Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
статья по чтению (2 класс)

Шурыгина Марина Сергеевна

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие  и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс  к содействию, сопереживанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурыгина Марина Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

Духовно- нравственное развитие детей через уроки

литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс

Цель   духовно-нравственного развития – расширение, укрепление  и  формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.Поэтому решение главных задач обучения должны обеспечивать:  формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и нравственными  нормами.

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие  и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс  к содействию, сопереживанию.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться»  в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя  с другими.

Учащиеся 2 класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для формирования навыков духовно-нравственного воспитания и воздействия на личность ребёнка посредством  художественных произведений

Ученики  2 класса знакомятся с произведениями о школе, о взаимоотношении со сверстниками, со взрослыми, о добре и зле, об уважении и справедливости на примере сказок, об отношении человека и природы.

Произведения по чтению представлены 5 главами:

1.« В начале жизни школу помню я..»

2.«Друзья- товарищи»

3.«Дети и взрослые»

4.«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

5.«Человек и природа»

В учебнике представлено много вопросов и заданий, которые способствуют активному усвоению детьми нравственных понятий.

1.С какими чувствами мальчик слушает сказку?

 (И.З Суриков «Детство»).

Чтобы ответить на этот вопрос предложен

 Словарь оценок: радость, восторг, грусть, печаль, страх, ужас, тоска.

2. Было ли вам грустно или страшно, когда читали рассказ? Можно ли преодолеть трусость? (А.П. Платонов «Ещё мама»)

Научить различать понятия добра и зла, отзывчивости, справедливости

3. Попадали ли вы в сложные ситуации? Кто и как вам помогал?

(Н.М. Артюхова «Большая берёза»)

4. Какое настроение у героя?

Словарь: радостное, задумчивое, тревожное, горькое, грустное, равнодушное, сердитое, весёлое.

5.Как автор относится к герою. Почему так решили?

 (Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)

6. Сравните поступки братьев. Как они себя ведут? Заполни таблицу.

Чук

Гек

Черты характера

В чём проявились?

(А.П. Гайдар « Чук и Гек»)

  1. Почему с девочкой случилась беда? («Гуси – лебеди» рнс)
  2. Какой старик?

Словарь: жадный, завистливый, глупый, покорный, трусливый, жалостливый.

  1. Как вы понимаете слова: «К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она жаба». Почему - к счастью? (Б.В. Заходер «Серая звёздочка»)
  2. Разделите всех героев на группы. Расскажите о каждом из них, используя словарь оценок. Работа по группам.

Словарь: добрый, умный, трудолюбивый, деликатный, заботливый, благодарный, скромный, нежный, ранимый, вежливый, чуткий; жадный, глупый, мстительный, завистливый, жестокий, злой, грубый, хитрый, трусливый. ( кластер)

Во втором  классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко         активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.        

 Остановлюсь на главе «Друзья - товарищи», которая способствует развитию         межличностных отношений.

  1. «Вежливый» и «добрый»- эти слова обозначают одно и то же? Какая разница? Отвечали письменно на вопрос: Что для вас значит «быть вежливым», «быть добрым»?
  2. Расскажите о своём друге. Кто ваш друг? Как вы подружились? Почему дружите? За что вы цените вашего друга»
  3. Как вы думаете, почему у одних много друзей, а у других – нет? Как люди становятся друзьями?
  4. Найди пословицу о дружбе.        Вспомните случай или придумайте свою историю, которые         подходили бы к  этой пословице. Запиши 5- 7 предложений.

Духовно- нравственное развитие на уроках литературного чтения проходит и через изучения произведений искусства

Работа с произведениями искусства способствует эмоциональному видению в жизни человека.

И Левитан « Золотая осень»

*читали произведения, рисовали иллюстрации, писали про осень тексты, завершение рассказ по картине

Картина «Золотая осень» И. И. Левитан : чувства-  радость, восторг, грусть, печаль, отождествляет взаимоотношение человека и неживой природ

Ф.П. Решетников «Опять двойка»

Рассматривали картину, называли главных героев, высказывали отношение к героям картины

Картина « Опять двойка» Ф.П. Решетников: чувства – переживание, грусть, ответственность за свои поступки , ложь, порядочность

К. Е. Маковский « Дети, бегущие от грозы»

Разбирали картину, писали рассказ и высказывали своё мнение

Картина « Дети, бегущие от грозы»: чувства –волнение за судьбу героев, испуг, страх, тревога, переживание, забота старшего о младшем

И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

Работа по картине способствовала подготовки к изучению произведения Н. А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы

Картина «Весна. Большая вода»: чувства – радости, тоска, грусть, забота о природе и человеке, помощь животным и человеку, волнение за судьбу зайчат.

Духовно- нравственное развитие на уроках литературного чтения проходит и через уроки внеклассного чтения, которые проводятся в сотрудничестве с филиалом библиотеки.

Дети участвуют в олимпиадах по литературному чтению, которые воспитывают чувство ответственности  за выполнение работы.

Принимали участие в викторине «Защитники Земли Русской», цель которой - воспитание любви к Родине и  чувство патриотизма.

Составляли  свой словарь оценок поведения и взаимоотношения людей.

Уроки литературного чтения способствуют давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на уроках литературного чтения по системе Л.В.Занкова.

Обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках....

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения

Цель   духовно-нравственного развития – расширение, укрепление  и  формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм...