«Особые образовательные потребности для слабовидящих и слепых детей на уроках литературного чтения в начальных классах».
статья по чтению (1 класс) на тему
«Особые образовательные потребности для слабовидящих и слепых детей на уроках литературного чтения в начальных классах».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особые образовательные потребности для слабовидящих и слепых детей на уроках литературного чтения в начальных классах».
Каждый появившийся на свет младенец воспринимает мир через слух, зрение, осязание, вкус и обоняние. К сожалению, не к каждому крохе природа благоволит, и иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями.
Характеристика категорий детей-инвалидов
В связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся и обогащением содержания обучения встают сложные вопросы, касающиеся методов и организационных форм обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы. При наличии в классе большого количества учащихся учителю приходится изыскивать наиболее рациональные пути и формы сочетания фронтальной работы с индивидуальными приемами обучения, учитывая при этом особенности развития и усвоения знаний каждым отдельным школьником.
Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся.
На развитие обучающихся данной подкатегории детей с нарушением зрения серьезное влияние оказывает состояние остроты зрения: тотальная слепота; светоощущение; светоощущение в сочетании с цветоощущением; движения руки у лица; остаточное форменное, т.е. предметное, зрение. Глубокое нарушение зрения у тотально слепых детей детерминирует полное отсутствие у них зрительных ощущений.
К слепым с остаточным форменным (предметным) зрением относятся обучающиеся, имеющие относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения (от 0,01 до 0,04). Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но, тем не менее, зрительных представлений. Слепота негативно влияет на уровень развития как общей, так и двигательной активности обучающихся, значительно осложняя их физическое развитие: замедляется темп овладения различными движениями, снижается объем и качество их выполнения; нарушается координация движений; снижается уровень развития общей и мелкой моторики; возникают навязчивые движения; нарушается осанка, походка, возникают трудности передвижения в пространстве. У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов. Проявляется это в следующем: в снижении скорости и точности ощущений и восприятий; в снижении полноты, целостности и круга отображаемых предметов и явлений; в формировании понятий и их оперировании; в дивергенции чувственного и логического, что обуславливает возникновение формальных суждений, вербализма знаний, наличия низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточной его концентрации; в возникновении трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения; снижении количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмене образов воображения образами памяти и др.
Имеющие место у слепых обучающихся трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения), а также наличие своеобразия их речевого развития (слабая связь речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.) обуславливают необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе. Речь является важнейшим средством компенсации зрительной недостаточности; осуществления речевого развития слепых обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности; коррекции речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения; формирование коммуникативной деятельности.
У многих слепых обучающихся имеет место снижение активности (общей и познавательной); значительное снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований.
В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.
Особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников.
Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.
Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.
На уроках литературного чтения учитель должен помнить об этом и учить слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.
Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом.
Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.
В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером.
Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.
Наиболее сложная проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.
Дети любят смотреть фильмы и видеозаписи. Слабовидящих также необходимо привлекать к их просмотру. Однако показ следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.
Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.
Если есть в классе слабовидящий ученик.
- Очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Введите определенную структуру.
- Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.
- Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света.
- Разрешайте ему вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. --Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.
- Задавая вопросы и делая замечания, называйте учеников по имени.
- Не забывайте о том, что слабовидящий ученик не видит выражения лица. –
Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).
- Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.
- Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь.
- Важно правильно расположить школьную доску. Введите структуру написанному на доске. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. - -Используйте мягкий мел (сильнее нажимайте на мел).
- Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.
- Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).
- Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему ученику.
Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал.
Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах.
С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его почерка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.
Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение.
Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.
Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.
Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение.
Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает ученик. Учитывайте ограниченность технических вспомогательных средств.
Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.
На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.
Желтый мел рекомендуется к использованию на уроке.
Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении. Это окошечко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.
Печатный текст набирается через два интервала.
В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх - низ, право - лево.
Поступающие в помещение прямые солнечные лучи могут создавать блики, которые ухудшают условия зрительной работы. Для защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей в учебных кабинетах рекомендованы к применению подъемно-поворотные жалюзи на окнах.
Обучение чтению cлeпыx детей, проводится на основе звукового аналитико-синтетического метода. Все обследованные нами слепые учащиеся начальных классов обучались грамоте по современному букварю, составленному В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько и изданному рельефно-точечным шрифтом. При этом у них достаточно быстро сформировался прочный навык первоначального чтения, что позволило значительно раньше, чем это наблюдалось при обучении грамоте по старому букварю, перейти к чтению разноструктурных слогов и к чтению целыми словами. После ознакомления слепых детей с условным обозначением звуков речи им становится вполне доступно осязательное восприятие и понимание помещенных в новом букваре рельефных схем звукового состава слов.
Читая эти схемы в букваре и моделируя их из дидактического материала, слепые школьники непосредственно подготавливаются к чтению, которое следует рассматривать как «воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели». Следовательно в процесс чтения одновременно со звуковым анализом включается и графический анализ читаемого слова, т. е. узнавание образов букв, составляющих это слово.
