Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
статья по чтению (2 класс)
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe_vospitanie_detey_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурыгина Марина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 23
Духовно- нравственное развитие детей через уроки
литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
Цель духовно-нравственного развития – расширение, укрепление и формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.Поэтому решение главных задач обучения должны обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и нравственными нормами.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.
Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.
Учащиеся 2 класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для формирования навыков духовно-нравственного воспитания и воздействия на личность ребёнка посредством художественных произведений
Ученики 2 класса знакомятся с произведениями о школе, о взаимоотношении со сверстниками, со взрослыми, о добре и зле, об уважении и справедливости на примере сказок, об отношении человека и природы.
Произведения по чтению представлены 5 главами:
1.« В начале жизни школу помню я..»
2.«Друзья- товарищи»
3.«Дети и взрослые»
4.«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
5.«Человек и природа»
В учебнике представлено много вопросов и заданий, которые способствуют активному усвоению детьми нравственных понятий.
1.С какими чувствами мальчик слушает сказку?
(И.З Суриков «Детство»).
Чтобы ответить на этот вопрос предложен
Словарь оценок: радость, восторг, грусть, печаль, страх, ужас, тоска.
2. Было ли вам грустно или страшно, когда читали рассказ? Можно ли преодолеть трусость? (А.П. Платонов «Ещё мама»)
Научить различать понятия добра и зла, отзывчивости, справедливости
3. Попадали ли вы в сложные ситуации? Кто и как вам помогал?
(Н.М. Артюхова «Большая берёза»)
4. Какое настроение у героя?
Словарь: радостное, задумчивое, тревожное, горькое, грустное, равнодушное, сердитое, весёлое.
5.Как автор относится к герою. Почему так решили?
(Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
6. Сравните поступки братьев. Как они себя ведут? Заполни таблицу.
Чук | Гек | |
Черты характера | ||
В чём проявились? |
(А.П. Гайдар « Чук и Гек»)
- Почему с девочкой случилась беда? («Гуси – лебеди» рнс)
- Какой старик?
Словарь: жадный, завистливый, глупый, покорный, трусливый, жалостливый.
- Как вы понимаете слова: «К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она жаба». Почему - к счастью? (Б.В. Заходер «Серая звёздочка»)
- Разделите всех героев на группы. Расскажите о каждом из них, используя словарь оценок. Работа по группам.
Словарь: добрый, умный, трудолюбивый, деликатный, заботливый, благодарный, скромный, нежный, ранимый, вежливый, чуткий; жадный, глупый, мстительный, завистливый, жестокий, злой, грубый, хитрый, трусливый. ( кластер)
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.
Остановлюсь на главе «Друзья - товарищи», которая способствует развитию межличностных отношений.
- «Вежливый» и «добрый»- эти слова обозначают одно и то же? Какая разница? Отвечали письменно на вопрос: Что для вас значит «быть вежливым», «быть добрым»?
- Расскажите о своём друге. Кто ваш друг? Как вы подружились? Почему дружите? За что вы цените вашего друга»
- Как вы думаете, почему у одних много друзей, а у других – нет? Как люди становятся друзьями?
- Найди пословицу о дружбе. Вспомните случай или придумайте свою историю, которые подходили бы к этой пословице. Запиши 5- 7 предложений.
Духовно- нравственное развитие на уроках литературного чтения проходит и через изучения произведений искусства
Работа с произведениями искусства способствует эмоциональному видению в жизни человека.
И Левитан « Золотая осень»
*читали произведения, рисовали иллюстрации, писали про осень тексты, завершение рассказ по картине
Картина «Золотая осень» И. И. Левитан : чувства- радость, восторг, грусть, печаль, отождествляет взаимоотношение человека и неживой природ
Ф.П. Решетников «Опять двойка»
Рассматривали картину, называли главных героев, высказывали отношение к героям картины
Картина « Опять двойка» Ф.П. Решетников: чувства – переживание, грусть, ответственность за свои поступки , ложь, порядочность
К. Е. Маковский « Дети, бегущие от грозы»
Разбирали картину, писали рассказ и высказывали своё мнение
Картина « Дети, бегущие от грозы»: чувства –волнение за судьбу героев, испуг, страх, тревога, переживание, забота старшего о младшем
И. И. Левитан «Весна. Большая вода»
Работа по картине способствовала подготовки к изучению произведения Н. А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы
Картина «Весна. Большая вода»: чувства – радости, тоска, грусть, забота о природе и человеке, помощь животным и человеку, волнение за судьбу зайчат.
Духовно- нравственное развитие на уроках литературного чтения проходит и через уроки внеклассного чтения, которые проводятся в сотрудничестве с филиалом библиотеки.
Дети участвуют в олимпиадах по литературному чтению, которые воспитывают чувство ответственности за выполнение работы.
Принимали участие в викторине «Защитники Земли Русской», цель которой - воспитание любви к Родине и чувство патриотизма.
Составляли свой словарь оценок поведения и взаимоотношения людей.
Уроки литературного чтения способствуют давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Исследовательская работа на уроках литературного чтения по системе Л.В.Занкова.
Обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках....
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 2 класс
А.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый.."...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
Урок литературного чтения...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе....
Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения
Цель духовно-нравственного развития – расширение, укрепление и формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм...