Конспект урока по Чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока  по литературному чтению по произведению А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_lenchenko_i.v.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Учитель : Ленченко Ирина Владимировна

14 10.16 г.

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

         -  Любим мы читать и слушать
           Сказки и стихи про дружбу,
           Ритм ногами отбивать
           И героев оживлять.
           Здравствуй, сказка и рассказ,
           Что готовишь нам сейчас?
/хором/

2. Вступительная беседа.

-  Почему этими строками начинаем мы наш урок?

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта?

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и  сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с  его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

- Вот и  сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /

- Кто был лучшим другом  поэта?

- Где учился А. С. Пушкин?

- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

- Кто готов сегодня их прочесть?

3. Проверка домашнего задания.  /по 1 ученику/

-  Домашнее задание у вас было по выбору, вы выучили то стихотворение, которое вам больше всего понравилось:

  • Кто учил стихотворение «Няне» встаньте около 1 парты 1 ряда.
  • Кто учил стихотворение «Туча», те встанут около 1 парты 2 ряда.
  • А кто учил стихотворение «Осень», те  встанут около 1 парты 3 ряда.

- Каждый расскажет стихотворение в своей группе, оцените ответы, а потом выберите лучшего. Он будет отвечать у доски.

-  Какое чувство возникает у тебя при чтении стихотворения «Осень»?

-  Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к стихотворению «Туча»?

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение «Няне»?

- Молодцы ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.

4. Постановка цели урока.

- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?

-  Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

5. Работа над сказкой.

- Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть вы даже  видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык. 

-  В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

-  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

Лексическая работа.   

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

Чтение сказки.   

- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

- С какими героями сказки вы познакомились?

-  Какое время года описывается в данной части?

-  Сколько месяцев ждала царица своего царя?

-  Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

   

Прогнозирование содержания сказки.

- Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться  события в сказке.

Самостоятельное чтение учащимися.  С. 73 – 74

- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы  на следующие вопросы:

-  Найти и прочитать описание царицы.

 

- Что было дано ей в приданое?

-  Какое свойство имело зеркало?

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

Чтение по цепочке  3 части с. 74 - 76

- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа о прочитанном.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

-  Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

-  Какое приданое приготовил царь своей дочери?

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

 

-  Как повела себя царица с зеркалом?

-  О каком качестве царицы этот поступок говорит?

-  Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

-  Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Итог: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

6. Итог урока.

- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите  очень много интересных произведений А.Пушкина?

- Оценки, которые вы получили в группах, это оценки за урок. Сегодня вы работали активно. Молодцы.

7.Домашнее задание.

  • Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

- А вот следующее задание по выбору:

  • Происценировать сцену с зеркалом.
  • Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.

Урок чтения, говорим о сказках, рассказах

А. С. Пушкин

6 июня 1799 г., в Москве

Арина Родионовна

В Царскосельском лицее

В. А. Жуковским

Туча. Няня. Осень.

О Ц Е Н К И

Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

 

Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

Царь, царица, дочь

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Царицу с зеркалом.

Белолица, черноброва

Елисей

Семь торговых городов, да 140 теремов

Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Злость, зависть

Злые, низкие, мстительные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...