литературное чтение
консультация по чтению на тему
проблемы детского чтения, требования к проверке техники чтения в начальной школе, вопросы по произведению В.Катаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Катаев "Цветик - семицветик", вопросы к произведению | 22.5 КБ |
проблема детского чтения в России | 36.93 КБ |
проблема детского чтения в России | 25.51 КБ |
требования к проверке техники чтения в начальной школе | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к произведению В.Катаева «Цветик –семицветик»:
- Как зовут героиню сказки? ___________________________________________
- Сколько баранок она купила в магазине? _______________________________
- С чем были эти баранки? Папе - _________________, маме - ______________, Жене - __________________, Павлику - _______________________________ .
- Как зовут братика Жени? ____________________________________________
- Куда повела старушка Женю? ________________________________________
- На какой цветок был похож цветик – семицветик? _______________________
- Перечисли цвета его лепестков. _______________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- На что потратила Женя первый лепесток? ______________________________
_____________________________________________________________________
- Кто играл в песочнице в Северный полюс? _____________________________
- Сколько медведей встретила Женя на Северном полюсе? _________________
- Какого цвета стали глаза у Жени, когда она увидела у подружки говорящую куклу? ____________________________________________________________
- Чего не получила женя, когда потратила 6 лепестков цветка? ______________
_____________________________________________________________________
- Какие глаза были у мальчика со скамейки (по ним Женя поняла, что он не драчун) ___________________________________________________________
- Как звали мальчика и почему он не мог играть в салочки? ________________
_____________________________________________________________________
- Какое желание было загадано последним? ______________________________
_____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? - И да, и нет.
Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно.
Мы, тем не менее, в состоянии шока не находимся хотя бы потому, что результаты последнего международного исследования PISA, проведенного в 2000 г., когда Россия впервые приняла участие в нем участие, так и не стали достоянием широкой общественности. В нем оценивались результаты обучения - грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент в исследовании, проведенного в 2000 г., был сделан на навыках чтения. Среди учащихся 32-х индустриально развитых стран Россия заняла 27 место. Конечно, мы может говорить о том, что эти задания и тесты недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но, тем не менее, сегодня мы, как и ранее англичане или немцы, стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня происходит в чтении подрастающего поколения. Понять - для того, чтобы срочно принять меры.
Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) юных и взрослых, изучение психологических, педагогических и иных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, и особенно, детей и юношества сегодня практически не проводится.
В последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок «выпал» из сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. Нет соответствующих организаций, чтение почти не исследуется в рамках академических институтов, и его исследования фактически, из сферы фундаментальной науки перешли в плоскость прикладных областей знаний, а также в сферу практической деятельности. В этом, разумеется, нет вреда, однако сегодня мы получаем знания, которые фрагментарны, поверхностны и не способны привести к прогнозам в этой важной области. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными (например, в последнее десятилетие его изучают ведущие социологи ВЦИОМа), то чтение детей остается, можно сказать, вне поля зрения социологов. В результате возникшей острой потребности получить новые знания о происходящих процессах исследованиями его занимаются те, которого по роду работы больше всего волнуют эти проблемы: учителя, психологи, издатели и другие специалисты. Основные же исследователи детского чтения в последнее десятилетие – это детские библиотекари.
Библиотекари – те, кто особенно волнуется о детском чтении – в последнее десятилетие остро нуждались в получении новых и много аспектных знаний о том, как меняется ребенок-читатель, как обновлять фонды библиотек и т. д. Не получая таких данных, библиотекари стали изучать детское чтение в контексте библиотечного обслуживания детей. Сегодня детскими библиотекарями проведен не один десяток таких исследований, однако проблема остается.
Процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры. Тревоги и страхи возникают в связи с тем, что многие взрослые ориентированы, прежде всего, на старую модель «литературной социализации». Дети, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.
«Уходящая модель» детского чтения
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Обозначим черты, которые характеризуют старую модель чтения – тот образ, который пока что остается в сознании многих:
«любовь чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего, обязательность регулярного чтения);
преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
наличие домашней библиотеки.
У детей и, особенно, у подростков, сюда добавляется:
- общение со сверстниками по поводу прочитанного;
- наличие «литературных героев»;
- сравнительно небольшая доля «чтива» (литературы низких художественных достоинств);
- позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование «своего» или «хорошего» библиотекаря).
