочка партнёра?
- Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР
6. Практическая работа.
С партнёром по плечу востановить считалочку.
- А сейчас попробуем применить считалку по назначению.
- При помощи считалочки определите кому ее зачитывать вслух.
- Выполнив задание покажите готовность. Прошу встать те пары, у кого партнёр готов озвучить считалочку вслух.
- Чтение считалочек. ТИМ ЧИР
7. Итог урока.
- С каким новым жанром учтного народного творчества познакомились?
- Похлопайте в ладоши те, кто считает, что знания полученые на уроке пригодятся в жизни.
- Похлопайте в ладоши те, кому было на уроке интересно.
- Спасибо за хорошую работу! САЛЮТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.
В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...
конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек", урок изучения нового материала...
Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".
Презентация урока литературного чтения Леонид Пантелеев "Две лягушки"....
Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.
Тема урока: «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока: формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...
презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах
УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....
Конспект и презентация урока литературного чтения
Конспект урока литературного чтения к рассказу В.Драгунского "Бы..."...
Конспект и презентация урока литературного чтения 2 класс Тема: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Данный материал будет полезен учителям начальной школы....