Литературное чтение. Буква Жэ, звук [ж]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Перминова Анна Алексеевна

Тема урока: Звук [ж] и буква «ж», его обозначающая.

Цель: Изучить звук [ж] и букву «ж», его обозначающую.

УМК : "Школа России"

План урока (с указанием времени)

1.      Организационный момент; (1 минута)

2.      Объявление темы и цели урока; (1 минута)

3.      Повторение изученного материала; (3 минуты)

4.      Изучение нового звука [ж]; (5 минут)

5.      Фонематические упражнения; (1 минута)

6.      Знакомство с новой буквой; (10 минут)

7.      Обучение чтению слов, предложений; (5 минут)

8.      Упражнения по развитию речи и активизации словаря; (5 минут)

9.      Обобщение; (2 минуты)

10.  Организационный момент.(1 минута)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie._bukva_zh.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения,

проведенного в 1В классе  школы 500

                                     

Тема урока: Звук [ж] и буква «ж», его обозначающая.

Цель: Изучить звук [ж] и букву «ж», его обозначающую.

Детализация цели по уровням познавательной деятельности:

Знать: характеристику звука [ж]; элементы, из которых состоит буква «ж»;

Понимать: отличие звуков [ж] и буквы «Ж», от других звуков и букв.

Применять: уметь читать слоги, слова с данной буквой.

Литература: «Азбука» Горецкий В.Г.

Средства обучения:

  • Доска;
  • Учебник «Азбука» Горецкий;
  • Плакат правописание Жи — Ши;
  • Фигурка Жука;
  • Фигурка Жука с гласными на лапках;
  • Листок бумаги с Буквой К и Ж.

Эскиз оформления доски

Схема правописания Жи — Ши. (перевернутая)

22 ноября

Картинки животных из зоопарка.

Потом Жук на цветке.

Жук с гласными на лапках. (перевернутый)

План урока (с указанием времени)

  1. Организационный момент; (1 минута)
  2. Объявление темы и цели урока; (1 минута)
  3. Повторение изученного материала; (3 минуты)
  4. Изучение нового звука [ж]; (5 минут)
  5. Фонематические упражнения; (1 минута)
  6. Знакомство с новой буквой; (10 минут)
  7. Обучение чтению слов, предложений; (5 минут)
  8. Упражнения по развитию речи и активизации словаря; (5 минут)
  9. Обобщение; (2 минуты)
  10. Организационный момент.(1 минута)

Ход урока

Этап урока

(в соответствии с планом урока)

Содержание обучения

(деятельность учителя и учащихся)

Примечания

  1. Организационный момент.

  1. Повторение изученного материала.

  1. Объявление темы и цели урока.

  1. Изучение нового звука [ж]

  1. Фонематические упражнения.

  1. Знакомство с буквой.

  1. Физминутка.

  1. Чтение слого-слияния, слов.

 

  1. Упражнения по развитию речи и активизации словаря.

  1. Обобщение

  1. Огр. Момент.
  • Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна     Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения. Но прежде чем начать наш урок, давайте проверим, всё ли необходимое для него лежит у вас на парте. (Азбука, прописи, пенал)

  • Ребята, давайте посмотрим на буквенную ленту. Как много букв вы уже изучили. А кто мне сможет сказать, на какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные)
  • Молодцы, ребята! А теперь давайте назовём все вместе назовем гласные звуки. ([а], [о], [у], [ы], [и], [я], [е]) (указываю на буквенную ленту)
  • Абсолютно верно! Но, ребята, ведь кроме гласных звуков есть ещё и согласные звуки. Кто мне сможет назвать все парные по глухости-звонкости согласные звуки? ([б] - [п], [г] - [к], [д] -[т], [з] – [с])
  • Верно, а теперь назовите согласные звуки, которые являются всегда звонкими ([н], [м], [л], [р] – всегда звонкие)

  • Ребята, сегодня к вам в гости прилетел удивительный гость — Жук. Прилепляю на доску жука. Посмотрите какой он красивый, большой.
  • Ребята, произнесите слово «Жук», выделяя голосом первый звук. Какой звук, вы слышите? (звук [ж])

  • Правильно ребята. Сегодня  мы изучим звук [ж]?, научимся читать слоги и слова с буквой, его обозначающей, а также научимся писать строчную букву  ж.

  • Какой звук [ж]? (согласный, звонкий, твёрдый, потому что воздух встречает преграды) Заготовить таблички характеристиками звука. Ученикам даётся возможность выбрать верную характеристику. (Согласный - Гласный; Звонкий - Глухой; Мягкий — Твёрдый)
  •  Наш гость Жук очень любит веселиться, особенно играть.

О какой игре идет речь?

Жмурятся глазки

У кошки, и Мурки:

Выходите, мышки,

Поиграем (хором) в …. жмурки!

- Давайте откроем наши учебники на

25 странице и поработаем со схемой слова жмурки.

Сколько слогов в этом слове? (произносят, «прохлопывая» слово — 2 слога)

- Первый слог? (жмур)

- Какой первый звук в этом слоге? ([ж])

- Почему он выделен синим цветом?(потому что звук [ж] согласный и всегда твёрдый)

Закройте учебники, уберите на подставку.

- Очень хорошо, а теперь послушайте стихотворение, хлопайте один раз в ладоши, если услышите в слове звук [ж]:Учитель делает паузу после каждого слова.

Жук (хлопают) жужжит(хлопают)  в железной (хлопают) банке,

Жук(хлопают)  не хочет жить(хлопают)  в жестянке(хлопают).

Жизнь(хлопают)  жука(хлопают)  в плену горька,

Жалко(хлопают)  бедного жука(хлопают)!

 

-Ребята, но также нужно помнить о том, что звук [ж] является парным и его пара - это согласный звук [ш]. Давайте сейчас постараемся произнести звук [ж], но без голоса. Назовите звук [ж], а теперь ранее изученный вам звук [ш]. Звуки [ж] и [ш] парные по глухости-звонкости. Посмотрите, как они расположены на буквенной ленте. Назовите все изученные парные согласные. ([б] - [п], [г] - [к], [д] -[т], [з] – [с], [ж] - [ш])

- Молодцы, вы назвали все изученные пары.

- Звук [ж] обозначается буквой «ж».

 Посмотрите на доску. Вот так выглядит буква «ж» (на доске плакат с буквой). Произнесём вместе 2 раза: звук [ж]- буква «ж»(жэ).

- На какую букву, уже изученную, похожа буква «ж»? (на букву «к»(ка)). (в руках у меня листок, сложенный пополам. На линии сгиба листа написана буква К)

- Кого напоминает буква «ж»? (жука) (разворачиваю листок, и получается буква Ж)

Это буква — Ж

А это буква — К

Целый жук

И полжука.

- Ребята,  встанем и немного разомнёмся.

Повторяйте за мной:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

- Ребята, внимание. Посмотрите на доску, наш гость Жук, приготовил для вас сюрприз. (наглядность)

К каждой его лапке прилипла гласная

(а, о, у, е, и)

  • Жук, похож на букву Ж, давайте попробуем составить и прочитать слоги-слияния. (жа, жо, жу, же, жи)
  • Ребята, а каких гласных мы с вами не увидели на лапках у жука? (ы, я)
  • Правильно, а теперь давайте прочитаем слоги с гласными, которые обозначают мягкость согласного. (же, жи)
  • Ничего особенного не заметили, ребята? (читаются твердо)
  • Верно ребята, это всё потому, что звук [ж] всегда твёрдый и ни один гласный звук не может его смягчить.
  • Ребята, давайте вспомним, какое правило мы знаем о написании сочетаний жи — ши? (жи- ши всегда нужно писать с буквой и)- (на доске наглядность, иллюстрирующая правило)

  • Молодцы, а теперь ребята, давайте прочитаем слова, на 25 страничке (Друг-дружок; Жук-Жучка; Могу-Может; Телега-Тележка)
  • Кто мне ответит, чем отличаются слова друг и дружок (ласково)? Жук (насекомое) и Жучка (кличка. Клички животных мы тоже пишем с большой буквы, так как их можно сравнить с именами)? Могу - можем? (я могу, мы можем). Телега (большая) и тележка (маленькая)?

  • Рассмотрим рисунок. Во что играют дети? (Ребята играют в жмурки)
  • Какая погода? Докажите, что прошёл дождь. (Лужа).
  • Как можно назвать рассказ? («Жмурки»).
  • Как вы думаете, когда у человека есть друзья, ему бывает скучно? Почему?
  • А теперь давайте прочитаем рассказ.

(Чтение текста по предложениям)

  • Как звали мальчика, с завязанными глазами? (Мальчика с завязанными глазами звали Женя)
  • Посчитайте сколько в тексте предложений? (в этом тексте 5 предложений)
  • А посчитайте, сколько слов содержит в себе букву ж? (6 слов содержит в себе букву ж)
  • Назовите их. (Жмурки, Женя, разбежались, может, осторожно, лужа)
  • Молодцы ребята, а теперь давай те рассмотрим с вами иллюстрацию на 24 страничке.
  •  Посмотрите на иллюстрацию.
  •  Узнали сказку? Как она называется? (Эта сказка называется «Дюймовочка»).
  • Почему Дюймовочка плачет? (Осталась одна без друзей).
  • Назовите насекомых, в чьих именах есть звук [ж]. ( Жук, божья коровка).
  • Что делают? (Окружили, играют).

  • Молодцы ребята, а теперь давайте прочитаем пословицу под иллюстрацией. (Дружба, как стекло, разобьёшь — не сложишь.)
  • Как вы её понимаете? (Дружбу нужно ценить и беречь)
  • Абсолютно верно!
  • А теперь мы научимся писать строчную букву «ж»

            Откройте свои прописи.

Рассмотрите внимательно страничку. Кто мне может сказать из каких элементов состоит буква Ж? ( Из двух полуовалов, двух соединительных штрихов и наклонной линии)

Сейчас мы будем учиться их писать, но для начала сделаем зарядку для рук:

Физминутка. Капустка.

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

(Движение прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Повторение правил гигиены письма:

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Письмо элементов букв в прописи.

- Письмо буквы Ж на доске с объяснением

(Начинаем писать букву с левого полуовала немного ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо ,пишем полуовал. Не открывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх, не отрывая руки, ведём вниз наклонную черту, затем снова пишем соединительный штрих для письма правого полуовала.)

- Прописываем в воздухе под счёт вместе со мной. (Учитель стоит спиной к классу).

      -     Ребята, приступаем.

  • Те, кто справился, может приступить к следующему заданию. Необходимо обвести по пунктиру зигзагообразную линию.
  • Ребята, дайте мне знать, что вы готовы продолжить. Руку на локоток.
  • Сейчас нам с вами необходимо будет прописать слоги-слияния.
  • Давайте прочитаем слоги-слияния.
  • Жа Жо Же Жу

Какие соединение в-первом слоге, во-втором, в-третьем, в-четвертом? Посмотрите сначала на доску, прописываю с комментарием. (Я пишу слог слияния ЖА, слияние согласного звука [ж] и гласного звука [а], я заканчиваю писать букву ж и произвожу нижнее соединение буквы ж с буквой а, прописываю букву а)

  • Приступаем ребята.
  • Молодцы, закройте свои прописи, поставьте на подставку.

  • Ребята, подведём итоги нашего урока. Какой звук мы изучили? (звук [ж])
  • Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда твердый, звонкий, парный)
  • Какая буква обозначает звук [ж]? ( буква Ж (жэ))
  • А какое правило написания Ж и Ш мы должны помнить? (всегда пишутся с буквой И)

  • Молодцы ребята. Вы очень хорошо работали, и я думаю, что наш гость Жук помог вам познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.
  • Урок окончен. Можете готовиться к следующему.

Похвала учащихся, которые лучше всех работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Конспект урока литературного чтения «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Конспект открытого урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1  классе «Исполнение ФГОС на первой ступениобщего образования». Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»....

Урок литературного чтения по теме:Звук у, буквы У, у. (Программа 2100)

Открытый урок проводился в рамках Муниципального дня открытых дверей для МБДОУ...

Открытый урок по литературному чтению "Буква Бб. Звуки "б-б\'".

В конспекте прописаны все этапы рработы, представлена парная работа и рефлексия....

Конспект урока по Литературному чтению Буква З, звуки [з], [з\']. В зоопарке.

Тема: Буква З, звуки [з], [з'], второй урок в теме.Источники: Азбука 1 часть, В.Г. Горецкий, поурочные разработки по обучению грамоте. О.Е. Жиренко.Цель урока: Закрепление буквы З. Формирова...

Технологическая карта к уроку по литературному чтению "Буква С, звуки [c], [c`].

Карточка к уроку по литературному чтению. Знакомство с буквой С, звуками [c], [c`]....