В общих чертах обрисуем новую картину и новую «модель» (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру. Прежде всего, эта картина крайне неоднородна: и если в одних регионах России ситуация сравнительно благополучна, то в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатной культуры.
На переломе веков в чтении детей, и особенно подростков и юношества особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту.
В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания - семьей и школой - в нем все большую роль играют «электронные «воспитатели». Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.
Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, когда оно будет освоено, оно «встроится» в структуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место.
Книга не уйдет, и чтение также. Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Но сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения – точнее, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как «Человека читающего».
Литература
Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 64.
Через чтение в мировое образовательное пространство /отв. Ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.
Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. – М.:Либерея, 1997.
Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 1995. №99. С.4.
Куно К. Чтение во Франции. М.: Рудомино, 1992.
Ринг К. Чтение в информационном обществе //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб.ст. по пробл. чтения. – М.: Либерея, 1997.
Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3. С. 98-102.
Начиная с 90-х годов XX века чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого человека, как условие его развития, а также условие развития нации в целом. Грамотность в настоящее время в разных странах является уже не столько целью, сколько средством получения образования, которое влияет на качество жизни отдельного человека и всего общества, поэтому она входит в 12 показателей, характеризующих, по мнению Всемирной организации здравоохранения, здоровую нацию, а ООН рассматривает грамотность взрослого населения наряду с коэффициентом продолжительности жизни в качестве индекса развития человеческого рода.
Что такое быть грамотным сегодня? Чем отличается грамотный человек нового века от грамотного человека прошлого?
Международная ассоциация чтения регулярно проводит обследование качества обучения учащихся и студентов в разных странах мира, известное под названием Program for International Student Assessment (PISA). Чтение и письмо, называемое одним словом грамотность, является первым объектом исследования.
Так, результаты сравнительного исследования грамотности проведенного Международной Ассоциацией Чтения (IRA)[1], в 1991- 92 г. были призваны сравнить достижения в системах образования в 30 странах, охватывающих учащихся в возрасте 9 и 14 лет. От каждой страны принимало участие от 1 500 до 3 000 учащихся. Девятилетние учащиеся (выборка А) выполняли тест чтения на двух уроках, общая продолжительность которых составляла 75 минут, 14-летние работали (выборка В) в течение 85 минут, разбитых также на два урока. Тест 90 –91 года был достаточно простым. Он включал:
Чтение и понимание текстов трех типов: повествовательного, объяснительного и документа, причем второй и третий были связаны с широким контекстом школы или дома.
Для группы 9-летних было добавлено задание на узнавание слова и соотнесение его значения с картинкой, выбираемой из 4-х. Задания множественного выбора выполнялись в скоростном режиме.
Приведем примеры заданий средней трудности.
Повествовательный текст:
Прочитать рассказ об акуле, которая дружила с семьей сардин и ответить на вопрос: почему акула плавала одна.
Прочитать басню о слоне, который мешал птицам, и ответить на вопрос: как мама птица прогнала слона.
Объяснительный текст:
Прочитать текст о зыбучих песках и объяснить как их распознать.
Прочитать описание моржа и найти информацию в тексте о продолжительности его жизни.
Документ:
Изучить карту и найти место к югу от точки Х.
Изучить школьное расписание и назвать третий урок в четверг.
Правильные ответы суммировались по каждому тексту отдельно для каждого испытуемого, а затем составлялась шкала (с использованием метода Раша), имевшая среднее число 500 и стандартное отклонение 100. Так, испытуемые, набравшие около 500 баллов могли, справиться с заданиями средней трудности, около 600 – повышенной трудности, а 400 – с самыми простыми заданиями.
Педагогическое сообщество очень серьезно отнеслось к полученным результатам исследования 1990-1991 года. Был проведен сравнительный анализ более и менее успешных школ с (точки зрения качества чтения), что позволило выделить показатели эффективной школы[2], а затем определить совокупность мер, способствующих улучшению положения. «Портрет эффективной с точки зрения чтения школы» был создан на основе обработки статистических данных многих школ в обследованных 32 странах. Как уже говорилось, Россия не принимала участие в обследовании 90-91 года, не была знакома с её теорией и практикой.