Способ чтения и письма у слепых осуществляется на иной сенсорной основе, чем у зрячих, так как слепой воспринимает буквы при помощи осязания. Особые трудности испытывают слепые дети в период обучения грамоте при распознавании осязанием так называемых «зеркальных букв», которые, будучи одинаковыми по форме, отличаются друг от друга по своему пространственному положению. Трудность восприятия этих букв объясняется также и слабым развитием осязательной чувствительности у слепого ребенка, и несформированностью у него навыков восприятия букв в начальный период обучения. Овладение достаточно дифференцированным осязательным восприятием рельефных букв и развитие умения составлять образы этих букв из их элементов (из точек) постепенно осуществляется учащимися в процессе разнообразных упражнений для чтения и письма по системе Брайля, проводимых под руководством учителя и при использовании в дополнение к учебнику корректирующих средств. Имеются в виду рассыпная азбука, прибор прямого чтения, дидактические карточки, работа с прописями.
Качества, характерные для осязательного восприятия (замедленность, последовательность ощущений, узость охватываемого рукой пространства), полностью проявляются и при чтении по системе Брайля. Посредством осязания каждое слово прочитывается постепенно по, частям. Причем такая последовательность ощущений в процессе чтения наблюдается не только на начальной стадии развития, но и на уровне сформированного навыка беглого чтения. Разумеется, что в последнем случае скорость чтения значительно возрастет. Если научившийся читать зрячий ребенок с помощью зрения воспринимает слово целиком, а позднее и несколько слов одновременно, то слепой это же количество слов прочитывает осязанием последовательно и медленно.
Учитывая это обстоятельство, для оценки скорости чтения слепых, учащихся младших классов были разработаны специальные программные нормативы. В них несколько снижены требования только к темпу чтения, все же остальные качества чтения (правильность, сознательность, выразительность) соответствуют тем же требованиям, которые предъявляются к учащимся массовых школ.
На практике обучения грамоте по современному букварю выяснилось, что в этот период для. слепых детей наиболее эффективным оказался метод чтения «по следам анализа», использование которого предполагает обязательное составление слова перед его прочтением. Поэтому на уроках обучения грамоте в школе для слепых много внимания уделяется подготовительным упражнениям к чтению. Наиболее значимым из них является составление из рассыпной азбуки слогов и слов с изучаемой буквой.
Анализ схем слов, которым предваряется чтение, составляет одно из условий реализации методов чтения «по следам анализа». Напротив, метод «чтение по ориентирам», принятый для обучения грамоте в массовой школе, неприемлем для осязательного чтения слепых, так как при его применении в чтении по системе Брайля слова разбиваются на части дополнительными знаками (точками), что еще более затрудняет их целостное прочтение.
Формирование и совершенствование главных качеств чтения: правильности, сознательности, выразительности — осуществляется на основе, и при условии овладения учащимися самим процессом и первоначальным темпом чтения. Поэтому, в проведенном нами психолого-педагогическом исследовании определялась, прежде всего, степень овладения техникой чтения рельефно-точечного шрифта учащимися начальных классов школ для слепых.
Среди причин, отрицательно влияющих на процесс чтения по системе Брайля, следует назвать использование некоторыми детьми при чтении своего остаточного зрения. Такой «способ чтения» недопустим уже потому, что при его использовании резко снижается остаточное зрение и задерживается формирование навыка чтения рельефно-точечного шрифта при помощи осязания.
Чтобы преодолеть указанные недостатки в чтении учащихся, тифлопедагог проводит коррекционную работу. Добиваясь овладения
нормальным темпом чтения у всех слепых учащихся младших классов, нужно научить каждого из них правильному положению и движению обеих рук при чтении учебника или дидактической карточки. При этом необходимо постоянно следить за выполнением педагогических требований не только на уроках чтения, но и на других учебных предметах, а также контролировать чтение школьников во внеклассное время.
Чтобы повысить скорость и качество чтения, учащихся с самого начала обучают правильным приемам положения и движения рук, обеспечивающим быстрое распознавание букв и их сочетаний. Учитель объясняет и показывает каждому ученику способ чтения одновременно двумя руками и следит за тем, чтобы пальцы ученика свободно передвигались по строчкам, легко касаясь их и не нажимая на точки. При сильном нажиме рук на точки осязательная чувствительность подушечек пальцев ученика временно притупляется и темп чтения замедляется. Движения рук вдоль строк должны быть строго прямолинейны без поисковых отклонений вверх вниз. Смещение пальцев со строки приводит к деформированному восприятию букв.
