Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
проект по чтению на тему

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.

2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.

3.Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

4.Результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx175.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Школа №51

г.о.Самара

ПРОЕКТ

педагогического эксперимента по освоению и внедрению

современных образовательных технологий,

реализованный учителем начальных классов

Альфутиной Н.А.

 «Формирование читательской компетентности

младших школьников на уроках литературного чтения»

                                                                                 Составитель:

                                                                                 Альфутина Н.А.,

                                                                                 учитель начальных     классов

Содержание

Введение.

  1. Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.
  2. Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.
  3. Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

3.1. Подготовительный этап. Результаты подготовительного этапа.

 3.2. Начальный этап. Результаты начального этапа.

 3.3. Основной этап. Результаты основного этапа.

 3.4. Заключительный этап. Результаты заключительного этапа.

    4.    Результаты работы.

    Заключение.

   Список литературы.

Введение.

        Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И не случайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

        Уметь читать в широком смысле этого слова – значит: «…извлечь из мертвой буквы живой смысл,  - говорил великий педагог К.Д.Ушинский, - Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.»

        Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы, вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес к чтению?

        Существуют разные причины такого спада: современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели – чтение книг заменяется многочасовым сидение перед телевизором, компьютером; возросло количество неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием и развитием ребенка;  резко сократилось чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение  разнообразными книгами; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся; сокращение количества часов литературного чтения в начальной школе.

        Не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования читательской компетентности, т.е. приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать библиографическую грамотность, формировать позитивное отношение к чтению.

        Изучая литературу по данной проблеме, опыт коллег, возникла необходимость создания данного проекта. Цель проекта: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
  • формировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений, навыков чтения (совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
  • вычленение образовательных технологий, приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
  • апробировать образовательные технологии, приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
  • развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
  • сформировать навык чтения на высоком уровне;
  • прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • консолидировать усилия педагога, родителей, библиотекаря в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

Объектом исследования является читательская компетентность младшего школьника. Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности.

        Предполагаемые результаты:

  • повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению;
  • совершенствование уровня сформированности техники чтения;
  • положительная динамика мотивации чтения;
  • раскрытие творческих способностей детей;
  • расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей;
  • применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности.

Срок реализации проекта: сентябрь 2008г. – май 2012г.

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.

Изучив психолого – педагогическую литературу по данной теме, можно выделить некоторые особенности формирования читательской компетентности младших школьников.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения понимают:

  • умение правильно прочитывать слова;
  • понимать смысл текста;
  • выразительно читать;
  • выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызывать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка – читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Можно выделить следующие этапы формирования читательских интересов:

  • 6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
  • 8 - 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
  • 9 - 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.

В связи с вышесказанным, данный проект рассчитан на четыре этапа:

1 этап – подготовительный – 1 класс

2 этап – начальный – 2 класс

3 этап – основной – 3 класс

4 этап – заключительный – 4 класс

2. Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.

В ходе реализации проекта были использованы различные образовательные технологии.

1.Здоровьесберегающие технологии.

  • Подвижные игры (динамическая пауза)
  • Физминутки (опорно – двигательный аппарат, зрение, мелкая моторика, релаксация)
  • Народные игры (в ГПД)
  • Пропаганда здорового образа жизни (праздники, беседы, лекции для родителей)
  • Оздоровительное воздействие окружающей среды (экскурсии, прогулки, дыхательная гимнастика на свежем воздухе)
  • Мониторинг пропусков по болезни

2.Игровые технологии (технология имитационного моделирования).

  • Деловые игры
  • Ролевые игры
  • Сюжетные игры
  • Дидактические игры

3.Педагогика сотрудничества (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса).

  • Учитель – ученик ( учитель – помощник, консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность, проживает ситуацию)
  • Ученик – ученик  (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного)
  • Ученик – группа  (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждение итогов выполненного задания методом беседы)
  • Ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом)

4. Исследовательские технологии.

  • Педагогическая модель – обучение через открытие
  • Модель урока – «знаю, но не все, хотел бы узнать, узнал
  • Обязательно наличие проблемы

5.Технология развития критического мышления.

  • Прием «кластер»
  • Прием «концептуальная таблица»
  • Прием «чтение с остановками»
  • Прием «синквейн»

6.Уровневая дифференциация.

  • Разноуровневые задания
  • Дифференцированное домашнее задание

7.ИКТ технологии.