Так, первой характеристикой – Проекта эффективной школы была названа образовательная среда, в которой расположена школа, а именно доступ учащихся к книгам и имеющимся образовательным возможностям. По этому показателю городские школы являются более благополучными, так как в городе имеются районные и школьные библиотеки и книжные магазины. Учащиеся после начальной школы переходят в среднюю, а затем в среднее специальное или высшее учебное заведение, которое расположено в этом или другом близлежащем городе.
В качестве мер, предпринимаемых для отдаленных сельских школ по преодолению их изоляции, предлагались: а) мобильные библиотеки-автобусы, б) выставки-продажи печатной продукции, организуемые издательствами; в) расширение начальной школы за счет первых двух лет средней школы или превращение городских средних школ в школы-интернаты; г) развитие системы дистанционного высшего образования.
Второй характеристикой была названа школьная библиотека, ее фонд, организация и роль в процессе обучения. Так, эффективность школы напрямую зависит от количества и качества библиотечного фонда, а также организации пространства. Пространство включает читальный зал для учащихся и отдельно зал для учителей, а также «уголки чтения», где можно ознакомиться с газетами, журналами и другой периодикой, «легким» чтением. Стенная газета, журнал или любое другое внутришкольное издание также важны для внутришкольного образовательного пространства. Планируя бюджет учебного заведения, администрации следует учитывать потребности библиотеки или ресурсного центра, чем она со временем становится.
Третьей характеристикой эффективной школы является ее педагогический состав. Причем, с точки зрения чтения, важным является не только профессиональные знания и умения, но читательские предпочтения и начитанность учителя. Последние, в числе других, зависят от гендерных характеристик: мужчины и женщины различных социальных слоев предпочитают разную литературу. Поскольку в большинстве школ мира большинство учителей, составляют женщины, то их вкусы влияют на читательские предпочтения учащихся. Это романы, поэзия, пьесы, детская литература, в меньшей степени - книги, связанные с искусством и наукой, на третьей строчке стоит профессиональная педагогическая литература, в том числе методическая.
Социально-экономические усилия по выведению профессии в разряд престижно-привлекательных, особенно для мужчин, является задачей министерств и ведомств. Администрация школ должна озаботиться организационными вопросами профессионального роста и развития, среди которых: «вертикальный» рост, то есть возможность работать с разными возрастами и классами, определенные льготы для опытных учителей, с тем, чтобы они оставались в школе, организация интересных программ профессионального роста и обязательно создание профессиональной библиотеки учителя. Помимо этого, учителя должны иметь возможность обсудить читаемую литературу как написанную для детей, так и для взрослых. Учитель должен знать, что происходит в мире детского и взрослого чтения!
Четвертая характеристика связана с типом школы, ее размером, уровнем преподавания и количеством часов. Среди эффективных школ оказались, в основном, большие школы со средним количеством учеников в классе. Тип школы (государственная, частная), увеличенное (против общего среднего) количество часов и уменьшенное количество учеников играли менее значительную роль.
Важным фактором оказалось профессиональное мастерство учителя, количество высококвалифицированных учителей в эффективной школе больше среднего.
Пятой характеристикой было названо наличие классной библиотеки, в которой имеется достаточное количество книг для всех учащихся. Классная библиотека является продолжением школьной библиотеки.
Шестой характеристикой является работа администрации школы и, в первую очередь ее директора, который/ая получает понимание и поддержку цели и задач школы со стороны родителей, а также вышестоящих организаций, уделяет большое внимание оценке труда педагогического коллектива.
Директор представляет школу в вышестоящих и других организациях, проводит педагогические советы и собрания, организовывает и сам принимает участие в программах повышения квалификации.
Седьмая характеристика – программы чтения в школе. Администрация и педагогический коллектив разделяют точку зрения о том, что умение хорошо читать является основополагающим умением, поэтому отслеживают и повышают качество чтения учащихся на всех предметах, а также организуют дополнительные и другие программы чтения, дополнительные уроки и внеурочные мероприятия, связанные с чтением.
Восьмая характеристика – основные и дополнительные методики и приемы, используемые педагогами для приобщения и обучения чтению. В эффективных школах учащиеся много читают на уроках, и получают домашнее задание, требующее чтение. Они регулярно, вместе с учителем, посещают школьную библиотеку, в такой школе проводятся библиотечные уроки. Методики и приемы разнообразны и современны.
Девятая характеристика – внимание к пониманию читаемого материала. Работа с пониманием почитанного текста проводится на всех уроках и, как минимум, включает устное изложение прочитанного материала с разной степенью компрессии, определение личной значимости материала, отражение в нем личного опыта и знаний, обучение умениям строить прогноз на основе прочитанного текста, определять идею и тему произведения, понимать «между строк» и обобщать прочитанное. Обучение технике чтения и оценивание прогресса проводятся принятыми в стране или школе методами. Важно, чтобы учитель владел всей палитрой методов и приемов, и регулярно обновлял её в системе повышения квалификации.
Десятая характеристика эффективной школы – это учащиеся, которые, учась в такой школе, начинают читать в свободное время, берут все больше и больше книг в различных библиотеках, все больше, разнообразнее и качественнее читают при выполнении домашних заданий.
Страны, в которых отнеслись серьезно к полученным результатам, приняли многие неотложные меры и значительно шагнули вперед, что нашло отражение в следующем исследовании.
По результатам исследования чтения PISA 2000 года[3], в котором приняли участие 265 000 пятнадцатилетних учащихся из 32 стран, учащиеся России заняли 27 место. Полученные результаты явились отражением ослабления внимания к чтению в нашей стране.
Лучшие результаты показали 15-летние школьники (1) Финляндии, (2) Канады, (3) Новой Зеландии, (4) Австралии, (5) Ирландии, (6) Кореи, (7) Великобритании, (8) Японии, (9) Швеции, (10) Австрии. Франция заняла 14 место, США – 15, Испания – 18, Чешская республика - 19, Италия – 20, Германия – 21, Португалия – 26, Латвия – 28, последние два места остались за – Мексикой и Бразилией.
Различия в результатах международные эксперты объясняют несколькими факторами. Среди них основными называются:
Значение чтения в обществе, которое определяется уровнем грамотности населения, количеством книг на человека в публичной библиотеке и количеством книг в домашней и школьной библиотеке, а так же количеством газет и других доступных изданий на человека, количеством книжных магазинов, расположенных в 30-минутах ходьбы от дома, количеством свободного времени и качеством его проведения (ТВ, компьютеры и др.)
Качество подготовки педагогов, качество преподавания, отношение количества учителей и учащихся, адекватность оценки себя в качестве читателя, обучение чтению и грамотности в рамках каждого предмета.
Язык обучения (родной, неродной) и его лингвистические особенности (один звук – одна буква и др.)
Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание», то есть включала психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.
Обратимся к таблице измеряемых уровней грамотности по чтению, применяемых в исследовании.
Измеряемые уровни грамотности[4].
Поиск и восстановление информации | Интерпретация текста и обоснование выводов | Рефлексия | |
Характеристики задач, ассоциируемых с увеличением трудности по каждой шкале | |||
Трудность задания зависит от количества отрывков информации, которые надо найти в тексте, от количества условий, которые надо соблюсти, чтобы эту информацию найти, а также от того, нужно ли найденную информацию каким-то образом организовать. Трудность также зависит от известности информации и степени знакомства с контекстом. Другими характеристиками являются сложность текста, а также представленность и сила выраженности противоречивой информации в тексте. | Трудность зависит от требуемого уровня интерпретации: легкая задача требует определения главной мысли текста, более сложная задача – понимание связей и отношений, являющихся частью текста. Наиболее трудная задача – либо понимание контекстного значения слова, либо рассуждение по аналогии. Трудность также зависит от того, насколько эксплицитно выражены нужные для выполнения задания, мысли (суждения) или информация, а также от того, насколько известна требуемая информация и от количества противоречивой информации, содержащейся в тексте. Наконец, длина и сложность текста и степени известности его содержания также влияют на трудность. | Трудность зависит от требуемого типа рефлексии: легкая задача требует установления простых связей или объяснений связей текста с внешним опытом. Более трудная задача требует выдвижения гипотезы и оценки текста. Трудность также зависит от степени известности внешних знаний, которые надо привлечь, сложности самого текста, требуемого уровня понимания текста и насколько явно задания и текст направляют читателя. | |
Уровни | |||
5 | Найти в тексте и по возможности организовать в последовательность или скомбинировать отрывки глубоко скрытой между строк информации, часть которой может быть вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте непосредственно относится к заданию. Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной противоречивой информацией. | Либо демонстрировать полное и детально-точное понимание текста, либо истолковывать значения и смыслы языковых тонкостей. | Критически оценить или выдвинуть гипотезы, основываясь на специальных знаниях. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, или основываться на глубоком понимании длинных и сложных текстов. |
4 | Найти в тексте с неизвестным контекстом или формой и по возможности организовать в последовательность или скомбинировать отрывки глубоко скрытой между строк информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям; Сделать вывод о том, какая информация в тексте относится к заданию. | Использование сложных выводов, сделанных на основе текстовой и подразумеваемой информации, для того, чтобы понять и применить категории в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с неясностями, суждениями, которые противоположны ожидаемому выводу или выражены словами, вызывающими негативные чувства. | Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
3 | Найти в тексте и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, понимать связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать, принимая во внимание много критериев. | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями, или основывать выводы на менее известных знаниях. |
2 | Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. | Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями, или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
1 | Найти один или более независимых друг от друга отрывков явно выраженной в тексте, эксплицитной информации по простому критерию. | Распознать главную тему или авторскую цель в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. | Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
Сравнение требований в области чтения и письма (грамотности) в нашей стране и современного международного стандарта показывает, что отечественные требования удовлетворяют третьему уровню международных стандартов. Так, в них отсутствуют высокие уровни поиска информации в тексте, контексте и затексте, организация и соотнесение информации с имеющимися знаниями, а также нет учёта характера самой информации, которая может быть сложной, противоречивой и мало ожидаемой. Также отсутствуют высокие уровни понимания, т.е. глубокое, полное и точное понимание длинных и сложных разножанровых текстов, их критическая оценка и умение делать выводы, соотнося общее и частное, гипотезы и их реализацию, положительно и отрицательно окрашенную лексику. Таким образом, обследование выявило, что низкие критерии качества чтения в школе не способствуют формированию национального интеллекта страны, не развивают на должном уровне творческое и критическое мышление.
В детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учётом половозрастных, а также индивидуальных особенностей своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.
Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:
- ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и издателями, презентации новых книг и журналов;
- национальные и международные выставки детской книги;
- выставки работ художников детской книги;
- читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков;
- программы поддержки детского литературного творчества: литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.;
программы привлечения других социальных институтов (семьи, школы) и населения к решению проблем распространения чтения в среде наших младших граждан.
Некоторые традиционные социокультурные функции библиотек в сегодняшней ситуации получили новое звучание и значение. Так, в аспекте поддержки чтения детей и подростков очень важно рассматривать роль библиотеки как среды для общения на основе прочитанного, на материале литературы. Почти каждая библиотека – это своеобразный клуб по интересам, вернее, по интересу к книге. Сейчас нередко приходится сталкиваться с тем, что читающему школьнику не с кем поделиться впечатлениями среди своих сверстников, его начитанность неинтересна одноклассникам. А среди посетителей библиотеки – все интересуются книгой.
К тому же детская библиотека является идеальной «территорией» для координации СОТРУДНИЧЕСТВА и КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ всех заинтересованных ведомств, организаций, специалистов. Поскольку по самой природе своей, по призванию это интегративное учреждение.
Она может способствовать «встрече» читательских ожиданий и авторских поисков, конкретных читательских запросов и реальной издательской продукции. Постоянно анализируя читательские предпочтения, библиотека может внести свой вклад в прогнозирование покупательского и читательского спроса. Располагая знаниями в области истории и сегодняшнего состояния детской литературы, а также в области особенностей восприятия литературных произведений детьми разных возрастов, специалисты библиотек являются полноценными экспертами.
Вывод: Библиотеку правомерно рассматривать как социальный институт, который должен и может быть гарантом реализации прав граждан (и юных граждан, в том числе) на свободный доступ к информации, к печатным источникам; как фактор обеспечения и поддержки детского чтения; как площадку, где возможно осуществление взаимовыгодного сотрудничества и гармоничного партнёрства.
[1] Elley W.B. How in the world do students read?
IEA Study of Reading Literacy The International Association for the Evaluation of Educational Achievement. July 1992
[2] T. Neville Postlethwaite. Kenneth N. Ross.
Effective schools in reading. Implications for educational planners. The International Association for the Evaluation of Educational Achievement November 1992.
[3] PISA Survey. Reading Today. Volume 19 Number 4. The bimonthly newspaper of the International Reading Organization. p. 1,6.
[4] Sample Tasks from the PISA 2000 Assessment. Reading, mathematical and scientific literacy. Programme for International Student Assessment. OECD 2002.
Предварительный просмотр:
« ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Проблемы детского чтения и пути их решения.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Недавние исследования социологов "Левада - центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA -2010 и PISA -2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.
Вопросам продвижения чтения уделяется в последнее время значительное внимание. В разработанной в конце 2010 года Национальной программе поддержки и развития чтения, реализация которой идет уже во многих регионах страны на самых разных уровнях, определены две основные цели:
- повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
- рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан - субъектов чтения, доведение её до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа;
В Программе указано, что рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
- доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;
- интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенциальных читателей в мероприятия по его популяризации;
- доступности и качества возможностей повышения читательской компетентности;
Решением задач изучения и регуляции читательской деятельности, повышения читательской компетентности занимается как государственная институциональная сфера, так и негосударственная. Многочисленные публикации последних десятилетий отражают теорию и практику организации и поддержки детского чтения, представляют программы и методики стимулирования детского чтения, развития функциональной грамотности, воспитания информационной культуры, повышения уровня культуры чтения. Поэтапная реализация Программы предполагает использование различных универсальных и специальных методов повышения читательской компетентности и читательской активности. В частности, разработку и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан. Разработку системы критериев оценки уровня читательской компетентности учащихся.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Данные о детском чтении: любят читать- младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать - младшие школьники – 28%, старшие - 30%. Приведённые выше данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.
«Национальная программа» в этой связи предусматривает:
- изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности.
- разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.
Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Н.Ф.Виноградова говорила о том, что «для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читаем мало и в школе, и дома. Впервые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребёнку.
Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.
Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении русского методиста В.А. Флёрова «читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то почувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком. В. А.Сухомлинский говорил, что чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо' развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное — организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развитая.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя -способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Как же сделать, чтобы дети полюбили, уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста.
Работа по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники, участие в различных конкурсах.
Уроки чтения и внеклассные мероприятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена». Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. М.С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.
Изучив работы педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»:
ТРИ П | Переживай! | Прочитанное | чувства | |||
Представляй! | образы | |||||
Понимай! | мысли |
"Три П": переживай, представляй, понимай прочитанное! Я думаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор.
Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.
На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты: во-первых, все дети моего класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями школьной и городской библиотек ; принимают участие в различных конкурсах.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».
СПИСОК ВСЕРОССИЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ И ПАМЯТНЫХ ДНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С КНИГОЙ, С ЧТЕНИЕМ
13 января - День Российской печати
24 марта - 1 апреля - Неделя детской книги
24 мая - День славянской письменности и культуры
27 мая - Общероссийский день библиотек
6 июня - Пушкинский день России
1 сентября - Всероссийский праздник «День знаний»
СПИСОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПАМЯТНЫХ ДНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С КНИГОЙ, С ЧТЕНИЕМ
21 марта - Всемирный день поэзии
2 апреля - Международный день детской книги
23 апреля - Всемирный день книги и авторского права
8 сентября - Международный День распространения грамотности
21 октября - Международный День школьных библиотек
26 ноября - Международный День информации
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Через чтение в мировое образовательное пространство /отв. Ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.
- Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. – М.:Либерея, 1997.
- Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 1995. №99. С.4.
- Куно К. Чтение во Франции. М.: Рудомино, 1992.
- Ринг К. Чтение в информационном обществе //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб.ст. по пробл. чтения. – М.: Либерея, 199
Предварительный просмотр:
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
• понимание учащимся прочитанного текста;
• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам»*.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.