Полезно тренировать в чтении каждую руку отдельно для того, чтобы ученик мог использовать этот способ чтения при сличении с книгой написанного им текста. Особое внимание учителю следует обратить на то, чтобы детей с остаточным зрением приучать к чтению рельефного шрифта с помощью осязания. Для изоляции остаточного зрения из процесса чтения по системе Брайля можно первое время прикреплять к парте над книгой козырек, навес из плотной бумаги или пластмассы. Он устанавливается на расстоянии 20 см над движущимися руками. Подобные средства охраны зрения и развития осязания при чтении могут быть полезны только при постоянном контроле за процессом чтения со стороны учителя и воспитателя до тех пор, пока у детей не выработается навык чтения руками без участия зрения.
Многие слепые учащиеся не только в 1-м, но и в других начальных классах испытывают затруднения при ориентировке в книге. Потеряв нужную строчку или столбик при чтении, они начинают волноваться, перестают следить за чтением одноклассников вслух, Делают длительные паузы при выполнении задания.
Важно уделять специальное внимание обучению навыкам ориентировки в книге. Полезными в этом смысле могут быть упражнения, обучающие ориентировке в тексте, в оглавлении, в нахождении определенного задания. Если такие упражнения проводятся в виде игры, соревнований учащихся и фиксируются по времени, то с их помощью заметно активизируется деятельность детей, направления на повышение скорости и сознательности чтения. Выборочное чтение — один из эффективных приемов развития навыков ориентировки в тексте и повышения уровня понимания его содержания. Задавая вопросы по прочитанному произведению, учитель предлагает ответить на них словами текста, для чего школьники должны найти эти выдержки и прочитать их вслух;
Учитывая более медленный темп чтения посредством осязания и большие различия в скорости чтения между учащимися одного и того же класса, целесообразнее проводить выборочное чтение в начальных классах на текстах небольшого объема для 1-2-х классов, не превышающего трех-четырех страниц, напечатанных по системе Брайля, и пяти-шести страниц для 3-4-х классов.
Учащихся, не владеющих быстрым темпом чтения, полезно заранее знакомить с содержанием изучаемых на уроке произведений. Это можно сделать на уроке посредством прослушивания ими текста хорошо читающими одноклассниками или во внеклассное время при воспроизведении текста в грамзаписи.
Медленно читающих школьников целесообразнее привлекать не к первоначальному, а к повторному прочитыванию вслух незнакомого текста, так как осознанное ими содержание облегчает для них процесс чтения.
Для повышения скорости чтения на уроках полезно чередовать чтение текста вслух быстро и медленно читающими учениками. Чтение первых послужит примером для вторых и будет стимулом для овладения ими более высокой скоростью чтения. Первоначальное обучение чтению рельефно-точечного шрифта и постепенное повышение темпа чтения у учащихся, поступивших из школы для слабовидящих или массовой школы, проводится на индивидуальных занятиях в специальные часы по коррекции недостатков развития; Приобретенные ими навыки чтения в дальнейшем закрепляются и совершенствуются на всех уроках, где имеет место работа с учебником.
Осязательная чувствительность, посредством которой осуществляется чтение у слепых, заметно развивается в процессе разнообразных упражнений, проводимых на уроках природоведения, труда, рельефного рисования. В ходе выполнения таких упражнений дети научатся правильно ощупывать предметы, распознавать свойства различных материалов, поверхностей, а также аппликировать и конструировать из геометрических фигур и фишек мозаики различные плоскостные и объемные изображения предметов. Подобные виды работ будут полезны не только тотально слепым, но и детям с остаточным зрением, так как они смогут свободнее использовать развитое осязание в чтении рельефного шрифта.
Слабовидящим детям рекомендуется давать индивидуальные задания, не связанные со зрительной нагрузкой. Во время уроков чтения, письма и рисования следует через 20—25 минут после начала урока давать отдых глазам. Время отдыха (1—2 минуты) следует посвящать гимнастике глаз — 5—6 раз поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести вправо и влево, посмотреть вдаль. Эти упражнения способствуют улучшению деятельности функции адаптационного аппарата глаз и в некоторой степени снижают их утомление. Соблюдение при обучении слабовидящих детей определенного режима зрительной нагрузки имеет важное значение для предупреждения утомляемости. Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. Учителю необходимо применять дифференцированную дозировку зрительной работы в отношении разных групп слабовидящих детей на основе учета работоспособности и степени утомляемости зрительных функций. При этом следует руководствоваться рекомендациями врача-офтальмолога
В целях повышения работоспособности рекомендуется наряду с повышением искусственной освещенности окрашивать классные и другие учебные помещения в светлые матовые тона (светло зеленый молочный, серовато-голубой и др ). Целесообразно размещать учащихся с низким зрением ближе к источнику естественного света, использовать оптические средства коррекции, следить за тем, чтобы дети носили предписанные им врачом очки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
урок литературного чтения 2 класс "Дети и война"
Конспект урока по литературному чтению, посвященный Дню Победы. на уроке изучаются рассказы военного времени, обсуждается жизнь детей на долю которых выпало бремя войны....
технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"
Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...
Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра».
Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать вообр...
Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...
- Мне нравится (1)