8.Гуманно – личностная технология

  • Создание ситуации успеха

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п

\п

Этап урока

Образовательные технологии

Методы и приемы

1.

Организационный

момент

Здоровьесберегающая

Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

2.

Вызов

(актуализация опорных знаний)

Проблемное обучение

Технология развития критического мышления

Игровые технологии

Педагогика сотрудничества

Создание проблемной ситуации

Прием «кластер»

Создание игровой ситуации

Работа в парах, группах

Эвристическая беседа

3.

Целеполагание

Педагогика сотрудничества

ИКТ технологии

Работа в парах, группах

Эвристическая беседа

Представление наглядного материала

4.

Осмысление

Работа по теме урока

Технология развития критического мышления

Уровневая дифференциация

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

ИКТ технология

Исследовательские технологии

Игровые технологии

Гуманно – личностная технология

Прием «кластер», концептуальная таблица,

«чтение с остановками»

Индивидуальная, парная,

групповая работа с разноуровневыми

заданиями

Создание проблемной ситуации

Парная,

групповая работа

Знакомство с новым материалом на ПК

Разноуровневые задания на ПК

Исследовательская работа в парах, группах

Игровая ситуация

Создание ситуации

успеха

5.

Физминутки

Здоровьесберегающие

технологии

Гимнастика для тела,

слуха, глаз;

танцевально – ритмические паузы (под музыку);

точечный массаж, дыхательная гимнастика;

упражнения на релаксацию

6.

Закрепление изученного

Индивидуальная работа

Уровневая дифференциация

ИКТ технологии

Разноуровневые проверочные задания

Тестирование на ПК

7.

Итог урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод

Подведение итогов в паре (сравнение)

8.

Рефлексия

Гуманно – личностная технология

Здоровьесберегающие

технологии

Создание ситуации успеха

Тренинг «Я смог…, что не получилось?»

Самооценивание

9.

Домашнее

задание

Уровневая дифференциация

Домашнее задание по выбору

3.Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

3.1. Подготовительный этап.

        Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

        В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.

Круг чтения

Правила и приемы самостоятель-ной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографи-ческой помощи

Основные понятия

детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении;

 

равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях  волшебстве;

 

произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы

восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;

 

ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;

 

 освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

 

 узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей

 книжная выставка;

рекоменда-тельный плакат

рисунок, иллюстрация

 обложка;

 надписи;

страницы;

заглавие книги, произведения

 фамилия автора;

понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник;

темы чтения;

книжная выставка.

        Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

        В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «игра в прятки»;
  • «мнимое слово»;
  • чтение за «диктором»;
  • синхронное чтение «буксиром»;
  • «подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;
  • демонстрационные картины;
  • учебные таблицы;
  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок;
  • книги;
  • электронные презентации.

Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:

  • показ учащимся книги, которую предстоит читать;
  • подготовка детей к восприятию избранного произведения;
  • чтение учителем этого произведения вслух;
  • рекомендации к самостоятельной работе дома.

Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждает у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).

Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении обращалось внимание детей на то, что

  • относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения;
  • мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать.

Эта своеобразная форма обмена мнениями после чтения вслух была названа беседой-дискуссией.  В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора. С целью интенсификации бесед-дискуссий с учетом специфики произведений в уроки включались элементы словарной работы, приемы инсценирования и устного словесного рисования.

Результаты подготовительного этапа

Уровень сформированности читательской компетентности

к концу 1- го года обучения

        По итогам 1 года обучения получены следующие результаты:

1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их (85%);

2 – знают, о чем хотят читать (50%);

3 – называют определенную книгу (40%);

4 – называют книгу правильно (20%);

5 – читают книги, соответствующие возрасту (18%);

6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения (16%).

        Как видно:

  • оптимальный уровень усвоения первоклассниками содержания прослушанных на уроках внеклассного чтения произведений, о чем свидетельствовали: безошибочное воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам.
  • интенсивно нарастающий интерес к самостоятельному чтению книг.
  • незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.

Способность правильно называть прочитанные книги у первоклассников не проявлялась, и интерес к определенным книгам не фиксировался – первоклассники одинаково охотно брали любую книгу, которую им давал библиотекарь или учитель, и утверждали, что хотят читать всякие книги. Активное желание первоклассников читать книги, участвовать в работе на уроках и во всех мероприятиях, связанных с книгой, во внеурочное время (утренниках, праздниках)  очень обрадовало.