__________________
* Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. — М.: Дрофа, 1999.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическимчтением , которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темпчтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения , то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Оценка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«5» | больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов | |
«4» | 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов | |
«3» | 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов | |
«2» | меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов | |
Второй класс | ||||
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвертый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
Оценка | Учебные четверти | ||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
Первый класс | |||||||
«5» |
| Больше 20 слов | Больше 35 слов | Больше 40 слов | |||
«4» |
| 16 – 20 слов | 26 – 35 слов | 31 – 40 слов | |||
«3» |
| 10 – 15 слов | 20 – 25 слов | 25 – 30 слов | |||
«2» |
| Меньше 10 слов | Меньше 20 слов | Меньше 25 слов | |||
Второй класс | |||||||
«5» | Больше 45 слов | Больше 55 слов | Больше 65 слов | Больше 70 слов | |||
«4» | 35 – 45 слов | 40 – 55 слов | 50 – 65 слов | 55 – 70 слов | |||
«3» | 25 – 34 слова | 25 – 39 слов | 35 – 49 слов | 40 – 54 слова | |||
«2» | Меньше 25 слов | Меньше 25 слов | Меньше 35 слов | Меньше 40 слов | |||
Третий класс | |||||||
«5» | Больше 70 слов | Больше 75 слов | Больше 85 слов | Больше 90 слов | |||
«4» | 55 – 70 слов | 60 – 75 слов | 70 – 85 слов | 75 – 90 слов | |||
«3» | 40 – 54 слова | 45 – 59 слов | 55 – 69 слов | 60 – 74 слова | |||
«2» | Меньше 40 слов | Меньше 45 слов | Меньше 55 слов | Меньше 60 слов | |||
Четвертый класс | |||||||
«5» | Больше 90 слов | Больше 100 слов | Больше 110 слов | Больше 120 слов | |||
«4» | 75 – 90 слов | 85 – 100 слов | 95 – 110 слов | 105 – 120 слов | |||
«3» | 65 – 74 слова | 70 – 84 слова | 80 – 94 слова | 90 – 104 слова | |||
«2» | Меньше 65 слов | Меньше 70 слов | Меньше 80 слов | Меньше 90 слов |
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения ( осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором - четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходим при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе стения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
1 класс.
2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов "4", больше 20 слов - "5".
3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 35 слов "5".
4 четверть: меньше 25слов "2", 25-30 слов "3", 31-40 слов "4", больше 40 слов "5".
2 класс
1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 45 слов "4", больше 45 слов "5".
2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов "4", больше 55 слов - "5".
3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-65 слов "4", больше 65 слов "5".
4 четверть: меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-70 слов "4", больше 70 слов "5".
3 класс
1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 70 слов "4", больше 70 слов "5".
2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5".
3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5".
4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5".
4 класс
1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -90 слов "4", больше 90 слов "5".
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -100 слов "4", больше 100 слов - "5".
3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-110 слов "4", больше 110 слов "5".
4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-120 слов "4", больше 120 слов "5".
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту).
Оценка | Учебные четверти. | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«5» |
| Больше 20 слов | Больше 35 слов | Больше 40 слов |
«4» |
| 16-20 слов | 26-35 слов | 31-40 слов |
«3» |
| 10-15 слов | 20-25 слов | 25-30 слов |
«2» |
| Меньше 10 слов | Меньше 20 слов | Меньше 25 слов |
Второй класс | ||||
«5» | Больше 45 слов | Больше 55 слов | Больше 65 слов | Больше 70 слов |
«4» | 35-45 слов | 40-55 слов | 50-65 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-34 слов | 25-39 слов | 35-49 слов | 40-54 слов |
«2» | Меньше 25 слов | Меньше 25 слов | Меньше 35 слов | Меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | Больше 70 слов | Больше 75 слов | Больше 85 слов | Больше 90 слов |
«4» | 55-70 слов | 60-75 слов | 70-85 слов | 75-90 слов |
«3» | 40-54 слов | 45-59 слов | 55-69 слов | 60-74 слов |
«2» | Меньше 40 слов | Меньше 45 слов | Меньше 55 слов | Меньше 60 слов |
Четвертый класс | ||||
«5» | Больше 90 слов | Больше 100 слов | Больше 110 слов | Больше 120 слов |
«4» | 75-90 слов | 85-100 слов | 95-110 слов | 105-120 слов |
«3» | 65-74 слов | 70-84 слов | 80-94 слов | 90-104 слов |
«2» | Меньше 65 слов | Меньше 70слов | Меньше 80 слов | Меньше 90 слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....