        На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависел от взрослого квалифицированного читателя. Тема «Как знакомиться с книгой» была центральной в беседах по литературному чтению во II полугодии.

        Во внеурочное время читательская деятельность первоклассников благодаря возникшему интересу к книгам и системе рекомендательных домашних заданий приобрела устойчивую ситуационную активность. Диаграмма  отражает интерес к самостоятельному чтению, а также количественные и качественные показатели знания учащимися книг из доступного им круга чтения.

3.2. Начальный этап.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.

Содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся:

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

 детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением;

дифференциация тематики чтения по жанрам;

 произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1 500 слов

Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения

 усложненный рекомендательный плакат;

 книжная выставка – авторская и тематическая;

 картотека обложек

 название книги (заглавие, фамилия автора);

 переплет, корешок;

 оглавление (содержание);

 

понятия, которые будут углубляться:

 сборник – авторский и тематический;

 темы чтения;

 картотека, карточка ( на книгу)

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находилась в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил:

  • оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки.
  • подбор книг по теме.

На основании оценки полученных результатов второй год работы с детьми был посвящен активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.

На основании оценки полученных результатов второй год работы с детьми был посвящен активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.

Особое внимание уделялось развитию оперативной памяти. Это было связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась настолько, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шел гораздо быстрее.

Формированию оптимальной скорости чтения способствовало применение приема жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так – 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5*4*5=100 минут.

Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.

Результаты начального этапа

1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их (90%);

2 – знают, о чем хотят читать (60%);

3 – называют определенную книгу (50%);

4 – называют книгу правильно (45%);

5 – читают книги, соответствующие возрасту (30%);

6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения (50%).

Результаты, которые были получены к концу 2-го года обучения, оказались следующими:

  • читательская деятельность резко разделилась для учащихся на деятельность к уроку внеклассного чтения и для себя;
  • влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков;
  • книги, прочитанные к урокам внеклассного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие);
  • умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках внеклассного чтения.

Результаты сформированного у второклассников типа правильной читательской деятельности наглядно можно продемонстрировать следующей диаграммой.

Сопоставляя полученные результаты с результатами первого года обучения, следует признать, что все показатели сформированности основ читательской компетентности значительно улучшились. Это связано и с возрастными особенностями: дети серьезнее стали готовиться к урокам, у учащихся улучшилась оперативная память, им легче стало ориентироваться в книгах. Если в первом классе 16% учащихся читали книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения, то во втором классе – 50%.

Нет сомнения, что на читательскую подготовку второклассников большое влияние оказал достаточно простой способ совершенствования читательской активности – еженедельный просмотр учащимися выставки книг, прочитанных классом по теме предстоящего урока, а также определение содержания 2-3 абсолютно незнакомых детям книг с понятной им учебной целью. К концу года в классе выделились читатели-лидеры. Это были не отличники, а просто весьма любознательные, наиболее развитые и бегло читающие дети.

3.3. Основной этап.

        Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг были обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагал учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке  учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их.

Рассматривая и читая заинтересовавшие книги, дети, сопоставляли эти книги по определенному признаку, стараясь выбрать материал, наиболее соответствующий цели предстоящего занятия. Например, если к уроку чтения было дано задание не только познакомиться с рассказами В.Ю. Драгунского, но и узнать из книг о жизни писателя, то ребенок, действующий квалифицированно и осмысленно, старался принести на урок такую книгу, где кроме рассказов, есть предисловие со сведениями об авторе.

Содержание обучения на основном этапе расширялось и углублялось.

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

 русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

 детский журнал, газета (по выбору учителя);

вся традиционная для младших школьников тематика чтения;

 особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей

интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений,

учащиеся начинают обращаться к энциклопеди-ческой литературе для детей,

 для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран

 ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

 освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр - авторы

 

 рекомендательный список;

 тематическая картотека

 тема чтения;

 книга, соответствующая теме;

 книга, соответствующая личным возможностям;

 титульный лист;

 предисловие;

 послесловие;

 прикнижная аттестация.

Результаты основного этапа

1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их (100%);

2 – знают, о чем хотят читать (75%);

3 – называют определенную книгу (75%);

4 – называют книгу правильно (60%);

5 – читают книги, соответствующие возрасту (80%);

6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения (65%).

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.

В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение в смысл книги.

  • писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);
  • писатель – тема (О чем пишет Б. Житков – О животных);
  • тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);
  • писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике).

Развитие читательской памяти и кругозора позволило детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Полученные результаты дали возможность сделать вывод: несмотря, на то, что количество уроков внеклассного чтения сократилось вдвое, интерес к чтению книг у учащихся не только сохранился, но и закрепился, значительно повысился уровень сформированности основ читательской компетентности.

3.4. Заключительный этап.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

 русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

 детская периодическая печать;

 вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах

 ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

 воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

 обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

 освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги

 печатный рекомендательный указатель книг;

 каталог

 возможные цели чтения;

 доступный круг чтения;

 основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;

 периодическая печать;

 описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека

Заключительный этап имел своей цель, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Часто младшие школьники приносили на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делали выписки из прочитанных книг, журналов, газет. Внимание учащихся было направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требовало новых форм работы.

Новыми формами работы стали:

  • дискуссии;
  • диспуты;
  • литературные праздники;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы сочинений на заданную тему.

На заключительном этапе просматривались значительные, но закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению.

Результаты заключительного этапа

1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их (100%);

2 – знают, о чем хотят читать (80%);

3 – называют определенную книгу (80%);

4 – называют книгу правильно (65%);

5 – читают книги, соответствующие возрасту (80%);

6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения (70%).

Из диаграммы  видно, насколько увеличены уровни по каждому показателю, по сравнению с уровнем основ читательской компетенции 3 класса. Это произошло за счет улучшения оперативной памяти, увеличения техники чтения, развития творческого мышления.

Эти изменения совершенно необходимы в целях относительно безболезненного перехода учащихся из начальных классов в средние.

 Интерактивные формы работы с детской книгой

Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе началось активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Большим праздником в классе стал День книги, когда дети прощались с букварем. Дети в подарок получили книги, которые впоследствии послужили основой для создания классной библиотеки.

Большую роль в приобщении детей к книге сыграли библиотечные уроки. С нашим классом тесно сотрудничала Городская детская библиотека. Там особое внимание уделяли бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Дети с большим интересом выбирали ту книгу, которая им понравилась. Предварительно сотрудники библиотеки тщательно отбирали книги, и перед детьми на полках были выставлены красочно оформленные, эстетически выразительные, доступные для детского понимания и восприятия книги.

С первого класса школьники вели читательские дневники. В дневниках отмечали дату чтения, автора и название произведения, рассказывали о ком или о чем книга, что понравилось.

На уроках литературного чтения создавались проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учили детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствовал и личный пример учителя, который выразительно читал художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. Он применялся не только на уроках чтения. В ходе словесного рисования дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделялось словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использовались разнообразные приемы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписывались перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовались элементы драматизации. Предпринимались попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой. Будут способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, занятия в клубе семейного чтения, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

4.Результаты работы.

Итоговая таблица результатов

1 класс – 22 человека

2 класс – 22 человека

3 класс – 23 человека

4 класс – 24 человека

Критерии

Подготовитель-ный этап

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.

Выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их

18 чел.

85%

19 чел.

90%

23 чел.

100%

24 чел.

100%

2.

Знают, о чем хотят читать

11 чел.

50%

13 чел.

60%

17 чел.

75%

19 чел.

80%

3.

Называют определенную книгу

9 чел.

40%

11 чел.

50%

17 чел.

75%

19 чел.

80%

4.

Называют книгу правильно

4 чел.

20%

10 чел.

45%

13 чел.

60%

15 чел.

65%

5.

Читают книги, соответствующие возрасту

3 чел.

18%

6 чел.

30%

18 чел.

80%

19 чел.

80%

6.

Читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения

2 чел.

16%

11 чел.

50%

14 чел.

65%

17 чел.

70%

        Как видно из таблицы, по всем измеряемым показателям наблюдается значительный рост.

        Был также проанализирован круг детского чтения, который за 4 года стал значительно разнообразнее.

Одной из задач являлась сформированность навыка чтения на высоком уровне. Полученные данные свидетельствуют об этом.

Динамика качества знаний по литературному чтению

Заключение

Таким образом, проведенная  в течение нескольких лет работа по теме «Формирование читательской компетентности         младших школьников», дала свои результаты. Ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению Современных образовательных технологий и ИКТ в учебный процесс.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.Сосредотачивая уси...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе

Тема проекта:  «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной  школе »...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...